Новости отделения

04.10.2019

Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха» в городе Волосово (Ленинградская область)



24 сентября 2019 года в Волосовской школе искусств им. Н.К.Рериха состоялся форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», приуроченный к юбилейным датам Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и С.Н.Рериха. Организаторы форума: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», Комитет образования администрации Волосовского муниципального района. В представительном форуме приняли участие сотрудники Международного Центра Рерихов (МЦР) и Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.

Основной целью форума, как отмечалось в ходе его работы, являлась «популяризация успешных практик использования творческого потенциала Н.К.Рериха в современной социокультурной образовательной среде». Программа форума предусматривала условия для эффективного обмена практическим опытом, неформального общения и сотрудничества участников в области философского осмысления наследия Н.К.Рериха, художника, просветителя, философа и общественного деятеля. Работа форума была организована в виде шести арт-пространств – тематических площадок, расположенных на территории Волосовской школы искусств им. Н.К.Рериха, а также в Музее-усадьбе Н.К.Рериха в Изваре и Культурном центре «Извара 15»:

• Арт-пространство № 1 – «Арт-галерея» (Вхождение в мир Н.К.Рериха);

• Арт-пространство № 2 – «Палитра педагогических идей» (Н.К.Рерих как художник);

• Арт-пространство № 3 – «Вершина мудрости» (Н.К.Рерих как философ);

• Арт-пространство № 4 – «Фонтан эмоций» (Н.К.Рерих как гуманист);

• Арт-пространство № 5 – «Вернисаж педагогического мастерства» (Н.К.Рерих как педагог);

• Арт-пространство № 6 – «Мир творчества» (Наследие Н.К.Рериха).

В работе арт-пространств, организованной соответственно тематике, приняли участие представители органов власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, педагоги, ученые, представители общественных организаций, творческие коллективы Ленинградской области. В рамках форума проходила выставка лучших работ участников конкурса «Цвет и звук Державы Рериха», собранных за последние годы.

Представители Международного Центра Рерихов и Санкт-Петербургского отделения МЦР выступали на различных площадках форума. Так, в Арт-пространстве № 3 «Вершина мудрости» (Н.К.Рерих как философ) научный сотрудник ОНЦКМ МЦР Л.А.Кожемякина выступила с докладом «Творческое наследие Н.К.Рериха – основа образовательного пространства Международного Центра Рерихов». Сотрудник МЦР, член оргкомитета международного конкурса «Мы – дети Космоса», В.В.Виноградова представила доклад «Космос глазами сердца: международный конкурс детского рисунка “Мы – дети Космоса”» на Круглом столе «Н.К.Рерих и современность» в Арт-пространстве № 6, площадка 2 (культурный центр «Извара 15»). На этой же площадке тему «Философия и методология педагогики Культуры» осветили в совместном докладе И.В.Иванов, член Эстонского общества Рериха, педагог и музыкант (г. Обнинск), и С.Л.Окунева, председатель ассоциации «Педагогика Культуры в Эстонии», член Эстонского общества Рериха (г. Таллин, Эстония).

На форуме прозвучали доклады о десятилетнем опыте практической деятельности Санкт-Петербургского отделения МЦР по реализации идей наследия Н.К.Рериха в выставочно-лекционной и проектной деятельности в школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. М.Я.Морозова, руководитель выставочного отдела в школах, выступила на площадке Арт-пространства № 2 «Палитра педагогических идей» (Н.К.Рериха как художник) с докладом «Значение творчества Н.К.Рериха в эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения». Е.Е.Корчемкина, руководитель выставочного отдела, на площадке Арт-пространства № 6 представила доклад «Выставочная деятельность наследия Н.К.Рериха как форма расширения образовательного пространства в средних и высших учебных заведениях».

Ведущий специалист информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Л.И.Уварова выступила с докладом «Опыт проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга» в Арт-пространстве № 5 «Вернисаж педагогического мастерства» (Н.К.Рерих как педагог).

По завершении работы арт-пространств пленарное заседание форума открылось исполнением стихотворения Н.К.Рериха «Мальчику» и театральной композицией «Знаки», подготовленными учащимися и театральным коллективом «Абракадабра» Волосовской школы искусств им. Н.К.Рериха. Вокальная группа «Созвучие» (руководитель Г.А.Иванова) исполнила гимн Ленинградской области.

Затем ведущая форума И.В.Васютенкова, заведующая кафедрой педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, предоставила слово представителям администрации и органов власти Ленинградской области и представителям общественных организаций и музеев.

Глава муниципального образования Ленинградской области В.В.Рыжков в своем приветствии отметил, что самым главным для администрации муниципального образования Ленинградской области является создание необходимых условий для воспитания подрастающих поколений в духе нравственных ценностей великого философа Н.К.Рериха, а также обеспечение необходимых условий для занятий детей искусством и творчеством в обновленной Волосовской школе искусств им. Н.К.Рериха.

Заместитель председателя, начальник отдела по работе с педагогическими кадрами и информационного обеспечения Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Т.Г.Рыбарецкая зачитала приветствие форуму от С.В.Тарасова, председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. От лица этого Комитета Т.Г.Рыбарецкая выразила благодарность организаторам мероприятия и приветствовала всех участников форума, который проводится в юбилейный год, год 145-летия со дня рождения Н.К.Рериха, выдающегося деятеля русской и мировой культуры. В своем выступлении она отметила, что «философский и гуманистический смысл педагогической деятельности Н.К.Рериха заключается в воспитании духовного роста. Первоочередной задачей он назвал открытие в каждом человеке творца. Целью форума является популяризация успешных практик использования творческого потенциала Н.К.Рериха в современной социокультурной образовательной среде. Этот ресурс необходимо использовать в целях воспитания подрастающего поколения, знакомства с историческим и культурным наследием малой родины – Ленинградской области. Такие события, как сегодняшний форум, должны стать традиционными в системе образования нашего региона».

М.Н.Левченко, депутат Законодательного собрания Ленинградской области, выразила радость по поводу того, что «первый образовательный рериховский форум свершился», сердечно поблагодарила директора Музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре О.А.Черкасову, вместе с которой они мечтали об организации такого мероприятия, а также представителей других организаций, присутствующих на форуме, и отметила значимость для жителей Волосовского района того факта, что великий педагог и философ Н.К.Рерих жил на Волосовской земле. «Н.К.Рерих очень любил Россию и завещал нам передавать все хорошее, доброе, вечное нашим ученикам. Я верю, что сегодня кто-то впервые открыл для себя имя Рериха и будет продолжать изучать его наследие», – отметила М.Н.Левченко.

Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, зачитал приветствие в адрес форума от Ю.Х.Темирканова, Президента Международного Центра Рерихов. В приветствии говорилось о том, что «именно на Волосовской земле, в имении Извара, у Н.К.Рериха состоялось первое знакомство с древней историей Руси, зародился интерес к археологии и появился первый опыт в этой области, а также родились первые мысли о необходимости защиты памятников старины от непрофессиональных раскопок, что оказало значительное влияние на дальнейшее формирование его мировоззрения. Н.К.Рерих был прекрасным педагогом, талант которого проявился во время его руководства школой при Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Традиции русской и мировой педагогической школы он достойно воплощал в жизнь, руководствуясь девизом своих первых учителей: “Сначала любить, потом учить”. Рерих был убежден, что общественное начало является главным в Общем Благе, и стремился утвердить в практике педагогов и учащихся эту мысль. Н.К.Рерих понимал огромную важность воспитания и образования молодых сознаний, он говорил: “Им предстоит одна из сказочных работ: возвысить основы культуры духа, заменить “механическую цивилизацию” культурой духа”. Идеи Н.К.Рериха о воспитании и образовании обогатили мировую и российскую педагогическую мысль, послужив на благо будущих работников и педагогов в их профессиональной деятельности. Замечательные идеи Рериха стали основой как для педагогов, учащихся и работников в сфере культурного строительства, так и для всех, кто трудится на поприще воплощения в жизнь идей, возвышающих жизнь и человеческую душу. Как говорил Н.К.Рерих, познавание беспредельно и красота беспредельна. Поддержка губернатором Ленинградской области творческого конкурса “Цвет и звук Державы Рериха”, много лет проводимого Волосовской школой искусств им. Н.К.Рериха, показывает важный вклад администрации Ленинградской области в реализацию идей Н.К.Рериха в системе образования и воспитания молодежи. Этот конкурс послужил мостом сотрудничества с Международной Академией им. Е.И.Рерих в Наггаре, штат Химачал Прадеш, Индия». В выступлении также подчеркивалось, что «педагогическое наследие нашего соотечественника Н.К.Рериха прежде всего должно быть глубоко философски осмысленно. В нем заложено множество прекрасных идей, связанных с развитием гуманизма и мира. Представляется, что форум, посвященный педагогике Н.К.Рериха, станет важной вехой на пути воспитания человека, его духовного совершенствования и понимания его предназначения».

Э.А.Томша от лица Международного Центра Рерихов пожелал всем творческих успехов в созидательном труде на благо воспитания и образования в России и выразил надежду на то, что результатом сотрудничества участников форума станут «существенные практические шаги, направленные на сохранение мира и культуры, этих важнейших основ преображения нашей жизни». Книгу «Рерихи и духовное и историческое наследие России» издательства Международного Центра Рерихов Э.А.Томша передал в дар С.В.Тарасову, председателю Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

Г-н Дипак Миглани, Генеральный консул Республики Индия в Санкт-Петербурге, в своем выступлении отметил, что уже второй раз с радостью посещает Волосовскую школу искусств им. Н.К.Рериха. Он сказал, что великим человека делают две вещи: его мировоззрение и его способность возвеличить свою страну, поднять ее во всех сферах деятельности на более высокий уровень. Индия, как и Россия, гордится Н.К.Рерихом, гордится тем, что Н.К.Рерих считал Индию своим вторым домом. Великий деятель русской культуры является также великим деятелем индийской культуры среди таких ярких имен, как Р.Тагор, Дж.Неру. Г-н Дипак Миглани сказал, что гордится честью представлять Индию в городе, где Н.К.Рерих родился и где хранится его наследие. Школа искусств им. Н.К.Рериха в Волосово является своеобразным мостом между двумя странами – Индией и Россией. Если участникам форума удастся побывать в имении Рерихов в Индии, в Наггаре, они смогут увидеть его работы и его студию. Г-н Дипак Миглани выразил благодарность администрации Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и Волосовского региона, Международному Центру Рерихов и его Санкт-Петербургскому отделению за организацию и поддержку форума и пожелал успехов участникам форума в творческом осмыслении педагогического наследия Н.К.Рериха. Он особо отметил, что на преподавателях лежит ответственность за будущее нации, и закончил свое выступление словами Н.К.Рериха: «Там, где Культура, там и мир».

После приветственных выступлений на сцену пригласили участников пленарного заседания форума. С пленарными докладами выступили:

• Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, с докладом «Актуальность реализации идей Н.К.Рериха в современной социокультурной образовательной среде». Он отметил, что «важность и значение культуры для успешного развития страны отмечены в государственных программах по развитию культуры. Огромная роль по реализации государственных программ в области культуры принадлежит деятельности средней и высшей школы, пониманию того, что воспитание происходит через осознанное приобщение к культуре, основам культурных ценностей и их сохранению. Определяя синтетический характер Культуры, Н.К.Рерих считал, что такое понимание Культуры “необходимо закладывать в сознание масс, тем самым утверждая сохранность культурных ценностей, которыми живет человек. Именно культура лежит в основе решения социальных кризисов. Там, где Культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем”». Отвечая на вопрос ведущей форума о практических предложениях по реализации задач культуры, Э.А.Томша выделил три основных момента: 1) важность общественного вклада в дело культуры, необходимость сотрудничества общественных и государственных организаций в области культуры с привлечением труда волонтеров; 2) приобщение к культурным и духовным ценностям способствует формированию чувства патриотизма, что особенно актуально для современного состояния общества; молодежь должна понимать, какие именно ценности культуры нашей многонациональной страны она защищает и почему; 3) идеи форума, его проведение в Ленинградской области силами руководства администрации региона должны получить развитие в будущем.

• А.Б.Афанасьева, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, кандидат искусствоведения, в докладе «День культуры в личностном развитии педагога» отметила значение ценностей культуры, поликультурного образования для развития учащихся и личностного роста педагогов. Познать смысловые ценностные ориентиры, стать лучше, помогать друг другу, обществу, стране, научиться сотрудничать – такие идеи принадлежат Н.К.Рериху-педагогу. Эти же мысли высказывал Д.С.Лихачев в «Декларации прав культуры», подчеркивая важность культуры для будущего страны.

• Н.В.Симакова, председатель комитета по образованию администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области, в докладе «Система занятий по использованию образовательного потенциала творческого наследия Н.К.Рериха в современной школе» подробно рассказала о методике включения литературных трудов Н.К.Рериха в образовательный процесс. По ее мнению, изучение трудов Н.К.Рериха отвечает задачам ФГОС и использование опыта литературного творчества художника в средней школе (с 5 по 11 класс) способствует осмыслению учащимися своих поступков, своей жизни, поиску смысла жизни, получению ими ответов на многие нравственные вопросы, росту самосознания и патриотизма, то есть воспитанию личности на основе культуры. Докладчик отметила важность сотрудничества с Музеем-усадьбой Н.К.Рериха в Изваре и незаменимость малой сельской школы – центра культуры на селе. Отвечая на вопрос о планах на будущее, Н.В.Симакова упомянула возможность организации летних работ на базе Музея-усадьбы в Изваре.

• О.А.Черкасова, директор Музея-усадьбы Н.К.Рериха, член Санкт-Петербургского Союза ученых, в своем докладе «Культурно-образовательные идеи в творчестве Н.К.Рериха» обратила внимание собравшихся на тот факт, что форум – это начало нового этапа сотрудничества всех его участников. Она обозначила особую роль музеев в образовательном процессе, важность которой отмечали многие выдающиеся деятели России и мира. О.А.Черкасова напомнила, что Н.К.Рерих сравнивал школу с музейоном, в котором представлены все виды искусства и творчества. Она отметила особую роль учителя как самого ценного лица в стране, подчеркнув, что процесс обучения – это совместное творчество учителя и ученика. Просвещение народа и борьба с невежеством требуют героических и совместных усилий. Главное в этой борьбе – сотрудничество всех заинтересованных сторон в этом священном деле.

В заключительной части форума слово было предоставлено модераторам арт-пространств, которые представили на рассмотрение итоговые предложения своих групп и круглых столов для внесения в Резолюцию форума. В частности, модератор Арт-пространства № 6 площадки № 2 Валентина Владимировна Виноградова, сотрудник Международного Центра Рерихов, член оргкомитета конкурса «Мы – дети Космоса», рассказала о результатах проведенного круглого стола «Н.К.Рерих и современность». Она обратила внимание слушателей на необходимость поддержки детского художественного творчества, в котором отражается космическое мироощущение. Ярким примером этому может служить уникальный международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса», в котором юные художники открывают миру взрослых новую космическую реальность.

Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха» закончился принятием проекта резолюции и выступлением творческих коллективов Волосовской школы искусств.

Публикации в СМИ:

См.также на сайте Международного Центра Рерихов

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов