17 декабря 2019 г. в Центральной районной библиотеке им.А.П.Чехова в рамках Цикла лекций «»Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха» состоялась четвертая лекция: «Картина Н.К.Рериха «Ойрот – Вестник Белого Бурхана». 1925 г.». Лекцию с видеопрезентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов М.В.Царева.
Людмила Васильевна Шапошникова, писатель и исследователь творчества Николая Константиновича Рериха, в своей книге «От Алтая до Гималаев» пишет о художнике, что будучи мыслителем и гуманистом, ученым и историком, поэтом и писателем, Рерих был также неустанным путешественником-исследователем, возглавившим уникальную в ХХ столетии Центрально-Азиатскую экспедицию по неизведанным районам Центральной Азии.
Ни одна экспедиция не была представлена художественным материалом в такой степени, как Центрально-Азиатская. Более 500 полотен, этюдов, рисунков было создано Николаем Константиновичем на маршруте экспедиции и подарено Музею Николая Рериха в Нью-Йорке.
В самом начале ЦАЭ, во время пребывания в Сиккиме (1924–1925) Рерих создаёт три серии картин. Будде Грядущего – Майтрейе, художник посвящает две серии картин - «Майтрейя» и «Его Страна». Третья серия полотен «Знамёна Востока» представляла собой грандиозный художественный ансамбль, состоящий из 19 произведений. Эта серия одно из самых значительных и масштабных творений художника, посвященная великим Учителям человечества – величайшим подвижникам, святым, религиозным реформаторам, философам и мыслителям.
В своих картинах сиккимского периода Н.К. Рерих с чуткостью художника выражает очень близкую для себя тему — сокрытую в глубинах человеческого сердца мечту о лучшем, возвышенном, новом мире.
Одна из картин этой серии — «Ойрот - вестник Белого Бурхана» была написана художником на Алтае в 1925 г. на сюжет алтайской легенды. Сюжет картины связан с легендами о Белом Бурхане – Будде и Ойроте, народном герое ойротов (калмыков), живущих на Алтае.
«Ойрот» – пожалуй, самое масштабное полотно серии картин «Знамена Востока».. Огромное пространство неба и земли, поразительно высокая точка обзора, фигуры Ойрота и девушки, возникающие в ночной тишине под призрачным светом луны, – всё это и воскрешает легенду, и наполняет её высокой духовной и художественной силой.
На картине Н.К.Рерих изображает Ойрота умудренным годами стариком, который в синеве ночи при свете полной луны едет на белом коне, едва касаясь гор, и словно видение предстает перед застывшей в благоговейном почтении девушкой… Сверкают в зыбком лунном свете острые ледники и снежные отроги горы Белухи...
Сюжетной основой картины «Ойрот – вестник Белого Бурхана» явилась легенда о видении Ойрота, распространенная на Алтае.
Вот как описывает эту легенду сам Николай Константинович в своей книге «Сердце Азии»: «И еще чудо случилось в этой стране…В 1904 г. молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот и сказал ей, что он вестник Белого Бурхана (Будды – М.Ц.), и что придет сам Бурхан. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигает на Земле новое счастливое время».
Алтайскому краю Рерих придавал особое значение. «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии, – говорил художник. - Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию».
Несмотря на то, что общее количество художественных произведений, созданных Николаем Константиновичем Рерихом, велико, можно выделить из них те, которые посвящены Алтаю. На это указывают пояснения самого художника в его дневниках и статьях; записи обычаев, обрядов, притч, легенд и сказаний, послуживших сюжетами картин.
К картинам алтайского цикла можно отнести такие полотна художника как «Сосуд нерасплесканный (1927), «Чудь подземная» (1928 – 1930), «Богатыри проснулись» (1940), «Оттуда» (1935 – 1936), «Победа (Змей Горыныч)» (1942), «Ковка меча (Нибелунги)» (1941), «Странник Светлого Града» (1933).
Завершается рассказ об алтайском цикле полотен Рериха его картиной «Приказ Учителя» (1947). В день ухода Николая Константиновича из жизни картина осталась стоять на его мольберте.
«Последние работы Николая Константиновича — это заключительный аккорд всей Его замечательной жизни», — отмечал сын художника, С.Н. Рерих.
Когда Н.К.Рерих писал эту картину, со времени его пребывания на Алтае прошёл двадцать один год, а память всё воскрешала зовущие вершины и сердце художника устремлялось домой, послужить Отечеству. Как священный Завет звучат его слова: «Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя её великого будущего, понимая, что настоящее — это ступень к нему. Так думайте и вы. Великое время идёт, и Великий Народ пролагает огненный путь в будущее».
Весь алтайский цикл картин Н.К. Рериха пронизан поверьями, легендами и преданиями, которые художник изучал, собирал и которые его вдохновляли на создание прекрасных полотен.
"Из всех созидательных энергий, – говорится в Учении Живая Этика, - самой высокой остается мысль. Что же будет кристаллом этой энергии? Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли, но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии, и в сжатой форме выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности… Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду... В легенде выражается воля народа…». Так думал и возвещал всем своим творчеством Н.К.Рерих.
Перед лекцией был показан музыкальный фильм с видами гор Алтая и Гималаев, звучала индийская музыка. Лекция сопровождалась презентацией, которая представляла красочный видеоряд, содержащий карты Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, картины Н.К. Рериха, редкие архивные фото участников экспедиции, панорамные фотографии г. Белухи, Алтайских гор и долин.