19 марта 2019 г. в Библиотеке им.А.П.Чехова, Санкт-Петербург, состоялась третья лекция из цикла «Великие мыслители Востока» Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Лекцию на тему «Будда и его община» прочитала сотрудница Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.В. Кучерявенко
Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии. В своем распространении по земному шару он стал религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Без понимания буддизма невозможно понять великие культуры Востока — индийскую, китайскую, а также культуру Юго-Восточной Азии, культуру Тибета и Монголии. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно современному обществу.
Е.В. Кучерявенко рассказала о жизненном пути Будды. Проведя во дворце отца безмятежные детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным, стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм в Индии, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх).
Целью создания общин было нахождение наилучших условий для всех, ищущих истинного знания и общего блага. Учитель принёс людям великий дух братства, сострадания и милосердия.
В 1926 г. в Улан-Баторе была опубликована работа Е.И. Рерих "Основы буддизма". В этой книге Будда предстает как великий учитель жизни, как общинник, давший миру "учение знания законов великой материи и эволюции мира". Е.И. Рерих заострила внимание на общечеловеческих моментах этического учения Будды, подчеркнув, что Будда боролся против изуверства каст и преимущества классов, утверждая закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания и закон любви. Она писала о том, что: «Пришло время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды, великого общинника, учащего против собственности, против убийства, пьянства, излишеств. Появляется могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию».
В заключение лекции Е.В. Кучерявенко ответила на вопросы слушателей.