14 сентября 2019 г. в г.Гатчина, в Центральной городской библиотеке им.Куприна состоялось открытие выставки репродукций картин Н.К.Рериха «Держава Рериха», подготовленной Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов. Лекцию с видео-презентацией провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.Е.Корчемкина.
«Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава… коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство испанское… Там есть восходы и закаты другие, чем наши, но не менее прекрасные… Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география», - писал Леонид Андреев, назвавший мир художника Николая Рериха «Державой Рериха». Держава Рериха – это держава красоты и знания, та нравственная вершина, к которой люди будут всегда стремиться в поисках вечной истины.
Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей мировой культуры, им создано более 7000 картин, хранящихся в различных музеях мира, за серию картин, посвященных Гималаям, он был назван «Мастером гор».
Н.К.Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Петербургского Окружного суда Константина Федоровича Рериха и его супруги Марии Васильевны, урожденной Калашниковой. Древний род Рерихов имеет датско-норвежские корни, появился в России в первой половине 18 века. С древнескандинавского «Рерих» переводится как «богатый славой». Детство художника проходило в Изваре, поместье недалеко от Гатчины. Знакомство с историей, легендами и поверьями Ижорской земли пробудило интерес к археологии. Впоследствии Н.К.Рерих проводил археологические раскопки в Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях по поручению Археологической комиссии.
В 1893 году Николай Константинович поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он слушал лекции на историко-филологическом факультете, и одновременно учился в Академии Художеств, в мастерской А.И.Куинджи. Дипломная работа в университете называлась: «Правовое положение художников древней Руси», а в Академии Художеств дипломной работой стала картина «Гонец» - событие на конкурсной выставке Академии художеств в 1897 году. Картина начинала серию «Славяне», которую хотел приобрести П.Третьяков, но не успел. Серия «Славяне стала возрождением славянской древней истории.
В 1903-04 годах Н.К.Рерих вместе с супругой Е.И.Рерих совершает путешествие по 40 городам России – памятникам старины. «Поездка по старине» преследовала цель изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. На многих из картин сохранилось единственное изображение утерянных памятников.
Н.К.Рерих отдал дань театральному искусству: сотрудничает с Дягилевым: оформляет спектакли, делает эскизы декораций, критика отмечает его новаторское оформление «Русских сезонов» в Париже. С 1910 года – председатель творческого объединения «Мир искусства». С 1916 года сеьмя Рерихов живет в Средоболе , на побережье Ладожского озера. А в 1919 г. Н.К.Рерих уезжает с выставками по странам Скандинавии, осенью 1919 г. в Лондоне оформляет русские оперы на музыку М.П.Мусоргского и А.П.Бородина. В 1920 г. по приглашению директора Чикагского института искусств уезжает в больше выставочное турне по 30 городам США. В США пишет серии картин «Санкта», «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».
В 1921 г. создает в Нью-Йорке Мастер-Институт объединенных искусств, а в ноябре 1923 года в Нью –Йорке почитатели его таланта создают Музей Николая Рериха с богатейшей коллекцией его картин.
Н.К.Рериха влекло в Индию, на Восток. С 1923 по 1028 года Н.К.Рерих – на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, самой крупной экспедиции в ХХ веке. Экспедиция проходит 25000 км, 35 труднодоступных высокогорных перевалов, маршрут ее уникален и проходит по Индии, Китаю, Монголии, СССР и Гималаям. Впервые исследователи Запада (экспедиция шла под американским флагом) посещают святые места Востока, общаются с учеными ламами, им показывают древнейшие манускрипты и священные тексты. Н.К.Рерих запечатлевает маршрут научной экспедиции в художественных полотнах: около 500 этюдов и картин написано им на маршруте экспедиции, они этнографически и географически точны. Как пишет Л.В.Шапошникова, «Кистью Рериха водила не только рука художника, поддающегося свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и точная рука ученого. И тот и другой слились в одном человеке. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией». В экспедиции Н.К.Рерих вел дневниковые записи, которые вошли в основу книг «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи», «Листы дневника» и другие. Также на маршруте экспедиции сложилась серия «Знамена Востока», в которой Н.К.Рерих, основываясь на традициях и легендах народов мира, описывает Великих Учителей человечества, приносивших Знание эволюции на планету Земля.
По материалам Центрально-азиатской экспедиции Рерихами создан Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней Звезды», санскрит), с которым сотрудничали многие научные учреждения Азии, Европы и Америки. Л.В.Шапошникова отмечала, что «Именно в «Урусвати» начинали научно познавать тонкие энергии, магнитные токи, космические лучи, иные состояния материи. Идея, что причина многих земных явлении лежит в Космосе и мирах более высокого состояния материи».
Н.К.Рерих как археолог, художник, описывающий историю древних народов, понимал важность сохранения артефактов истории, пространства вокруг памятников истории и культуры, сотрудников, работающих в поле культуры. Он пришел к убеждению, что сохранить культуру для будущих поколений смогут только общественные силы. Н.К.Рерих является инициатором первого в мире международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который в его честь назван «Пактом Рериха». Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне 21 панамериканской страной в присутствии президента США Франклина Рузвельта.
Вместе с Договором Н.К.Рерих разработал также и особый флаг, который он назвал Знаменем Мира. Знамя следовало водружать на объектах, подлежащих защите. Оно представляло из себя прямоугольник белого цвета с тремя красными кругами внутри красной окружности. Предложенный Н.К. Рерихом отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира — утвержден в рамках самого договора (ст.3 договора). Основой для символа Знамени Мира послужил Знак Триединства, общий для многих культур народов мира. Людмила Васильевна Шапошникова так объясняет символ Знамени Мира: «В формуле РЕРИХА заключен практически весь смысл Космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от элементарной системы к Красоте. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека. Созерцание Красоты формирует в человеке философское и утонченное мировосприятие».
Творческое наследие Н.К.Рериха предназначалось самим художником для его Родины – России. Он писал: «Для кого же мы трудились? Для России, для русского народа мы трудились». Однако, Рерихи не получили въездной визы в СССР, их заявления на визу остались без ответа. Н.К.Рерих ушел из жизни 13 декабря 1947 года. В имении Рерихов в долине Кулу, на месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В заключение лекции состоялась беседа со слушателями.