23 марта 2019 года в библиотеке № 6 в пос. Лисий Нос, Ленинградской области состоялась лекция "Музыка в жизни и духовном наследии Е.И. Рерих", посвященная 140-летию со дня рождения выдающегося философа-космиста и мыслителя XX века. Лекцию с видео-презентацией прочитал председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Томша Э.А.
На протяжении всей истории человечества в культуре различных стран особое внимание уделялось музыке, как важной области знания в процессе воспитания и образования, формирования нравственных и духовных качеств молодого поколения. В России музыкальное образование считалось одним из основных предметов, а в середине XIX века ведущую роль в музыкальной сфере занимал Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге, 12 февраля 1879 года по новому стилю родилась девочка, которую назвали Еленой. Она родилась в семье, культурные и духовные традиции которой своими корнями уходили в глубь веков. Отец Елены, Иван Иванович Шапошников, окончил Императорскую Академию Художеств. Мать девочки, Екатерина Васильевна, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых. Среди ярких представителей рода были великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (двоюродный прадед Елены) и гениальный русский композитор Модест Петрович Мусоргский (двоюродный дядя Елены).
Богатые культурные традиции и духовные устои семьи с раннего детства помогали раскрытию творчески одаренного ребенка. Благодаря любознательности и самостоятельности Елена довольно рано научилась читать. Ее интересовали книги различного характера – от художественных до религиозно-философских.
Во время обучения в Мариинской женской гимназии она продолжает заниматься музыкой, как самостоятельно, так и с частными педагогами. Одаренность девочки в музыке, освоение музыкального материала и развитие фортепианного мастерства были столь яркими, что все родные и учителя музыки прочили ей прекрасное будущее в фортепианном исполнительстве.
После окончания музыкальной школы Елене Шапошниковой прочат яркую карьеру пианистки, и она собирается поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Ей к тому времени 20 лет. Она прекрасно образована, она блистательна не только в фортепианном искусстве, но и в жизни. Елена Шапошникова в годы молодости приняла решение – выйти замуж за человека высокого художественного таланта, чтобы бескорыстно служить ему и вдохновлять на великие цели. Таким человеком в жизни Елены Ивановны стал Н.К. Рерих. В Николае Константиновиче она нашла поддержку и понимание своих устремлений и жизненных идеалов.
В 1900 году Николай Константинович делает предложение Елене Ивановне и получает согласие. Любовь к музыке Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли через всю свою жизнь. Находясь уже в Индии, в долине Кулу, Елена Ивановна, несмотря на огромную занятость, находила время для музыки. Известно, что вечерами, после трудового дня семья Рерихов собиралась вместе. Они делились своими размышлениями и наблюдениями, обсуждали результаты дня, затрагивали вопросы философского и духовного содержания, а также слушали музыку. Предпочтения в музыке отдавались произведениям героического характера, как в симфониях Л.В. Бетховена, торжественности духа - в музыке Р. Вагнера и других композиторов.
В жизни Е.И. Рерих именно музыка содействовала постижению горизонтов Беспредельности, способствуя в будущей работе над книгами философии Живой Этики в сотрудничестве с Великими Махатмами – Учителями Востока. Известно, что Елена Ивановна получала сообщения «не только в словах, но нередко и в мыслеобразах». Привести эти разрозненные сообщения в единую и стройную систему, придать этой системе целостную и гармоничную форму – этой задаче способствовали в том числе музыкальная одаренность и музыкальные знания, полученные Еленой Ивановной еще в детстве и юности, проявившиеся в мастерстве исполнительского искусства. Известно, что музыкальное исполнительство и сама музыка, несущая в себе синтетическое начало, влияет не только на гармонизацию чувств и интеллектуальное развитие, но способствует расширению сознания и формирует мышление, способное оперировать категориями, выходящими за пределы логики трехмерного пространства, закладывая предпосылки и направляя сознание человека в сферы многомерности Бытия.
Елена Ивановна понимала особую важность музыкального воспитания и значение музыки для будущего развития человечества. Работая над составлением книг Живой Этики и отвечая своим корреспондентам, она обращает внимание на многие положения Учения, в которых раскрывается значение музыки в наступающую эпоху, а также вопросы, связанные с музыкой, но уже в ином, космологическом контексте. Такие понятия как ритм, гармония, созвучие и другие, имеющие принадлежность к музыке, даются в ином смысловом значении.
Анализируя Учение Живой Этики, мы находим достаточно много положений, касающихся вопросов музыки, и отмечаем их большой объем, что позволяет сделать вывод о значимости этих вопросов. Также следует отметить их последовательное и «спиральное» изложение, устремляющее от земной проявленной сферы к сферам иных состояний материи Космоса и инобытия. Для эволюции человечества это одна из важнейших областей знания, ожидающая своих исследователей, которые помогут выйти на качественно иной уровень понимания скрытых сил и связей, определяющих взаимодействие между энергетическими системами одухотворенного Космоса и составляющих основу деятельности Космического Магнита.
О различных гранях жизни и духовном наследии Елены Ивановны Рерих в своей лекции рассказал Э.А. Томша. В конце лекции Эдуард Антонович ответил на вопросы слушателей.