Новости отделения

02.04.2019

Цикл лекций «Великие мыслители Востока» в Библиотеке им.А.П.Чехова, Санкт-Петербург. Лекция четвертая: «Лао-цзы»



2 апреля 2019 г. в библиотеке им. А.П. Чехова г.Санкт- Петербурга состоялась четвертая лекция из цикла «Великие мыслители Востока». Лекцию на тему «Лао-цзы» о великом философе древнего Китая, который жил две с половиной тысячи лет назад, прочитала сотрудница Санкт-Петербургского  отделения Международного Центра Рерихов Л.И. Шестакова.

Лао-цзы является автором единственного произведения "Дао дэ цзин", в котором он  разработал собственный взгляд на мир. Его выдающийся труд «Дао дэ цзин» («Книга Пути и благодати») - это жемчужина  культуры одной из древнейших цивилизаций мирового значения. В этой книге он провел глубокое исследование вселенной, общества и жизни.  Философия Лао-цзы стала важной составляющей частью культурной системы Китая и явилась основой одной из трех великих китайских религий - даосизма. Он оказал значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая и стран дальневосточного культурного региона.

Эпоха Лао-цзы была поистине удивительным временем для всего цивилизованного мира, когда потаенное знание внезапно выплеснулось наружу, рождая новые учения и новые религии. По выражению немецкого философа К. Ясперса, его можно назвать «осевым временем» человечества.

Первую биографию Лао-цзы, составленную Сыма Цяням, отделяло от жизни его героя без малого 300 лет. Утверждать что-либо определенное трудно еще и потому, что Лао-цзы был благородным мужем, скрывающимся от мира, он сознательно старался вершить свой жизненный путь, «не оставляя следов».  Именно это делает столь трудным исследование жизненного пути Лао-цзы. Предполагается, что  он родился в 604 году до н.э. Достоверным представляется факт его службы при дворе правителей Китая – чжоусских царей и то, что  Лао-цзы распоряжался самым древним в Китае архивом.

Лао-цзы был прославлен своею мудростью. Ощущая все усугубляющийся упадок  государственной власти и крушение моральных устоев, Лао-цзы оставляет службу и решает покинуть нравственно гибнущую страну, где нет места для мудрого. Наиболее достоверным эпизодом из всей биографии Лао-цзы выглядит его уход из Китая и с ним связана легенда о создании «Дао дэ цзин». На границе  начальник пограничной стражи уговорил Лао-цзы оставить покинутому им Китаю, хотя бы частицу своей мудрости. Лао-цзы согласился на уговоры и написал трактат «в пять тысяч знаков», который вмещает все самое важное, что должен знать человек о пути Вселенной – Дао, и до воплощения – Дэ. После завершения его написания, Лао-цзы навсегда покинул страну. О жизни Лао-цзы в его уединении неизвестно ничего.

В лекции были затронуты основные понятия Учения Лао-цзы о Дао и Де. Для Лао-цзы Дух – основа основ, ибо он для него – Праматерь сущего. Лао-цзы всем своим существом устремлен именно в необычное, а смерть видит в постоянной паре с жизнью, причем небытие ставит превыше всякого бытия. Постоянные парадоксы Лао-цзы как бы призваны опрокинуть привычный здравый смысл, расширить стереотипы обыденного мышления, чтобы вывести, наконец, человеческую мысль за его пределы и открыть ей космические дали. «Даосский мудрец равен Земле и Небу, ибо он естествен; он не отделен от космоса личной волей или иллюзорным знанием; напротив, он весь слит с ним и потому так же велик. Нет ничего, что он был бы неспособен совершить. Он могуч, ибо победил самого сильного врага - себя и свои вожделения. Ведь именно желания человеческие мешают человеку отстраниться от суеты и увидеть нечто, скрывающееся за "вещной" оболочкой, познать сокровенное таинство мира» (И.С. Лисевич).

 Л.Н. Толстой пишет: "Основа учения Лао-цзы одна и та же, как и основа всех великих, истинных, религиозных учений…. Для того, чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку нужно научиться жить не для тела, а для духа. Этому-то и учит  Лао-цзы. Он учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа".

Известный французский китаист Потье выразился о книге «Дао дэ цзин»: «Человеческая мудрость никогда не применяла язык более святой и глубокий».

В лекции было рассказано также о картинах, посвященных Лао-цзы. Н.К.Рерих в 1924 году написал картину «Лао-цзы», которая входит в серию картин «Знамена Востока», посвященную великим мудрецам мира. На картине Н.К.Рериха сам Лао-цзы написан в традициях китайской  изобразительности, что говорит о серьезном изучении автором наследия китайских мастеров. Другая картина Н.К.Рериха, посвященная Лао-цзы, написана Рерихом в 1943 году. С этой картиной можно связать такую легенду: однажды, когда Лао-цзы достиг глубокой старости, к хижине, в которой он жил, подошел оседланный буйвол и встал у порога. Лао-цзы вышел, сел на него, и буйвол умчал его к далеким Гималайским вершинам и там теряются его следы.

В Учении Живой Этики говорится: «Истинно, нужно принять символ Вершины, как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о Вершине восхождения».

 Н.К.Рерих говорит в своей книге «Держава света»: «Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова…». 

В заключении лекции Л.И.Шестакова передала в дар библиотеке журнал «Культура и время» издательства Международного Центра Рерихов и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.    



Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2019 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов