В рамках проведения выставок для средних общеобразовательных учебных заведений, которые проводит Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов, в марте и апреле месяце 2019 года в средних общеобразовательных учебных заведениях Приморского, Московского и Адмиралтейского района прошли лекции для преподавателей и учащихся средних классов.
27 марта 2019 г. в ГБОУ СОШ № 59 Приморского района для преподавателей школы прошла лекция с видео-презентацией к выставке репродукций картин «Весть Красоты» С.Н.Рериха. В ходе презентации, которую проводила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова, присутствующие узнали о жизни и творчестве известного художника, познакомились с его портретной живописью, великолепными натюрмортами и яркими сюжетными картинами о жизни людей Индии.
16 и 19 апреля 2019 г. В рамках проведения культурно-выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в ГБОУ СОШ № 1 Московского района и ГБОУ Гимназии № 278 Адмиралтейского района для учащихся 7 и 8 классов прошло 5 лекций с видео-презентациями. Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) был подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме, в Вашингтоне представителями 21 страны Северной и Южной Америки.
В ходе презентации, которую проводили сотрудники Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова, М.Ю.Гаврилов и М.Я.Морозова, учащиеся узнали, что автором этого уникального документа о защите культурных ценностей стал наш соотечественник, выдающийся деятель культуры, знаменитый русский художник, ученый, мыслитель и археолог Н.К. Рерих. Учащимся рассказали, что идея заключения международного соглашения о защите культурных ценностей прошла длительный и трудный путь, прежде чем была окончательно сформулирована. Пакт Рериха – единственный в международной практике правовой документ, который обеспечивает безусловную защиту всем объектам культуры, художественным, научным и образовательным учреждениям и работающему в них персоналу не только в военное, но и в мирное время.
Во время лекции присутствующим рассказали о предложенном Н.К. Рерихом Знамени Мира, описанном в ст.3 Договора. Оно имеет на белом фоне три малых красных круга в красной окружности, которые символизируют единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Знамя Мира служит для идентификации объектов культуры, подлежащих охране, как в военное, так и в мирное время. Учащиеся гимназии узнали о знаке Знамени Мира – Знаке Триединства, который прошел через историю и культуру многих народов мира; об истории продвижения Знамени Мира на Земле и в космосе, о масштабном выставочном проекте Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность», который проходит с 2012 года по многим странам Европы, Латинской Америки, Азии, а с 2014 года – по десяткам городов нашей страны. Присутствующим рассказали, что в сентябре-ноябре 2014 г. российская часть Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» проходила в Санкт-Петербурге. Экспозиция была развернута в Российской национальной библиотеке и в Межпарламентской Ассамблее Содружества Независимых Государств, в Таврическом дворце, где она была приурочена к проходившему здесь первому Молодежному межпарламентскому форуму СНГ.
Пакт Рериха, принятый в 1935 году – уникальный документ, не теряющий актуальность и в современном мире и призывающий к действию по защите культурных ценностей и сохранению мира на Земле. Важнейшая идея Рериха, заложенная в Пакте – «Мир через Культуру». Культура есть почитание Света. Свет это энергетика Красоты. Именно эта энергетика заложена в высоких произведениях искусства. Она преображает и человека и окружающий мир. Где есть Культура, там не будет ни войн ни конфликтов.
«Не устанем твердить – писал Н.К.Рерих, - что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают нашу жизнь от мала до велико. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».
В конце лекции учащимся ответили на вопросы.