Новости отделения

20.05.2019

В Индии прошел Международный научно-практический семинар «Е.И.Рерих. Грани творчества»



Read in English

1 мая 2019 года, в продолжение российско-индийского весеннего рериховского фестиваля культуры, в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялся научный семинар «Е.И.Рерих. Грани творчества», посвященный 140-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих. Для проведения семинара был подготовлен зал в помещении детской Академии искусств имени Е.И.Рерих Культурно-образовательного Центра ММТР.

После приветственного обращения российского и индийского кураторов ММТР к участникам и гостям семинара, среди которых оказались представители России, Индии, Франции и Украины, слово для выступления взял ведущий семинара А.А.Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва).

В своем докладе «Магниты будущего в философии Елены Рерих» А.А.Лебеденко отметил, что Живая Этика – философская система, записанная Е.И.Рерих под прямым руководством Махатм, Мудрецов Востока, стала сутью жизни, деятельности и творчества всей семьи Рерихов. Цель Живой Этики – вооружить сознание человека магнитной силой предначертанных будущих возможностей и нахождений. Осознавая свое будущее, указанное его Творцами, человечество ускоряет процесс эволюции. Утверждая будущее мыслями, чувствами и делами, мы приближаем его, превращая в настоящее. На планете Земля человечество имеет прообраз Высшего Мира. Его представители – Кришна, Будда, Христос, Майтрейя – это прообразы будущего облика человека. Ашрамы – прообразы будущих социальных построений. И два начала полагаются в основание построения: красота и устремление к избранному Идеалу. Красота явится формой выражения всей жизни. Наука откроет врата в мир невидимых физическому глазу явлений и утвердит гармоническую связь двух миров – плотного и надземного. Сотрудничество народов превратит их в братскую семью, и они пойдут в своем развитии по пути Культуры, в созвучии с Велениями Космоса.

С докладом «Предварительное введение в Агни-Йогу» выступил перед собравшимися Церинг Дордже – буддолог, автор научных трудов по буддизму, лингвистике, истории и культуре Химачал Прадеша (Кулу-Лахуль, Индия). Он отметил, что жизнь Е.И.Рерих была жизнью и опытом Агни Йога. Агни – это огонь, который дает жизнь всей планете. Стихия огня в человеке связана прежде всего с сердцем. Когда мы говорим о сердце, мы говорим о Мире Огненном. Люди считают, что жизнь коротка и обращают внимание на незначительные моменты, упуская самое главное: необходимо очистить свое сердце и мысли, научиться правильно использовать силу огня. Через огонь, свет мы можем открыть свое сердце и ощутить себя в единстве со всем миром. Этот путь ведет к духовному росту и к Миру Огненному.

Доклад Харш Лумбы, художника, старшего научного сотрудника Министерства культуры Индии (Дели), назывался «Та, кто вдохновляет… Разговор о Живой Этике». «Термин Агни Йога означает “слияние с Божественным Огнем” или “Путь к слиянию с Божественным Огнем”, – отметила докладчик. – Рерихи ввели этот термин. Учение было дано через семью Рерихов их Наставником, Мастером Морией – Гуру Рерихов. Агни Йога – это путь практической реализации этических идей в повседневной жизни. Это йога огненной энергии, сознания, учение об ответственной, направленной мысли. Она учит, что эволюция планетарного сознания есть насущная необходимость и что через индивидуальное устремление она достижима для человечества. Согласно Елене Рерих, Агни Йога – это синтез всех йог. Во всех древних индуистских писаниях предсказывалось о приближении огненного века. Агни – санскритское слово, обозначающее огонь, который в той или иной степени лежит в основе всех йог, – чрезвычайно насыщает атмосферу нашей планеты, и все ветви йог сливаются в огненный синтез. <...> Наиболее значимыми особенностями Агни-Йоги являются космизм и универсализм. Они выражаются в интерпретации любых явлений человеческого существования с точки зрения их космического значения и взаимосвязи с бытием Вселенной».

Подчеркнув, что Елена Рерих всегда идейно вдохновляла Николая Рериха на творчество, Харш Лумба представила вниманию собравшихся несколько картин художника, такие как «Гесэр-Хан», «Будда-Победитель», «Звезда Матери Мира», «Чинтамани». «И Николай, и Елена Рерихи провели большую часть своей жизни в поисках скрытых духовных сокровищ в ландшафтах земли и в своем внутреннем мире, – сказала в заключение докладчица. – Картины, оставленные нам Рерихами, – это маяки тех священных мест, которые мы можем использовать, когда ищем свой собственный духовный путь. Они также оставили нам Учение Агни Йоги, Живой Этики, которая является практическим руководством к развитию осознания огненной энергии наших сердец и сердца Вселенной, через сознательно направленную мысль в нашей повседневной жизни».

О художественном творчестве Е.И.Рерих рассказала присутствующим О.В.Слепова, руководитель рериховской организации Пензенской области, поэт (Заречный, Россия). В фондах Международного Центра Рерихов (МЦР) в Москве имеются уникальные карандашные рисунки Е.И.Рерих, выполненные ею в 1920–1930-е годы (выставка репродукций рисунков открылась накануне в здании Института «Урусвати»). Эти рисунки необычны. Елена Ивановна воспринимала образы, находящиеся в пространстве инобытия, и зарисовывала их, запечатлевая на бумаге портреты людей, исторических лиц, подвижников, святых. Можно предположить, что к изображению «Архат» относится словесное описание видения из дневниковых записей Елены Ивановны: «…Явилась тонкая мужская голова с закрытыми глазами… и как бы выточенная из слоновой кости; тип утонченного красивого китайца». «Акбар», «Шри Шанкарачарья», «Аллал Минг», «Нил Столбенский», «Архангел Михаил»… Рисунки, созданные Еленой Ивановны, отметила Ольга Викторовна, свидетельствуют о ее художественной одаренности и о сознательном контакте с мирами более высоких состояний материи.

С докладом «Библиографический обзор трудов Е.И.Рерих» выступила М.А.Галкина – соискатель кафедры культурологии Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского, библиотекарь 1472 Военно-морского клинического госпиталя имени Н.И.Пирогова (Севастополь, Россия). Марина Александровна обозначила основные особенности прижизненных публикаций трудов Е.И.Рерих. Так, ряд ее работ был опубликован под псевдонимами: «Чаша Востока» (под именем Искандер Ханум); «Основы буддизма» (Наталья Рокотова); «Криптограммы Востока» (Жозефина Сент-Илер); «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (Н.Яровская); целый ряд статей, писем и заметок под именем Т.П.Сундри. Все труды Е.И.Рерих, включая вышеперечисленные, а также двухтомник ее писем и перевод «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской были подготовлены к изданию по указанию Учителя. И, наконец, такой фундаментальный труд, каким являются книги Живой Этики – философской системы, созданной Е.И.Рерих на русском языке в сотрудничестве с Учителями Востока, начал издаваться по всему миру на разных языках без указания авторства. Данный факт может свидетельствовать только о том, что авторы Учения Живой Этики придерживались восточной традиции в передаче знаний земному человечеству.

С 1990 года труды Е.И.Рерих издаются и переиздаются в России в Международном Центре Рерихов. За тридцать лет МЦР подготовил и издал полное собрание писем Е.И.Рерих в 9 томах, книги Учения Живой Этики, «У порога Нового Мира» и многие другие. Доктор философии, профессор из Нагпура Прамила Шарма отмечала: «Из трудов Елены Рерих можно понять, в какой степени духовной близости она находилась с высокими духовными источниками Востока…»

«Культурные традиции Индии, в том числе поклонение великим женщинам – богиням, святым и поэтам, считаются древними и почитаются во всем мире. Но социальная и моральная деградация, суеверия привели к такому бесправному и униженному положению индийской женщины, что рождение женщиной стало восприниматься как наказание за прошлую жизнь. Появление Елены Рерих на этой земле и ее визит в Индию, ее деятельность во благо человечества вдохновили многих мужчин и женщин, доказав, что рождение женщиной – не проклятие, а предмет гордости, а женщина – это символ жизни, мира, красоты и созидания», – так начал свое выступление Гаутам Кашьяп, директор школы (Drona Archery School) из штата Бихар (Индия).

В доктрине Живой Этики, которая является основным результатом трудов Е.И.Рерих, отметил докладчик, говорится о значении и эволюционной сущности Знамени Мира – Знамени Культуры, которое призвано объединить человечество и спасти планету от катастроф и катаклизмов. Эта идея стала основополагающей в формировании Пакта Рериха, в продвижении которого самое активное участие принимала Е.И.Рерих. Так, в ходе Маньчжурской экспедиции Н.Рериха (1934–1935) она поддерживала всю деловую переписку с международными культурными и образовательными организациями и координировала их деятельность. В Индии эту выдающуюся идею о защите культурных ценностей поддержали многие великие индийские ученые и деятели, среди них Дж. Босс, С.Радхакришнан, Ч.В.Раман, Р.Тагор и другие. Многие национальные организации и почти все средства массовой информации выразили свою приверженность Пакту. В 1947 году Индия подняла Знамя Мира – и оно всегда будет процветать, подчеркнул Гаутам Кашьяп, и этому будут способствовать граждане Индии, друзья из России, наш Международный Мемориальный Трест Рерихов в Наггаре.

Научной деятельности Е.И.Рерих был посвящен доклад В.Н.Ткачева (Москва). Выступающий отметил, что Елена Ивановна особую роль отводила науке будущего. Она писала: «...Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворечнике. Тогда наступит и духовное объединение». Е.И.Рерих была президентом-основателем Института «Урусвати» и вдохновителем многих исследований, проводимых Институтом. Ее можно смело назвать первооткрывателем и исследователем новых высоких состояний материи и космических лучей. В ее космологических записях, работах по изучению свойств человека и его связях с Космосом, в размышлениях о Солнце, видимых и невидимых планетах и кометах, о качественно новом подходе к изучению атома, о токах пространства, о психической энергии, о Космическом Магните и многих новых, пока еще неизвестных науках, а также в планах и в деятельности Института «Урусвати» была заложена программа научных исследований на будущую эпоху.

Аншул Кумар, сотрудник ММТР, преподаватель музыки в детской Академии искусств имени Е.И.Рерих, выступил с сообщением «Через искусство имеете Свет». Под таким девизом работает Академия искусств для детей в имении семьи Рерихов. Е.И.Рерих всегда придавала величайшее значение искусству во всех его проявлениях, поскольку искусство – это духовное начало, пробуждающее устремление к красоте, к Высшему. Велико воспитательное значение искусства. Оно расширяет сознание и очищает мысли, поднимает уровень вкуса и развивает воображение. Искусство пробуждает огонь творчества в юных душах, воспитывает в них утонченность, благородство, достоинство.

В Академии искусств ММТР дети изучают музыку и живопись, учатся петь и танцевать. Преподаватели обращают воспитанников к традициям культуры Индии, знакомят их с культурой России и других стран. Занятия в Академии помогают растить молодое поколение в уважении к творческому гению человека, к великим традициям, которые мы должны всячески охранять и развивать.

С докладом «Музыка в жизни и творчестве Е.И.Рерих» выступила Т.М.Мергес, координатор фестиваля «Россия – Индия: от сердца к сердцу» (Москва). Она отметила, что уже в юные годы проявилась музыкальная одаренность Елены Ивановны. Атмосфера музыки, окружавшая ее в семье, посещение концертов, обучение искусству игры на фортепиано воспитывали в ней не только любовь к музыке, но и те особые качества духа, которые стали ведущими в ее дальнейшей жизни. Музыка сопровождала семью Рерихов повсюду. Даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах в короткие часы отдыха они заводили патефон и слушали пластинки. Каждый вечер звучала музыка и в доме Рерихов в Кулу. Отмечая важность осознанного восприятия искусства и, в частности, музыки, Елена Ивановна писала: «Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, творчеству, умейте пользоваться искусством как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм форм есть основы мироздания и нашего существования». От музыки земной Елена Ивановна устремляет нас к постижению музыки небесной, к открытию горизонтов Беспредельности.

Прекрасная музыка Сергея Рахманинова стала гармоничным завершением научно-практического семинара, посвященного многогранному творчеству Е.И.Рерих.

Хотелось бы отметить, что научные семинары в ММТР за последние годы стали регулярными и проведение в Тресте Рерихов таких международных встреч ученых и исследователей шаг за шагом приближают время возрождения Института Гималайских исследований «Урусвати» и его полномасштабной деятельности. «Станция должна развиться в город Знания», как мечтала об этом Е.И.Рерих.




Источник: Сайт Международного Центра Рерихов

Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2019 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов