24.10.2019 года в Центральной районной библиотеке им..А.П.Чехова, г. Санкт-Петербург, в Цикле ««Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха» состоялась вторая лекция: «Нагарджуна. Картина Н.К. Рериха «Нагарджуна – Победитель Змия». 1925». Лекцию с презентацией слушателям провела сотрудник СПб отделения МЦР Царева Мальвина Валерьевна. Выступая перед слушателями, лектор отметил, что через все творчество великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха проходит тема Учителя и Наставника. Учителями человечества называл он мудрецов, подвижников и святых, чья жизнь была уроком мужества, благородства и сострадания к ближнему. «Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости» - утверждал Рерих.
В галерею образов Учителей Востока, созданных Николаем Константиновичем Рерихом, входит образ великого индийского философа древности Нагарджуны - просветителя, реформатора и комментатора буддизма, основоположника великой философской школы буддизма Махаяны. Ему посвятил Рерих одно из уникальных своих полотен - картину «Нагарджуна – Победитель Змия» (1925), которая входит в серию картин художника «Знамена Востока».
Создание серии относится к начальному периоду Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, на маршруте которой художником было создано более 500 полотен, этюдов и рисунков. Он начал писать эти полотна в 1924 г. в Дарджилинге, в небольшом княжестве Сикким, расположенном между Непалом и Тибетом в предгорьях Восточных Гималаев. Здесь Рерих впервые столкнулся с преданиями о древних загадочных нагах, над головами которых поднимались змеиные капюшоны. С нагами были связаны и мифические предания о горе Канченджанге в Сиккиме, о всемирном потопе и заповедной стране Шамбале. В разговорах с Рерихом Ламы Сиккима рассказывали о Великих духовных Учителях – Махатмах, обитающих в заповедной стране.
Индийские предания полны записей о нагах, этих таинственных созданиях. Наги, по индийской мифологии, - полубожественные змееподобные существа, обладающие глубокой мудростью. Считалось, что Учение, которое Будда проповедовал при жизни, было понято только богами, бодхисаттвами и нагами. Именно наги сохраняли священные знания в своих подводных дворцах. В экспедиционном дневнике Н.К. Рерих писал: «...Сильные духом отдельные Учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик учения». Таков был «Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юм-цзо мудрость из бесед с Нагом - “змеиным царем”».
Личность Нагарджуны, как его жизнь и биография, овеяна легендами, за которыми стояла реальность. Уже при жизни великий мыслитель был признан Буддой. Поэтому в тибетском буддийском искусстве, в скульптуре и живописи, Нагарджуна традиционно изображается в образе Будды. Легенды гласят, что через 400 лет после того, как ушёл Будда Шакьямуни, на юге Индии, в стране Видарбха, родился мальчик, наделенный удивительными способностями: еще в детстве он изучил четыре Веды, каждая из которых имела 40 тысяч строф. Он получил образование в крупнейшем университете Индии Наланде и в свои 20 лет уже был широко известен, изучив все светские науки.
Дальнейшее образование Нагарджуны связано с пребыванием в Кашмире, который в древности называли страной нагов. Исследователь творчества Рерихов Людмила Васильевна Шапошникова, пройдя путями Центрально-Азиатской экспедиции, много времени и сил посвятила исследованию понятия нага и культа нагов, возникшего в Индии с древнейших времен. Она отмечает, что знакомство Нагарджуны с нагами, как утверждают легенды, состоялось еще в Наланде и приводит легенду о встрече Нагарджуны с Великим нагом. Эта легенда описана в главе «Земля риши» книги Людмилы Васильевны Шапошниковой «Мастер».
В буддийской традиции говорится, что Нагарджуна получил в дар от Великого Нага Сутру Сердца Праджняпарамиту, которую называют Учением Запредельной мудрости. Сутра Сердца и философские тексты Нагарджуны легли в основу учения буддизма Махаяны. «Махаяна и Хинаяна — две основные школы буддизма. – Пишет Е.И.Рерих. - Дословный перевод — «Большая Колесница» и «Малая Колесница». <…>. Махаяна получила начало свое в Западной Индии в третьем веке до Рождества Христова, основателем ее был великий учитель Нагарджуна. Главное отличие ее от Хинаяны в том, что кроме Готамы Будды она признает Иерархию Света, возглавляемую многими Буддами и Бодхисаттвами и Тарами».
Раскрывая значение древнего мифологического символа нага Людмила Васильевна Шапошникова пишет: «В течение многих веков в Индии формировался сложный и своеобразный культ Нага или змия». «Змеиный капюшон, вознесенный над головой богов, культурных героев, мудрецов, древних богинь, над Буддой и его последователями есть особый знак победы духа над плотной материей, символ преображения, признак расширенного сознания, мудрости и владения высокими знаниями».
Особенно яркие свидетельства этого культа исследователь обнаружил в районах, расположенных у подножия и на склонах Великого Гималайского хребта. Это земли Кашмира и долина Кулу, древняя Кулута. Николай Константинович умел за легендой и мифом увидеть реальность. Великие мудрецы-Риши, Великие души - Махатмы, духовные Учителя возникают на его полотнах за красочными волшебными рассказами о долине Кулу. Ей он посвятил не одну свою картину. Это такие полотна как «Весна в Кулу. Кришна» (1929), «Гуга Чохан» (1931), картины серии «Кулута» (19 полотен 1936 – 1945 гг).
Предания повествуют, что озеро, где Нагарджуна получил сокровенные знания от Великого Нага, называлось Юм-Цзо, «Бирюзовое озеро», о чем Николай Константинович записал в своем дневнике. Оно расположено на высоте около четырех с половиной тысяч метров между древней столицей Тибета Шигадзе и Лхасой, вблизи великой индийской реки Брамапутры. "Здесь родилась мудрая Ригведа, - пишет художник, - здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы,... Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой».
Картина «Нагарджуна - Победитель Змия» написана в лилово-фиолетовых тонах. Все произведение пронизано символикой, за которой скрыты легенды и мифы, связанные с великим мыслителем и культом нагов. Полотно отличает композиционная ясность, гармония ярких и глубоких тонов, духовное величие образа Учителя. В тибетской живописи озеро является важным атрибутом и символизирует глубинную мудрость, постигаемую интуитивно и целостно.
В левом нижнем углу на картине можно рассмотреть знаки, изображенные на наклонной каменной плите, похожие на древние письмена. Исследования показали, что рисунки на скалах озера Великого Нага, с точностью воспроизведенные Рерихом, имеют аналог в предгорьях Алтая, в гроте древнего астрономического комплекса Ак-Баур, и представляют собой древний Зодиак. Возможно, перед нами зримое подтверждение связи народов Алтая и Гималаев, вопрос, который требует дальнейшего тщательного исследования.
Мифологические образы Великого Нага, Брахмы, изображений древних Зодиакальных созвездий в картине передают извечную идею бесконечности времени, цикличности жизни и смерти, идею накопления мудрости бесчисленными поколениями. Мифологическая символика в виде змеиного капюшона указывала на Великого Учителя и обозначала возможность овладения человеком Мудростью, сокровенным Знанием и высоким Творчеством.
Лекция сопровождалась презентацией, которая представляла насыщенный видеоряд, содержащий карты Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, картины Н.К. Рериха, древние и современные буддийские тангки (буддийскую живопись), посвященные философу Нагарджуне, современные фотографии мест жизни и деятельности великого философа и Будды Шакьямуни.