27.09.2019 года в библиотеке Истории и культуры Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Марата, 72) возобновил работу лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР. Этот год посвящается многогранному наследию семьи Рерихов, наших выдающихся соотечественников. В 1919 году международная и научная общественность отмечает юбилеи трех представителей семьи Рерихов: 145 лет со дня рождения Н.К. Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И. Рерих, и 115 лет со дня рождения С.Н. Рерих. Тема лектория 2019-2020гг.: ««Для народа русского мы трудились». Наследие семьи Рерихов и современность». Первая лекция сезона: «Николай Константинович Рерих. Жизнь и творчество». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт- Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Шестакова Л.И..
Н.К.Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили Россия и правительства европейских стран, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.
Н.К.Рерих – великий художник, уникальный философ, мыслитель, выдающийся ученый, известный путешественник, общественный деятель мирового значения. Разносторонняя культурная и научная деятельность Николая Константиновича протекала в десятках стран, его огромное художественное наследие, насчитывающее более семи тысяч произведений, разбросано по всему миру.
Николай Константинович родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Из 73 лет жизни 42 года он прожил в нашем городе, в котором открылся и зазвучал его многогранный талант. Разносторонняя культурная и научная деятельность Николая Константиновича протекала в десятках стран, его огромное художественное наследие, насчитывающее более семи тысяч произведений, разбросано по всему миру.
По окончанию гимназии К.И. Мая, где ему директор пророчил, что он станет профессором, поступил в Университет на юридический факультет. Знания полученные в будущем пригодились, а также учился и на историческом факультете. Одновременно с Университетом поступил в Академии Художеств в мастерскую А.И. Куинджи. Он стал для Рериха «учителем не только живописи, но и всей жизни». Дипломная работа Рериха – картина «Гонец», стала событием на конкурсной выставке Академии художеств в 1897 году. Эту картину приобрел П.Третьяков для своей галереи.
Картина «Гонец» открыла серию «Начало Руси. Славяне» на темы истории древних славян. Его ранние работы характерны тем, что, казалось, художник рисовал в том далеком времени и сам был оттуда. И поэтому прошлое жило и дышало на его полотнах. Для Рериха изучение этого прошлого было необходимым и насущным в его творчестве. Он писал: «Человеку, не умеющему понимать прошлого, нельзя мыслить о будущем».
В жизни Рериха происходит одно из самых значительных событий в 1899 году, он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. Родилась она в Петербурге, по линии матери была происхождением из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Венчание состоялось в октябре 1901г.. В семье было двое сыновей, Юрий, известный в мире ученый-востоковед и Святослав, художник с мировым именем.
В 1906 году Рериха утверждают директором художественной школы Общества поощрения художеств, и он преобразует ее до неузнаваемости. Школа становится самым крупным художественным учебным заведением страны. В ней располагались классы и мастерские самых разных видов творчества, и двери были открыты для всех желающих приобщится к искусству. Подобную школу Рерих создаст в Америке.
При всей своей необычайной занятости Рерих много времени отдает художественному творчеству. Постоянно выставляется с новыми полотнами, участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились: Париж, Рим, Венеция, Берлин, Вена, Лондон, Брюссель. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
В 1909 году Рерих избирается Академиком Императорской Академии Художеств.
Художник писал так, как будто видел перед собой реальность… Вещие сны, которые сбывались. Сны, которые несли в себе, предвидение, предсказания. Они возникали у него в преддверии, каких-то очень важных событий. Художник записывал их и переносил на полотна, вместе с тем настроением, которое они рождали. Картины, написанные перед первой мировой войной между 1912 и 1914 годами, назовут пророческими, это: «Пречистый град – врагам озлобление», «Ангел последний», «Зарево». Красный цвет на картинах вызывает ощущение тревоги. Неслучайно Максим Горький назвал Рериха «великим интуитивистом». Пророческими были и картины, написанные художником перед Второй Мировой и во время войны.
Художник сотрудничает с театрами, создавая эскизы декораций и костюмов для оформления спектаклей. Увлекаясь русской древностью. Рерих одним из первых обратил внимание на ценность и самобытность русской иконописи. Им было создано несколько интересных стенных росписей в церквях, а также по его эскизам были созданы мозаики.
В 1916 году семья Рерихов из-за тяжелой болезни отца переезжает в Финляндию, в Сердоболь, сейчас это Сортавала. Весной 1918 года Финляндия закрывает границу с Советской Россией, и Рерихи оказались отрезанными от своей родины. Заграничные паспорта Рерихи получили в Российском консульстве в Швеции в 1918 году, и с ними они будут жить в Англии, Америке, Китае, Монголии, Тибете, Индии, не меняя гражданства.
Начиная с 1905 года, восточная тематика прочно входит в живопись и литературные труды Николая Константиновича. Он глубоко изучал древнюю культуру и традиции Индии. В продолжение многих лет Рерих готовится к тому, чтобы посетить страны Востока с научными целями, главной из которых всегда оставалась проблема массовых народных миграций в древности, общие корни славян, восточные истоки Древней Руси.
В 1920 году в Лондоне начались непосредственные контакты Рерихов с Великими Учителями Востока – Махатмами, и продолжались в течение всей их жизни в Индии. Елена Ивановна и Николай Константинович в 20-е – 30-е годы принесли в мир
14 философских книг о космической реальности. Живая Этика стала началом нового космического мышления, развивающегося сейчас на нашей планете. Она подытожила все предыдущие накопления человеческого знания. Учение рассматривает Мироздание как грандиозную космическую систему одухотворенного космоса, раскрывает основные законы Вселенной, объясняет важнейшие процессы эволюции и устремляет человечество к духовному совершенствованию. Все художественное, научное и философское творчество членов семьи Рерихов было проникнуто идеями Живой Этики.
Рерих получает разрешение на проведение в Индии научно-художественной экспедиции от Британского министерства колоний и возглавляет Центрально-Азиатскую экспедицию. Она потребовала от ее участников высокого мужества и небывалого терпения. Каравану предстояло пройти по дорогам Великих странников и переселенцев, по землям древнейших культур Азии, найти то, что связывало многие культуры во времени и пространстве. Заповедная Страна, Камень, Великие Души встанут указующими вехами на его пути.
Экспедиция Рериха началась 1923 г. и в мае 1928 г. она достигла Дарджилинга в Индии, откуда она и начала свой путь, небывалый в истории научных исследований Центральной Азии. Несмотря на огромные трудности, и неблагоприятные времена года для путешествия, экспедиция завершилась очень успешно и собрала уникальный материал о районах Центральной Азии.
По словам академика А.П.Окладникова, экспедиция Рериха «была настоящим научным и человеческим подвигом, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии». Рерихом во время экспедиции созданы высокохудожественные и географически точные пейзажи. В тяжелых условиях экспедиции было создано около 500 этюдов, картин, рисунков, которые принесли ему славу «Непревзойденного Мастера гор».
В этот же период мастером была написана серия картин «Знамена Востока» - одна из самых значительных и масштабных творений художника. На полотнах запечатлены основатели Учений и религий, философы и подвижники, реформаторы и мыслители. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний. Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного.
Еще одно из замечательных творений художника - это создание исторического документа «Пакта Рериха» - Международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» в мирное и военное время. Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями 21страны во главе с Ф. Рузвельтом.
В 1947 году Николай Константинович тяжело заболел, 13 декабря его не стало. В имении Рерихов в долине Кулу, на склоне горы, чуть ниже виллы, на месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был поставлен камень серого гранита, на котором высечена надпись: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. Ом Рам». Камень был повернут на север.
Николай Константинович Рерих был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Жизнь для него была великими вратами в Будущее. «Вот что я завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить все человечество…».