7 ноября 2019 года в библиотеке им. Д.С. Лихачева (Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 32), в рамках экспонируемой здесь выставки Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов «Мыслители-космисты», состоялась лекция «Идеи космизма в науке, философии и искусстве», которую провела сотрудник отделения Т.В. Александрова.
В лекции были освещены исторические вехи осмысления космоса человеком: рассмотрено явление космизма, как особого течения в культуре человечества с древнейших времен; а также «русского космизма» - уникального явления, проявившегося в конце XIX – начале XX вв. в русской культуре – философии, науке и искусстве.
Идеи взаимной связи человека и Вселенной с глубокой древности были известны и широко распространены в различных культурных традициях. Эти знания обнаруживаются в мифах, легендах, сказаниях, прослеживаются во многих дошедших до нас религиях и философских системах.
Космизм, как явление философии, берет истоки в Древней Греции и связан с учением древнегреческих философов о мироздании «как структурно-организованном и гармонически упорядоченном целом». Сам термин «космизм» происходит от греч. kosmos – организованный мир. Космизм - это философское мировоззрение, в основе которого лежит знание о Космосе и представления о человеке как гражданине Универсума, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.
В дальнейшем идеи космизма нашли отражение в трудах таких ученых, философов, поэтов и писателей, как Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Парацельс, Я. Беме, И. Кант, М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, В.Ф. Одоевский и др., которые были предтечами космизма и в разные века пролагали пути к его развитию.
В лекции были кратко рассмотрены виды мышления, последовательно сменявшие друг друга в процессе исторического развития человечества - мифологический, религиозный и научный, всесторонне освещенные в трудах выдающегося философа и мыслителя конца XX - начала XХI вв. Л.В. Шапошниковой.
В своей наиболее выраженной и яркой форме космизм проявился в пространстве культуры Серебряного века в России на рубеже XIX–XX вв. Именно в это время, как отмечает Людмила Васильевна, в культурном пространстве России начинает формироваться новый, четвёртый тип мышления – космический, связанный с творческой деятельностью целой плеяды выдающихся представителей Серебряного века. Эти процессы знаменовали собой переход к новой ступени в эволюционном развитии человечества.
Именно в пространстве России произошли главные эволюционные события, сдвинувшие в сложнейшем процессе пласты старого мира. Здесь «соединились два мира, Восток и Запад, сошлись Духовная и социальная революции, старое социологическое мироощущение и новое космическое миропонимание, два пути творения Нового Мира и нового человека» [1. с. 176].
Общая для мыслителей-космистов идея преображения мира творчеством по-новому раскрывала подлинный смысл бытия культуры и человека, осуществление им своего предназначения. Новое творчество рассматривалось как теургия, или сотрудничество с Высшим. Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс».
Все мыслители-космисты отличались целостностью мировоззрения, идеями взаимосвязи человечества и Космоса; их творчество пронизано интуитивным ощущением грядущего преображения мира и человека, миссии человечества в этом эволюционном процессе и его ответственности перед мирозданием.
Духовная революция в России несла в себе тенденцию к синтезу научного и вненаучного способов познания. Согласно учениям мыслителей-космистов, новое космическое миропонимание должно быть синтезом науки, философии и религии, в их трудах мы находим мысль и религиозную, и философскую, и научную.
В русском космизме выделяют религиозно-философское направление, естественно-научное и направление космизма, связанное с искусством. В ряду этих мыслителей можно назвать блестящих русских философов: Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьёва, И.А. Ильина; выдающихся учёных ХХ века: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.М. Бехтерева; представителей искусства, среди которых художники М.К. Чюрлёнис, М.А. Врубель, художники группы «Амаравелла», композитор А.Н. Скрябин, поэты А.А. Блок, А. Белый и другие.
Дальнейшее развитие идей космизма в России, в начале 20-х годов XX века, нашло отражение в новой системе познания «Живая Этика» или философии космической реальности, связанной с именами Е.И. и Н.К. Рерихов. Живая Этика соответствует новому эволюционному витку развития человечества и является завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения, возникшего в ходе Духовной революции в России на рубеже XIX – ХХ веков.
Все многогранное творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, а также их сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича, все сферы их обширной деятельности пронизаны идеями Живой Этики, новым космическим мироощущением; их духовно-культурное наследие имеет важнейшее значение для эволюции человечества.
Идеи космизма на протяжении тысячелетий проводились в жизнь великими подвижниками Истины. «Жертвенно пройдя земной путь, они оставили после себя бесценное наследие, до сих пор еще, к сожалению, не оцененное по достоинству» [Там же, с. 184]. Полное прозрений и гениальных открытий, оно становится все более востребованным и приближает то будущее, которое мыслители утверждали в своем творчестве.
1.Шапошникова Л.В. ХХ век. У порога Нового Мира // Л.В. Шапошникова. Космическая эволюция в свете ку льтурного наследия Рерихов. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011.