Международный Центр Рерихов - Международная общественная организация
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ICOM)
Член Всеевропейской федерации по культурному наследию Europa Nostra
Великий Облик. 140 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих
Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться великий смысл содеянного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое они оставили нам, неисчерпаемо. Затронувшее во времени лишь по краю нашу эпоху, оно устремлено своими научными, художественными открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее миры различных состояний материи во имя эволюционного продвижения человечества, будет не исключением, а правилом. Именно ради этого страдала и тяжко трудилась великая русская женщина, мать своих сыновей и жена своего мужа Елена Ивановна Рерих.
Л.В.Шапошникова. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих
12 февраля 1879 года по новому стилю, 140 лет назад, родилась Елена Ивановна Рерих (31.01/12.02.1879–05.10.1955) – выдающийся русский философ, ученый, мыслитель, просветитель, посвятившая себя работе над главным трудом своей жизни – философией Живой Этики, или Агни-Йоги, созданной в сотворчестве и под водительством Великих Учителей Востока, называвших Елену Ивановну Рерих «Матерью Агни Йоги». Являясь философией космической реальности, Живая Этика освещает важнейшие проблемы космической эволюции человечества, содержит в себе уникальную систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Живая Этика являет собой синтез древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада. В основе всех явлений, с позиции Учения Живой Этики, лежит психическая энергия, пронизывающая все сущее. Нравственность и энергетические центры человека взаимосвязаны через его мысли, сознание. «Мысли управляют миром», – писала Е.И.Рерих. Это значит, что человек должен постоянно очищать, дисциплинировать мышление, порождать только светлые и чистые мысли. В этом ему призвано помочь сердце, выступающее «престолом сознания», «средоточием жизни». Только через сердца, наполненные любовью и светом, человечество способно гармонизировать свои энергии с энергиями космоса и вступить в новый этап космической эволюции.
Елена Ивановна Рерих родилась в семье петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и его жены, Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой.
Прадед Елены Ивановны по отцовской линии приехал в Россию при Петре I из Риги, где служил бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнес императору великолепную шапку Мономаха, шитую драгоценными камнями и отороченную бобром. Петр I остался доволен приемом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии прадедом русского подданства Петр дал ему и новую фамилию – Шапошников.
Отец Елены Ивановны, статский советник Иван Иванович Шапошников (1833–1898), по настоянию своей матери выбрал профессию архитектора. Первое классическое образование он получил в Санкт-Петербургском Коммерческом училище, затем окончил курс в Императорской Академии художеств со званием классного художника. Преподавал в Институте гражданских инженеров и Технологическом институте, как архитектор состоял в Инженерном комитете Военного министерства и стал членом-учредителем Петербургского Общества архитекторов.
Екатерина Васильевна Шапошникова, мать Елены Ивановны Рерих, происходила из древнего рода Голенищевых-Кутузовых, давшего немало героев и патриотов. Ее прадед Василий Матвеевич и Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, отец фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, были родными братьями. Таким образом, Елена Ивановна Рерих приходилась одному из величайших полководцев и искуснейших дипломатов России двоюродной правнучкой. И ближайшими родственниками, как писала Елена Ивановна в одном из писем, были князья Путятины, Шаховские, Мусоргские, Челищевы, бароны Гейкинги и бароны Таубе. Известно, что прославленный композитор Модест Петрович Мусоргский приходился ей двоюродным дядей.
Окружение семьи, в которой выросла Елена Ивановна, составляли известные музыканты, писатели, художники. Она от рождения была одаренной натурой и проявляла незаурядные способности, к семи годам читала и писала на трех языках. Окончила Мариинскую гимназию, в музыкальном образовании при Петербургской консерватории достигла высокого уровня исполнительского искусства на фортепиано, профессионально занималась рисованием, серьезно интересовалась литературой, историей и особенно глубоко – философией разных стран и народов. Любовь к греческой философии и ее лучшим представителям Елена Ивановна пронесла через всю жизнь. Огромное влияние на формирование ее мировоззрения и впоследствии на ее собственное творчество оказала философская мысль Востока.
В 1899 году в жизни Елены Ивановны Шапошниковой произошло важное событие. Летом в имении князя П.А.Путятина в Бологом она познакомилась с Николаем Константиновичем Рерихом (1874–1947), молодым даровитым и уже признанным художником, человеком неординарным и близким по духу. Общность интересов и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. В 1902 году у них родился сын Юрий, будущий выдающийся лингвист и ученый-востоковед, а в 1904 – Святослав, избравший ту же стезю, что и отец. Так возникла уникальная семья Рерихов как единое целое, сыгравшая важную роль в русской и мировой культуре.
Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. Она была ее сердцем, главным наставником и устоем. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности». Елене Ивановне, жене, другине, спутнице и вдохновительнице, посвящал Николай Константинович свои книги. Многие из ее мыслей воплотил на своих полотнах.
«Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны, – отзывался Святослав Рерих о родителях, – было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения». Необыкновенно красивая, утонченная, Елена Ивановна воплотила в себе лучшие черты русской женщины: достоинство, доброту, милосердие, самоотверженность. Именно такой облик запечатлел С.Н.Рерих на портретах своей матушки.
Елена Ивановна разделяла с мужем все его устремления, принимала участие во всей его работе и была постоянной спутницей. В 1903 году Николай Константинович вместе с женой совершил путешествие по святым местам древнерусских городов, послужившее началом их широкой общественной деятельности в защиту культуры. Они поставили перед собой большую задачу изучения древнерусского искусства различных эпох и школ и побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. «Поездкой по старине» назвал это путешествие Н.К.Рерих. Итогом поездки стали новые полотна, статьи Николая Константиновича, фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной. Изучение материальной и духовной культуры разных народов, соединившихся на русской земле, осознание единого истока многообразия старины привели Николая Константиновича Рериха к пониманию культуры как основы эволюции и будущего единения человечества. Проникая в прошлое, Н.К.Рерих думал о будущем, именно тогда впервые оформилась его мысль о необходимости особого охранения сокровищ народных. Так, одним из первых Н.К.Рерих поднял вопрос об огромной ценности памятников архитектуры и искусства и охране мировых культурных сокровищ, который увенчался впоследствии подписанием Международного договора по защите культурного наследия человечества – Пакта Рериха.
Оказавшись отрезанными от России революционными событиями 1917 года, после пребывания в странах Скандинавии Рерихи приехали в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году произошла первая встреча Е.И.Рерих с Великим Учителем, здесь она записала первые строки Учения Живой Этики, над которым трудилась всю жизнь.
В Америке в 1920–1923 годах при непосредственном участии Елены Ивановны и помощи друзей-единомышленников Рерихи развернули широкую культурно-просветительскую деятельность. Учреждения, организованные Рерихами, такие как Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi», Музей Николая Рериха, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны. При Музее работало издательство, образовалось Общество друзей Музея Рериха, возник целый ряд культурно-просветительских ассоциаций. Под эгидой этих организаций в разных странах возникли и действовали многочисленные общества, объединившие не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – писала Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». Уезжая из Америки, Рерихи оставляли там активно работающую группу учеников и сотрудников, ставшую одним из центров основанного ими культурного движения.
«Великий Индийский Путь», который всегда манил Н.К.Рериха, стал реальностью, когда Рерихи приехали в Индию. Вместе с мужем и старшим сыном в 1924–1928 годах Елена Ивановна участвовала в грандиозной экспедиции, организованной Н.К.Рерихом по Индии и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут, разделив с остальными членами экспедиции все тяготы и смертельные опасности пути. «На коне вместе с нами, – писал Николай Константинович, – Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».
По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи поселились в древней долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Создание этого передового научного учреждения, почетным Президентом-основателем которого являлась Елена Ивановна, связано с ее мыслью, что в будущем здесь вырастет город Знания, который превратится в международный центр научного сотрудничества. «Тонкий знаток искусства, уникальный философ, она довольно легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто направляла их с мудростью хорошо подготовленного ученого», – отмечала Л.В.Шапошникова в известной статье «Сотрудница Космических сил».
Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь продолжила работу над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики, одновременно активно работая над реализацией проекта по защите культурного наследия человечества. Эта идея Н.К.Рериха, предложенная им еще до Первой мировой войны, в Америке получила новое развитие и легла в основу проекта Пакта об охране культурных ценностей и исторических памятников во время вооруженных конфликтов. По инициативе Н.К. и Е.И.Рерихов для реализации Пакта в мировом масштабе была основана Всемирная Лига Культуры и создан в Нью-Йорке Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира, ставший центром движения в защиту культуры. Комитеты по продвижению Пакта возникли во Франции и Бельгии, в Прибалтике и Болгарии, в странах Латинской Америки и Азии. Важнейшими духовно-культурными центрами являлись Фонд Рериха за Мир, Искусство, Науку и Труд в Брюгге, Европейский Центр в Париже, Латвийское общество друзей Музея Рериха. Можно с полной уверенностью сказать, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (1934–1935) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями, являвшимися главными каналами проведения миротворческих идей Николая Константиновича, и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами двадцати одной страны, включая США.
Во время Великой Отечественной войны Рерихи делали все возможное для поддержки своего народа. Юрий и Святослав Рерихи направили советскому послу в Великобритании свои заявления о зачислении их добровольцами в Красную Армию. Николай Константинович выступал с патриотическими статьями в печати, перечислял средства в пользу Красного Креста СССР, вместе с младшим сыном проводил выставки-продажи их картин в пользу Красной Армии. Елена Ивановна следила за ходом войны и, обладая даром предвидения, знала, что ни Москвы, ни Ленинграда фашистам взять не удаться.
После войны Елена Ивановна и Николай Константинович решили осуществить свою давнюю мечту – вернуться на Родину, но так и не смогли этого сделать. 13 декабря 1947 года Елена Ивановна потеряла горячо любимого мужа. «Наш Светлый и Любимый ушел, как жил, – просто, красиво и величаво, – писала она в одном из писем. – В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля – закончить свою светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, среди безумия мира еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира и на этот раз в столь любимой им Индии».
Последние годы своей жизни Елена Ивановна Рерих вместе с сыном Юрием Николаевичем провела в городке Калимпонге в восточных Гималаях в небольшом доме, из окон которого была видна священная в Индии гора Канченджанга. Здесь Елена Ивановна продолжала работать над своими рукописями и вести регулярную переписку с сотрудниками, консультируя их по вопросам перевода книг Живой Этики и принимая участие в работе Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира в Нью-Йорке. Она по-прежнему думала о России и ждала радостного часа зова на Родину: «Конечно, наше желание вернуться на Родину и потрудиться на пользу страны осталось неизменным, а сейчас оно даже усилилось…». «Я верю в нашу родину, – писала Елена Ивановна, – и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай». Но ее обращения в советское посольство и к правительству СССР так и остались без ответа. До самых последних дней Елена Ивановна надеялась, что сможет хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
На месте кремации Е.И.Рерих сооружена белая ступа, увенчанная шпилем. Рядом со ступой вскоре вырос буддийский храм. В доме, где жили Рерихи в Калимпонге, открыт музей. Именем Елены Ивановны Рерих назван Институт Гималайских исследований «Урусвати», колледж искусств в индийском поместье Рерихов в Кулу, юбилейная медаль, учрежденная Международным Центром Рерихов в Москве, Благотворительный фонд и Международная премия, народная библиотека на Алтае в Усть-Коксе. Один из алтайских пиков близ Белухи получил название Урусвати в честь Е.И.Рерих. В космосе есть малая планета «Рерих», названная в честь всех членов этой великой семьи.
Те, кто имел счастье жить и трудиться рядом с Еленой Ивановной Рерих, связывают с ее именем мысль о женщине Будущего. В своих воспоминаниях С.Н.Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».
Переоценить важность и значение литературно-философских трудов и других работ, вышедших из-под пера Елены Ивановны Рерих, для будущего нашей планеты невозможно.
Зов Космической эволюции (видео)
Главной целью работы Елены Ивановны в Индии было сотрудничество с Великими Учителями и Братьями человечества. Это сотрудничество проявлялось в разных формах и было подробно зафиксировано в ее дневниковых записях, которые она вела с 1920 года вплоть до окончания своего земного пути. Эти записи легли в основу книг Учения Живой Этики, разносторонне освещающих вопросы космической эволюции человечества и его будущего, и появление их связано с процессами, происходившими в науке, культуре и духовной жизни первой половины ХХ столетия. Впервые книги Учения были изданы на русском языке в 1924–1937 годах в Париже и Риге и уже при жизни Елены Ивановны переводились и публиковались на разных европейских языках.
В 1925 году в Нью-Йорке под псевдонимом Искандер Ханум вышел перевод ее избранных писем Мыслителей Востока к деятелям теософского движения («Чаша Востока. Письма Махатмы»).
В Улан-Баторе, столице Монголии, куда прибыла Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, в 1926 году увидели свет «Основы буддизма» Е.И.Рерих, а в 1927 вышла «Община», одна из книг Живой Этики.
В Париже в 1929 году под псевдонимом Жозефина Сент-Илер был издан труд Елены Ивановны «Криптограммы Востока», повествующий о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, Акбара Великого.
В 1931–1933 годах Елена Ивановна проделала гигантскую работу с английским текстом «Тайной Доктрины» – фундаментального труда основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской. Этот перевод вышел в свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рерихов.
Перевод книг «Учения Храма», которое является продолжением труда Е.П.Блаватской и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, выполнен в 1954–1956 годах по просьбе Е.И.Рерих ее сотрудницей Е.П.Инге и издан Международным Центром Рерихов в 2003 году.
Начиная с 1933 года, Елена Ивановна публиковала заметки в журнале «Оккультизм и Йога», печатном органе русских эмигрантов, издававшемся врачом А.М.Асеевым, который состоял с ней в многолетней переписке.
Великолепный очерк Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский», написанный под псевдонимом Наталия Яровская и посвященный жизни одного из самых почитаемых на Руси святых, вошел в составленный ею сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и вышел в Риге в 1934 году.
Во многих трудах Елена Ивановна Рерих уделяет внимание размышлениям о России. И не только потому, что это ее Родина, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играет важнейшую роль. Как и Николай Константинович Рерих, она ясно представляла себе, через что проходила и должна пройти Россия, и верила в ее расцвет и светлое будущее: «Русский народ сохранил свою душу и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу…»
Огромное эпистолярное наследие Елены Ивановны Рерих является уникальным комментарием к книгам Живой Этики. Благодаря усилиям сотрудников Латвийского общества Рерихов в 1940 году увидел свет двухтомник ее избранных писем. Полное собрание писем опубликовано Международным Центром Рерихов в 1999–2009 годах.
«Елена Ивановна выполнила миссию, возложенную на нее Космической Иерархией. Когда-нибудь человечество осознает это и почтит ее память во всей заслуженной ею высоте, – писала Л.В.Шапошникова. – Если Живая Этика создавалась Еленой Ивановной в сотрудничестве с Великими Душами, то “Письма” являют блестящий образец ее индивидуального творчества. Без сомнения, она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая сложности проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее доступной даже для малоподготовленного человека. Она многим сумела “открыть глаза” и помочь в продвижении на трудном пути нового знания. И поэтому “Письма Елены Рерих” являются необходимой и составной частью самой Живой Этики. <…> “Вперед, вперед, только вперед!” – не уставала повторять она. Ее мысли и труды сейчас становятся путеводной звездой для многих. Пережив годы забвения и небрежения, они обретают новую жизнь на ее Родине.
Внимательный и вдумчивый читатель вновь раскроет ее “Письма”, погрузится в мир высоких энергий, Космических Законов и многообразия форм материи. Но все это, такое, казалось бы, далекое от нас, от нашего бытия, вновь свяжет нас с сегодняшним днем, по-иному осветит волнующие нас проблемы. В этом умении показать единство далекого и близкого, высокого и сиюминутного, иными словами, макро- и микрокосма, и состоит сила и актуальность Живой Этики и “Писем” – уникальных произведений, в создании которых сыграла важнейшую роль русская женщина, принесшая в нашу нелегкую жизнь свет далеких звезд, дыхание Космоса, понимание смысла человеческой жизни и необходимости такого духовного продвижения, при котором этот смысл стал бы высоким и космичным.
“Вперед, вперед, только вперед!” – зовет она нас и сейчас».