Фоторепортаж
На основании анализа Концепции развития «Музейного городка», представленной для общественного обсуждения директором ГМИИ имени А.С. Пушкина И.А. Антоновой 16 марта 2012 года на пресс-конференции, посвящённой реконструкции и развитию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» (Центр-Музей имени Н.К. Рериха) считает необходимым официально выразить свою позицию.
Концепция развития «Музейного городка» нарушает все ранее принятые Правительством Москвы решения по воссозданию ансамбля усадьбы Лопухиных – уникального памятника истории и культуры XVII–XIX веков, в котором размещается Международный Центр Рерихов (адрес: Малый Знаменский пер., д. 3/5).
В представленной Концепции в состав «Музейного городка» незаконно включена значительная часть территории усадьбы Лопухиных.
Авторы Концепции уничтожили исторически сложившуюся к середине XVIII века планировочную структуру усадьбы Лопухиных и подчинили её территорию новой осевой композиции: Главное здание ГМИИ имени А.С. Пушкина – усадьба Вяземских-Долгоруковых. Практически растворившись в соседних усадьбах Вяземских-Долгоруковых и Голицыных, лишённая своей индивидуальности, планировочной структуры, исторических границ и даже единственно возможного въезда с Малого Знаменского переулка, самая древняя в этом квартале Москвы усадьба перестала существовать как уникальный исторически целостный ансамбль. В связи с отсутствием пожарных подъездов и разворотных площадок нарушена безопасность зданий усадьбы, в которых размещено бесценное художественно-философское наследие семьи Рерихов, а также безопасность всех посетителей и сотрудников Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
В своих концептуальных предложениях руководство ГМИИ имени А.С. Пушкина проигнорировало решение проведённого 15 декабря 2004 года по указанию Главного архитектора Москвы А.В. Кузьмина объединённого Научно-методического совета ГУОП г. Москвы и Министерства культуры РФ, утвердившего проект воссоздания каретника и части флигеля усадьбы Лопухиных, утраченных в советский период (в 1926 году). На планах «Музейного городка» ГМИИ они намеренно не показаны. В рамках проекта воссоздания каретника и части флигеля, согласованного во всех инстанциях, по разрешению Мосгорнаследия, Международный Центр Рерихов уже провёл на свои средства масштабные и дорогостоящие работы по перекладке городских инженерных коммуникаций и выполнил комплекс археологических изысканий.
Не выполняется руководством ГМИИ имени А.С. Пушкина и соглашение, подписанное 23.07.2009 года на совещании под председательством заместителя министра культуры РФ А.Е. Бусыгина, касающееся обеспечения проведения реставрационных и строительных работ в усадьбе Вяземских-Долгоруковых и воссоздания каретника и части флигеля усадьбы Лопухиных, а также межевания по историческим границам.
Приведём конкретные примеры разрушения ансамбля усадьбы Лопухиных в концептуальных предложениях развития «Музейного городка»:
1. Уничтожена главная планировочная ось парадного двора, оформленная липовой аллеей, ведущей с Малого Знаменского переулка от пилонов ворот 1-й половины XVIII века к Главному дому с палатами XVII века.
2. Территория парадного двора превращена в зелёную зону с произвольно посаженными деревьями, композиционно подчинённую не исторически сложившейся планировочной идее усадьбы Лопухиных, а парку, разбитому перед главным зданием усадьбы Вяземских-Долгоруковых и расширенному за счёт Малого Знаменского переулка.
3. Историческая ограда со стороны Малого Знаменского переулка, лишённая в данных предложениях своей функции, противоестественно обрывается на пилонах ворот, к которым ведёт не традиционный уличный подъезд, а случайная парковая дорожка. Вплотную к ограде поставлено значительных размеров строение в форме параллелепипеда, загораживающее не только её, но и вид на парадный партер и фасад Главного дома усадьбы Лопухиных.
4. Примыкающий к пилонам каретник и часть флигеля, воссоздаваемые Международным Центром Рерихов, не показаны.
5. По границе с усадьбой Голицыных с обеих сторон Главного дома усадьбы Лопухиных убраны каменные ограды. В результате этого образовались никогда не существовавшие широкие проходы между усадьбами. Территория усадьбы Лопухиных превратилась в проходную. В ансамбле XVII века внутреннего двора Главного дома с великолепным «Красным» крыльцом XVII века появился подавляющий и чуждый, несовместимый с ней корпус остеклённого современного здания (напротив Храма Христа Спасителя), своим масштабом и архитектурой фасадов разрушающий окружающее пространство.
6. В результате уничтожения исторической планировочной структуры и открытия границ со стороны усадеб Голицыных и Вяземских-Долгоруковых нарушена вся логика расположения зданий усадьбы Лопухиных. Главный дом утратил своё доминирующее положение, а усадьба превратилась в ничем не связанный набор зданий и построек.
При рассмотрении планшетов с графическими материалами Концепции, выставленными для обсуждения в залах ГМИИ имени А.С. Пушкина, нами были отмечены серьёзные нарушения:
1. На «Адресной схеме нумерации исторических владений на 1917 год» границы исторических владений усадеб Лопухиных и Вяземских-Долгоруковых этого периода грубо искажены и абсолютно не соответствуют действительности. Со схемы удалены каретник и часть флигеля усадьбы Лопухиных, разобранные только в 1926 году. Усадьба Вяземских-Долгоруковых показана в современном её виде с обоими крыльями главного дома, не существовавшими в 1917 году, а пристроенными к нему в 1926-1928 годах. Соответственно территория усадьбы Лопухиных в 1917 году была намного больше, чем показано на схеме, поскольку включала в себя и часть флигеля с каретником.
2. На «Схеме градостроительных регламентов» ширина каретника усадьбы Лопухиных значительно сужена и не соответствует историческим планам.
3. На плане усадьбы Вяземских-Долгоруковых подземный этаж незаконно запроектирован на исторической территории усадьбы Лопухиных и частично заходит под каретник.
4. На «Ситуационном плане М 1:2000» неверно указаны границы участка ГМИИ имени А.С.Пушкина в литерах Ш-Щ, Э-Ю. Указанные линии границы проходят по территории усадьбы Лопухиных.
Понимая всю необходимость развития и расширения ГМИИ имени А.С. Пушкина, Международный Центр Рерихов считает, однако, что Концепция развития «Музейного городка» в нынешнем её виде разрушает историческую планировкуодного из немногих сохранившихся в самом центре Москвы кварталов с ансамблем старинных усадеб, нарушая федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Исторический облик улиц и переулков квартала, расположенного в прямой видимости от Московского Кремля, лишается традиционных видовых точек. Расположенные по обе стороны от Главного здания ГМИИ имени А.С. Пушкина, современные остеклённые корпуса с выявленными на фасадах металлическими конструкциями немасштабны и чужды окружающей застройке квартала с её человеческим масштабом. Они подавляют и разрушают бесценную историческую ткань центра города, в которую в 1912 году бережно, с тонким градостроительным чутьём архитектор Р.И. Клейн вписал немалых размеров великолепное здание Музея изящных искусств.
Международный Центр Рерихов считает, что Концепция реконструкции и развития Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, разрушающая уникальный архитектурный ансамбль усадьбы Лопухиных XVII–XIX веков должна быть приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации в области сохранения культурного наследия и скорректирована с учётом замечаний Международного Центра Рерихов.
8 марта 2012 года, за неделю до официального начала общественных обсуждений Концепции своего развития, ГМИИ имени А.С.Пушкина приступил к перекладке инженерных коммуникаций для «Музейного городка» вдоль Малого Знаменского переулка. Начиная реконструкцию городских инженерных сетей, к которым подключён и Международный Центр Рерихов, затрудняющую также подъезд и подходы к Музею имени Н.К.Рериха, руководство ГМИИ имени А.С.Пушкина не сочло нужным заранее ознакомить Международный Центр Рерихов с предстоящими работами и поставить в известность о начале и сроках их проведения.
Фоторепортаж
|