Тянется сердце Индии к Руси необъятной.
Притягивает великий магнит индийский
сердца русские. Истинно, «Алтай – Гималаи» –
два магнита, два равновесия, два устоя.
Радостно видеть жизненность в связях индо-русских.
Н.К.Рерих
Мы глубоко уважаем Николая Рериха
за его мудрость и творческий гений.
Мы также ценим его как связующее звено
между Советским Союзом и Индией.
Премьер-министр Индии И.Ганди
Огромный интерес к Индии существовал в России с давних времен. Он нашел отражение в древнерусской литературе («Александрия», «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и т.д.).
Взаимодействие культур России и Индии началось в XV веке с путешествия Афанасия Никитина. C XVIII века в России индийская культура начинает привлекать все большее внимание. Вскоре после появления в 1785 году английского перевода «Бхагавадгиты» она была переведена и на русский язык. В 1792 году известный русский историк и писатель Н.М.Карамзин перевел замечательный памятник индийской культуры – драму Калидасы «Шакунтала».
С путешествия в Индию Герасима Лебедева в 1785–1797 годах было положено начало российской индологии. Сегодня она по праву считается одной из сильнейших отраслей в мировом востоковедении, и в этом немалая заслуга выдающегося востоковеда Юрия Николаевича Рериха, старшего сына семьи Рерихов, возродившего в конце 1950-х годов в нашей стране дореволюционную научную традицию и преемственность в передаче знаний от учителя к ученику.
Русская литература в свое время обогатилась художественными переводами В.А.Жуковского, К.Д.Бальмонта, Ю.К.Балтрушайтиса поэтических произведений и памятников индийской философской мысли. «Провозвестие Рамакришны» и книги Вивекананды, переведенные на русский язык, вдохновляли многих отечественных мыслителей.
Индия, ее синтетическая мысль, высокая духовность, тысячелетняя культура всегда притягивала русских художников. Полотна В.В.Верещагина, предпринявшего путешествие в Индию в конце XIX века, передали современникам в ярких красках многогранный образ этой сказочной страны, и сегодня российские художники продолжают эту традицию.
Выдающиеся российские ученые-космисты К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский глубоко осмысливали индийскую философию как важный источник знаний для современной академической науки.
Огромное значение исследованию Индии придавали Рерихи, прожившие в этой стране в совокупности более 60 лет. На полотнах Н.К.Рериха и С.Н.Рериха отражена богатая природа Гималаев, памятники древнейшей культуры. Рерихам, русским людям, удалось прикоснуться к сокровенным глубинам индийской духовной традиции, к знаниям о Великих Учителях и Их подвижнической деятельности на благо мира. Эти знания стали важнейшей составляющей философской системы Живой Этики, созданной Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока.
Е.И.Рерих в небольшой книге «Основы буддизма» (1927) лаконично и доступно изложила на русском языке древнее учение, зародившееся в Индии. Не теряют своей актуальности литературно-философские очерки Н.К.Рериха 1930-х и 1940-х годов «Сердце Азии», «Индия», «Письмена Азии» и многие другие, записи его экспедиционного дневника «Алтай – Гималаи» (1929).
Н.К.Рерих входит в число девяти индийских художников, картины которых были признаны национальным достоянием Индии. С этой страной связаны серии полотен Николая Константиновича «Его Страна» (1924), «Майтрейя» (1925), «Святыни и твердыни» (1925), «Знамена Востока» (1925) и др. По словам Дж. Неру, «картины Рериха, посвященные Гималаям, пробуждают в нас такие глубокие воспоминания о нашей истории, нашей мысли, нашем культурном и духовном наследии, и не только об Индии прошлого, но и о чем-то неизменном и вечном».
В Парламенте Индии находятся портреты видных государственных деятелей Д.Неру и И.Ганди кисти младшего сына Рерихов – Святослава Николаевича. Как и его отец, Святослав Николаевич многое сделал для укрепления русско-индийских связей, сумел поднять их на новую высоту.
Сегодня в Индии сохраняются места, связанные с Рерихами, – их дом в северной Индии, долине Кулу, где семья проживала с 1928 и по 1947 год, а также дом в южной Индии, в имении Татагуни под Бангалором, где почти полвека прожил с супругой Д.Рани С.Н.Рерих. В этих местах усилиями двух стран будут созданы международные культурные центры.
В Кулу находится здание созданного Рерихами Гималайского института научных исследований «Урусвати», восстановление которого является приоритетной задачей для будущего развития науки.
Важную роль для развития современных российско-индийских культурных и научных связей играют труды выдающегося ученого-индолога Людмилы Васильевны Шапошниковой. В общей сложности перу Людмилы Васильевны принадлежат 27 книг и более 400 работ, посвященных творческой, научной деятельности семьи Рерихов, а также культуре и истории народов Индии. Будучи доверенным лицом С.Н.Рериха, она доставила в Россию наследие семьи Рерихов, которое стало творческим магнитом для развития научных и культурных связей между Россией и Индией.
Современные научные конференции, культурные фестивали и выставки, проводимые как в России, так и в Индии, объединяющие русских и индийских ученых, культурных деятелей, творческую элиту и детей, сегодня стали важным признаком времени.
На секционном заседании планируется обсудить аспекты творчества семьи Рерихов и других российских деятелей искусства и культуры в контексте проблемы взаимодействия культур Индии и России:
– образ Индии в русской культуре;
– индийские мотивы в живописи Н.К.Рериха и С.Н.Рериха;
– индийские мотивы в творчестве российских философов, литераторов, художников;
– современные взаимодействия российского и индийского искусства;
– «великий индийский путь» в свете открытий и достижений Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха;
– труды Е.И.Рерих «Основы буддизма» и «Криптограммы Востока», ее письма, значение этих трудов для понимания культуры и истории Индии;
– концепция Института «Урусвати» и проблемы его возрождения в современном мире;
– Пакт Рериха и Индия, проблемы сохранения культурного наследия;
– значение историко-культурного наследия Рерихов для развития индо-русских связей, сотрудничества и укрепления мира между народами;
– индологические и рериховедческие труды Л.В.Шапошниковой и их роль в современном культурном и научном взаимодействии России и Индии.
– Если область Ваших научных интересов лежит в русле темы конференции, просим прислать заявку на участие с указанием темы доклада и тезисы выступления. Тезисы должны содержать актуальность избранной темы доклада, отражать его суть и содержание. Регламент выступления на конференции – 15 минут.
Правила подачи тезисов:
Срок подачи – не позднее 1 сентября 2019 г.
Объем тезисов – 2–3 страницы 14 кеглем через 1,5 интервала.
Отбор докладов проводится на конкурсной основе. О включении доклада в программу конференции сообщается до 15 сентября специальным письмом, которое является приглашением на конференцию и может служить основанием для оформления командировки.
Проезд и проживание докладчик оплачивает самостоятельно.
Регистрационный взнос для участников конференции из России и стран СНГ – 3000 рублей, из других стран – 60 евро. Докладчики от регистрационного взноса освобождаются.
Просьба тезисы направлять на электронный адрес секретаря оргкомитета Самойловой Надежды Александровны nadegda27@yandex.ru , тел. для справок 8-916-155-93-95.
Организационный комитет конференции