22 марта 2019 г. в Библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась седьмая лекция лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, сезона 2018-2019 гг. Лекцию на тему «Платоновская академия в Кареджи. Братство эпохи Возрождения» прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, искусствовед М.В.Царева.
В XIII—XVI веках, в Италии, возникает удивительное явление – время яркого расцвета культуры и философии. Этот период в истории Европы был назван Эпохой Ренессанса или Возрождением. И колыбелью этого удивительного процесса стала Италия, город Флоренция XV века. Через семь веков после падения Рима, после мрачного Средневековья здесь рождается и творит целая плеяда гениальных и великих людей. Происходит глобальное переосмысление идей, оформление нового космического мировоззрения.
В этом пространстве художественного и интеллектуального расцвета родилось уникальное явление не только в истории итальянской культуры, но и в истории европейской культуры вообще, которое носило название Флорентийской Платоновской Академии.
Академия была не просто собранием высокодуховных и гениальных людей. Это было Братство Эпохи Возрождения, братство философов-единомышленников, объединенных мечтами о Новой мире, Новом человеке, новом и лучшем будущем, своего рода «Золотом веке», который они хотели возродить. Академия не только дала ключевой импульс для Возрождения, она сама была Возрождением.
Труды, которые оставила Академия за короткое время своего существования, поистине колоссальны. В этом новом духовном климате, который создается во Флоренции благодаря Академии, были выработаны и развернуты мировоззрение и идеи, которые стали основными идеями эпохи. Это представление о человеке как о центре мира, об устройстве Космоса по законам гармонии, о духовной ценности Красоты и связующей функции Любви.
Встречи академиков проходили на вилле Каре́джи близ Флоренции более тридцати лет. Флорентийская академия не имела ни устава, ни постоянного членства, но в разные годы к ней принадлежали наиболее выдающиеся деятели культуры Флоренции – философы, поэты, художники, дипломаты и политики, и ее деятельность вызывала широкий общественный резонанс.
Здесь часто бывали правители Флоренции Козимо Медичи, а позже Лоренцо Великолепный. А также художественная элита Флоренции - зодчий Леон Баттиста Альберти, художник и скульптор Микеланджело Буонаротти, живописец Сандро Боттичелли и другие.
Ядро Академии составляла группа разносторонних и гениально одаренных ученых-философов. В него входили Пико делла Мирандола (1463 – 1494)) – гениальный мыслитель и ученый-гуманист, ярчайший представитель Итальянского Возрождения, обладавший энциклопедическими знаниями в области словесности, философии и богословия. Основным его трудом стали знаменитые «900 тезисов по философии» - синтез основных положений философской мысли Востока и Запада.; Кристофоро Ландино (1424—1498) - знаменитый латинский поэт, профессор риторики и блестящий оратор, стилист и знаток эпистолярного жанра и античной литературы. Друг и советник Фичино, в Академии он был известным комментатором Вергилия, Горация, сонетов Петрарки и «Божественной комедии» Данте; национальный поэт Анджело Полициано (1454 – 1494), в своей теории поэзии, и в собственном поэтическом творчестве Полициано формирует новый ренессансный литературный стиль. Лучшими его произведениями стали итальянская поэма «Стансы на турнир» и одно из ярчайших произведений итальянского Возрождения - «Сказание об Орфее»; академик Димитрий Халкокондил (1423 — 1511) — знаменитый итальянский учёный-гуманист, переводчик и издатель, грек по происхождению, оказавший огромное влияние на культуру Ренессанса.
Главой Флорентийской академии, её душой и идеологом был Марсилио Фичино - один из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения, философ-гуманист, ученый, теолог, поэт и музыкант. Его усилиями во Флоренции развивалось книгопечатание. Послушать его лекции приезжали ученые из разных стран, а его труды читались по всей Европе.
Фичино стал родоначальником нового направления в философии гуманизма -флорентийского неоплатонизма, связанного с изучением философского наследия Платона и античного неоплатонизма. С 1460-х гг. он переводит с греческого на латынь «Халдейский Оракул» Зороастра и «Гимны» Орфея, 14 трактатов Гермеса Трисмегиста,, так называемый «Corpus Hermeticum и все произведения Платона, работы Пифагора, в т.ч. «Золотые стихи», и поздних античных философов-неоплатоников - Плотина, Порфирия, Ямвлиха и Прокла, проделав таким образом колоссальную работу по переводам и осмыслению оригинальных произведений философов древности.
Главные труды жизни Марсилио Фичино – трактат «Платоновское богословие о бессмертии души», работа «Толкование на “Пир” Платона» (1469), известная также под названием «О любви»; сочинение «О солнце и свете» (1492), медико-астрологический трактат «О жизни» (1489).
В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной Европы — философия, религия, метафизика, литературные занятия. И потому, можно утверждать, что Марсилио Фичино является одной из центральных фигур всей философии Эпохи Возрождения, оказавшей значительное влияние на развитие философии XVII и XVIII вв..
В своих сочинениях Марсилио Фичино ставит проблему соотношения Бога и природы, Бога и человека, раскрывая глубочайшее внутреннее единство Космоса, объединяющего в своем строении и Бога, и человека, и Природу.
В традициях античности Фичино рассматривает Вселенную как гармоничное строение, все части которого составляются, «как лира». Он рисует в “Платоновском богословии” пятиступенчатую иерархию бытия. Высшая ступень по Фичино есть Бог, затем – по нисходящей “Ангел”, “Душа”, “Качество” и, наконец “Материя”. Процесс этот описывается как эманация Божественной сущности в мир. Иерархия Фичино не застывшая статичная иерархия средневекового миросозерцания, а иерархия единого, пронизанного светом, живого, одушевленного, прекрасного Космоса.
Душа это центральная категория философии Марсилио Фичино. Она в его философии является главной и определяющей силой, придающей жизнь и движение Космосу. Она есть “величайшее чудо природы”, она «есть истинная связь вещей». Идея Любви является подлинной осью философской системы Фичино. Любовь у Фичино создает картину гармонически прекрасного мироустройства. Пронизывая всю иерархию бытия, она есть выражение внутренней гармонии, исходящей от Бога. Явленная миру Любовь, пронизывающая живой, одушевленный Космос, есть Красота. Образом постоянного божественного присутствия в мире, согласно учению Фичино, является Свет, которым пронизаны все ступени бытия. Так, мир предстает в философии флорентийского платонизма не как отрицание божества, и не в качестве низшей ступени божественного творения, а как открытый познанию прекрасный образ Бога.
В философии Фичино человек – прекраснейшее из божественных творений. Обосновывая бессмертие души, Фичино подчеркивает особую, высшую природу человека. Важнейшее место занимает у него прославление достоинства человека как творческой личности, способной в своем творчестве уподобиться самому Богу. В своих сочинениях Фичино выдвигает концепцию “универсальной религии”, искони присущей человечеству. Все исторически существовавшие религии мира по Фичино оказываются проявлениями этой «универсальной религии».
Флорентийские неоплатоники были глубочайшие теоретики одной из самых развитых и углубленных философских систем. В лице Фичино и возглавляемой им Платоновской академии ренессансный неоплатонизм, выступил как мощное духовное движение. Оно не только сумело увлечь собой обширные интеллектуальные и художественные круги Европы, но и заставило властные структуры осознать свое высокое призвание – стать покровителями наук и искусств и признать еще одну власть -- власть Культуры.
«Мы жили в славе, – писал Пико делла Мирандола, – и мы будем в ней жить и в будущем, но не в школах грамматиков и педагогов, а в собраниях философов, в собраниях мудрых».
Философ и писатель Л.В.Шапошникова утверждает в своем труде «Земное творчество Космической эволюции»: «Космическая эволюция, неотъемлемой частью которой является эволюция земного человечества, имеет свои извечные опоры. Знание есть важнейшая среди других опор…». «Знания из Высших сфер шли с самой глубокой древности. Они шли через подвижников, святых, мудрецов, которые были высокими духами, воплощенными на нашей планете …с определенной конкретной миссией. Через их внутренний духовный мир, через их высокое сознание шли из высокого источника те Знания, которые меняли сознание земного человечества, представления людей об окружающем мире, создавая новые направления человеческой мысли».
Лекция сопровождалась показом слайдов, позволяющим вспомнить работы знаменитых мастеров Ренессанса и еще лучше проникнуться духом эпохи Возрождения.