17 февраля в библиотеке имени А.П.Чехова (ул.Турку, 11), в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР состоялась очередная лекция из цикла ««Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха». Тема: «Иисус Христос. Картины Н.К.Рериха «Знаки Христа» (1924 г.) и «Чаша Христа» (1925 г.)». Лекцию провела Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР.
Жизнь Иисуса Христа (Иисуса из Назарета) – одна из наиболее светоносных и трагических страниц в истории человечества. Две тысячи лет его Учение и его огненный подвиг зажигают в сердцах последователей любовь и веру, устремляют и укрепляют на пути духовного восхождения, дают миру святых и подвижников, таких как Сергий Радонежский, Св.Франциск Ассизский и др.
Основными источниками знаний о жизни Иисуса Христа являются четыре канонических Евангелия, на их текстах был основан прозвучавший на лекции рассказ о Великом Учителе. Повествование сопровождалось видеопрезентацией с изображениями икон, картин выдающихся мастеров, росписей храмов, посвященных различным эпизодам жизни Христа. Эта тема широко представлена в мировой художественной культуре, образ Христа пытались осмыслить и воспроизвести в своих работах великие мастера Эпохи Возрождения, такие, как Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Духовный подвиг Христа нашел отражение на полотнах знаменитых русских художников, таких как Крамской, Ге, Иванов, Куинджи, Репин, Маковский. Особое внимание было уделено лектором целому ряду картин, посвященных сюжету моления Христа в Гефсиманском саду (Моления о чаше), так как одна из картин Н.К.Рериха из серии «Знамена Востока» также посвящена этому эпизоду, и было интересно увидеть различные подходы художников к его освещению.
Представленные в ходе рассказа многочисленные художественные произведения, посвященные жизни Иисуса Христа, продемонстрировали изменение взглядов человечества в различные эпохи. Картины Н.К.Рериха – новый этап в осмыслении подвига Великого Учителя.
Лектор вновь напомнила участникам о времени и особенностях создания серии картин «Знамена Востока». Было отмечено большое значение Центрально-азиатской экспедиции по нахождению и бережному сбору уникального исторического и культурологического материала, о чем сам Н.К.Рерих писал: «Главная наша задача – изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством». Путь отрицания существующих фактов и явлений Рерих справедливо считал самым неплодотворным в науке и видел в этом признак невежества. «Все должно быть выслушано и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания».
Л.В.Шапошникова в книге «Н.К.Рерих. Художник. Ученый. Мыслитель» писала о значении картин, созданных в период экспедиции: «Центрально-азиатская экспедиция по праву может претендовать на особое место среди экспедиций XIX и XX веков. Пожалуй, ни одна из известных нам экспедиций не была снабжена таким количеством первоклассного художественного материала, как экспедиция Рериха. Картины, написанные выдающимся художником как во время Центрально-азиатской экспедиции, так и после нее, не были прямой иллюстрацией пройденного маршрута, какими обычно бывают экспедиционные зарисовки или фотографии. Рериховские полотна не только дополняли собранный экспедицией материал, но и являлись самостоятельной частью этого материала, без которой он оказался бы неполным и незавершенным. Кистью написавшего эти полотна водила рука не только художника, поддающегося свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и точная рука ученого. И тот, и другой словно слились в одном человеке. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией».
Известно, что ни в одном из Евангелий не говорится о жизни Христа с 12 до 29 лет. Во время Центрально-азиатской экспедиции Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих встречали свидетельства глубочайшего почтительного отношения к Христу на Востоке, и живущей в народных преданиях уверенности о пребывании Учителя в Азии до его появления перед Иоанном Крестителем на реке Иордан. В статье «Легенда Азии» Н.К.Рерих писал: «Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа, во время Его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях».
Неизвестные страницы жизни Христа запечатлены в книге «Криптограммы востока», написанной Еленой Ивановной и изданной под псевдонимом Ж.Сент-Илер в Париже в 1935 г. Полученные знания также нашли отражение в художественном творчестве Н.К.Рериха. И если сюжет картины «Чаша Христа» известен по евангельским текстам, то для понимания смысла картины «Знаки Христа» необходимо знакомство с одноименным текстом из книги «Криптограммы востока».
Более глубокому осознанию философского содержания этих полотен способствует обращение к текстам Учения Живой Этики, многократно обращающегося к жизни Великого Путника, и освещающего разные грани его подвига. «Радостно трепещет воздух предрассветного часа, часа, когда Будда постиг величие Космоса и Владыка Христос молился за мир в саду Гефсиманском», – записано в книге «Озарение. В «Мире Огненном» разъясняет истинный смысл символа Чаши: «Символ Чаши с давних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. <…> Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши».
«О Богочеловеке так много говорят, стремясь к обоготворению. Сколько есть памятных записей, указующих на Образы устремленных к высшим Мирам. Но как тускло представлены они в сознании людском! Богочеловек, только ушедший в иные миры! Но Мы, Братья человечества, – ищем и утверждаем Богочеловека на Земле. Все Образы Мы чтим, но особенно Облик Богочеловека, который несет в сердце полную Чашу, готовый к полету, но несущий на Земле Чашу», – также запишет в своем дневнике в 1924 году Елена Ивановна.
Заключительная часть лекции была посвящена взглядам искусствоведов на картины «Чаша Христа» и «Знаки Христа». Изучение набросков и эскизов художника, нюансы художественных решений, которые нашел Н.К.Рерих, средства выразительности, которые он выбирал, чтобы передать свою мысль – все это помогает еще глубже понять и прочувствовать философский смысл картин.
«…первый Луч Новой Эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа» - писала сотрудникам Е.И.Рерих. Художественное и философское наследие семьи Рерихов дает возможность всем непредубежденным искателям истины открывать для себя новые страницы из жизни Великого Учителя. Лекция завершилась строками из письма Е.И.Рерих к ученикам: «Может быть, кто-то любопытствующий скажет – поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать – нельзя говорить о Несказуемом. Лишь сердце может трепетать от восторга, прикасаясь духом к Красоте Высшей».