|
|
23 марта 2012 года в Библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата д.72) в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась восьмая лекция из цикла «Знамена Востока». Тема лекции: «Картина Н.К.Рериха «Нагарджуна – Победитель Змия» (1925 г.)». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник СПб отделения МЦР Царева М.В.
Одну из выдающихся картин серии «Знамена Востока» «Нагарджуна – Победитель Змия», Н.К.Рерих посвятил величайшему философу древней Индии Нагарджуне – реформатору и комментатору буддизма, основоположнику учения мадхьямики – учения о Срединном пути, первой религиозно-философской школы Махаяны. О легендарной личности Нагарджуны, почитаемом при жизни как Ботхисаттва и Будда, его подвижнической жизни и деяниях повествовали крупнейшие духовные Учителя Индии IV- XV веков. В картине образ великого философа овеян таинственным преданием, о чем Н.К.Рерих писал в «Сердце Азии»: «Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо мудрость из бесед с Нагом - “змеиным царем”. <...> и многие другие, одинокие, понимавшие предуказанную эволюцию, счищали пыль условности с заветов Будды». Бесценный духовный вклад в историю развития человечества, в осмысление его Пути к духовному совершенствованию внесли такие Учителя древности как Нагарджуна, в имени которого отобразилась мифологическая символика культа нагов - Мудрость, Знание, Творчество. Понятие нага, культ нагов возникли в Индии с древнейших времен. В презентации прозвучали итоги исследований и размышлений на эту тему писателя и индолога Л.В.Шапошниковой из ее книг «От Алтая до Гималаев», «Веления Космоса», «Земное творчество космической эволюции», трилогии «Великое путешествие».
В ходе презентации нашла отражение и тема связи с древнейших времен народов Алтая и Гималаев. Она прозвучала в рассказе о знаках созвездий Древнего Зодиака, изображенных Н.К. Рерихом в картине на скалах озера Великого нага и реально найденных исследователями в предгорьях Алтая в гроте древнего астрономического комплекса Ак-Баур. Мифологические образы картины великого Мастера передают извечную идею бесконечности времени, цикличности жизни и смерти, идею великой преемственности знаний и накопления мудрости бесчисленными поколениями.
В ходе презентации были представлены картины Н.К.Рериха, посвященные великим священным рекам и озерам Индии, связанным с понятием культа нагов, расположение и современный вид озера Юм-Цзо, панорамы гор и долин, отражающих биографию великого философа и маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, полотно Н.К.Рериха «Сараха – благая стрела», посвященное Учителю Нагарджуны. Эволюция творческих решений художника в ходе работы над полотном была показана на примере двух подготовительных рисунков к картине, выполненных в 1924 и 1925 годах.
|