В июле 2019 года эстонский журнал «Мuusika» опубликовал статью пианистки Элины Сеегел о концерте выдающейся певицы современности Юлии Лежневой, который проходил в начале мая в концертном зале «Эстония» в рамках Международной научно-общественной конференции «ПАКТ РЕРИХА. МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ» и был посвящен как непосредственно Пакту Рериха, так и годовщине воссоздания в Эстонии Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира. В ознаменование этой даты перед концертом к слушателям обратился профессор Эстонской художественной академии, историк, доктор философии, обладатель государственной премии по культуре Давид Всевиов. Он отметил первостепенную роль Пакта Рериха в защите культурного достояния прошлого и настоящего, которое неразрывно связано с будущим человечества.
Сольный концерт Юлии Лежневой явился прекрасным подтверждением высказывания Николая Рериха, что «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты».
Действительно, несмотря на то, что прошло уже несколько месяцев, когда в сопровождении Петербургского камерного оркестра «Северная Венеция» великолепный голос Юлии Лежневой напомнил о Гармонии и Мире, впечатление от концерта не было приглушено временем, но, наоборот, утвердилось еще более прочно в сердцах тех, кто слышал голос Юлии Лежневой. Все яснее и четче проявлялась картина зрительного зала, затаившего дыхание от волшебного тембра певицы и созерцания Знамени Мира на сцене.
Позднее многие из присутствующих на этом концерте отмечали, что их ощущения от прекрасного действа, происходившего в зале, переживалось ими как нечто крайне важное и значимое в их жизни, что не исчезает со временем.
Мы полностью согласны с мнением, высказанным в журнале BBC Music Magazinе, цитату из которого Элина Сеегел приводит в своей статье: «Лежнева как солнце, которое просто не может не излучать тепло и радость, всякий раз, когда она появляется на сцене». Творчество Юлии Лежневой излучает такую мощную энергетику Красоты, которая не только гармонизирует окружающее пространство, но и преображает человека, поднимая из глубин его сознания все лучшие накопления, вознося его из однообразия и серости будней к Свету. Действительно, настоящее искусство творит чудеса. Как тут не вспомнить проницательное высказывание Достоевского, что Красота спасет мир.
Через искусство имеете Свет, сказано в Живой Этике. Творчество Юлии Лежневой является ярчайшим подтверждением этому.
Ниже приводим сокращенный перевод статьи пианистки Элины Сеегел, сделанный членами Эстонского общества Рериха.
Рождённая певицей.
Концерт Юлии Лежневой в концертном зале «Эстония» 2 мая
О существовании Юлии Лежневой я узнала несколько лет назад, когда случайно увидела документальный фильм о записи одного альбома (по-видимому, сборника барочных арий «Аллилуйа», 2013). Я была ошеломлена, увидев эту певицу впервые и удивлена, что никогда о ней не слышала. Чудный, легкий переливающийся голос, искренняя и глубокая выразительность. Журнал BBC Music Magazine так писал об этом альбоме: «Лежнева как солнце, которое просто не может не излучать тепло и радость, всякий раз, когда она появляется на сцене». Помимо этого альбома, Лежнева записала еще несколько очень популярных барочных дисков. К настоящему времени молодая певица уже имеет в мире статус легенды, но в Эстонии о ней мало что известно.
Лежнева родилась в 1989 году, закончила музыкальный колледж Московской консерватории по классу вокала и фортепиано, совершенствовала мастерство в Кардифе и Лондоне, а также в мастер-классах мировых знаменитостей. Лежнева успешно принимала участие в конкурсах, ее партнерами по сцене были Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Кири Те Канава, Хосе Каррерас и Франко Фаджоли. Ее феномен, вероятно, в том, что ее пение кажется слушателю очень легким. Часто говорят, что тот или иной артист «родился певцом», но к Лежневой это относится буквально. Акушерка, принимавшая рождение Юлии, чуть не выронила девочку, когда та громко закричала. «Этот ребенок – прирожденный оперный певец!», – сказали тогда новоиспеченной маме.
Хотя Лежнева также исполняет и другую музыку, с музыкой барокко у нее особая связь. Так и программу Таллиннского концерта составили исключительно произведения этой эпохи: Вивальди, Гендель, а также менее известные Карл Генрих Граун и Риккардо Броски. Певица начала концерт с арии «Agitata da due venti» из оперы Вивальди «Гризельда», продемонстрировав этим, что она не нуждается в разминке. Публике сразу же предложили технический фейерверк, точную дикцию и стопроцентное музицирование. Коронные номера Лежневой – это прежде всего самые требовательные барочные арии, которые она исполняет с глубоким переживанием, миллионом оттенков чувств в голосе. По-видимому, в силу своей молодости она не испытывает благоговейного страха перед сверхтяжелыми произведениями и исполняет их с приятным превосходством. Особенно запомнились филированные пианиссимо и четко оформленные фразы. Лежнева исключительно хорошо управляет своим дыханием, запасы воздуха филигранно отмерены в соответствии с музыкой. Исполнение музыки барокко значительно отличается от прочего пения – голос должен быть более собранным и компактным, музыкальное исполнение строго подчинено традициям. Мелодии Лежневой звучат интонационно чисто и ясно, как будто их исполняют на инструменте, никаких красующихся вибрато и неточностей.
Партнером певицы был камерный оркестр из Санкт-Петербурга «Северная Венеция» (основан в 2003 году, художественный руководитель и дирижер Эдуард Томша).
Хотя все арии, исполненные Лежневой, можно назвать музыкальными жемчужинами, особенно ярким стал заключительный номер программы «Son qual nave ch’agitata» Броски (из оперы «Артаксеркс»). Тут для певца нет легких мест, только короткие оркестровые проигрыши дают моменты для восстановления дыхания. Самообладание певицы феноменально. При всем том, что она делает, вокально, музыкально и технически, не видно никакого физического усилия, певица полностью контролирует как дыхание, так и эмоции. Я была в восторге от Лежневой, как и вся публика, – крики «браво» звучали уже после первой арии, а по окончании концерта зал аплодировал стоя. Лежнева не поскупилась и исполнила четыре номера на бис. Последней прозвучала та же ария, с которой певица начала программу, и нельзя сказать, что в конце концерта она исполнила ее с меньшей энергией, чем в начале.
Организаторы посвятили концерт годовщине воссоздания Эстонского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира. Основная концепция этого Пакта в том, чтобы полностью отделить культуру от политических амбиций в целях ее защиты от уничтожения и профанации. Верю, что вечер прекрасной музыки в исполнении волшебной Юлии Лежневой проник глубоко в сердце каждого слушателя, что будет способствовать продвижению идей Николая Рериха о совершенствовании мира.
Элина Сеегел, пианист
05.07.2019