|
|
Фоторепортаж
Цикл лекций Объединенного научного центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» в Лектории Российской национальной библиотеки в 2011-2012 гг. Четвертая лекция «Сердце как средоточие духовной жизни человека»
30 марта 2012 года в Лектории Российской национальной библиотеки состоялась четвертая лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» Международного Центра Рерихов (Москва). Лекцию на тему «Сердце как средоточие духовной жизни человека» провел заместитель руководителя Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, советник РАЕН А.А. Лебеденко.
Лекторий открыл председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России Э.А. Томша. Он представил лектора и объявил, что это уже четвертая лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» в проекте Международного Центра Рерихов и Российской национальной библиотеки, которые пользуются большим успехом у слушателей РНБ.
Перед началом лекции А.А. Лебеденко представил слушателям лектория последний номер журнала МЦР «Культура и время» и передал его в дар РНБ. Выступающий подчеркнул, что десять лет назад вышел из печати первый номер журнала «Культура и время». За эти годы журнал как неотъемлемая часть Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха органически развивался вместе с Музеем и в 2008 году был награжден Общественным экспертным советом России Знаком отличия «Золотой фонд прессы». Лебеденко А.А. отметил, что именно в этом номере журнала опубликован подробный материал о юбилее этого замечательного издания. Журнал «Культура и время» №4 (2011), был вручен Елене Федоровне Строгановой, заведующей лекционно-концертными мероприятиями Российской национальной библиотеки.
В своей лекции А.А. Лебеденко рассказал присутствующим, что сердце – одно из ключевых понятий в нашей жизни. Оно не просто физический орган, а некий духовный центр человека. «Сердце, – по утверждению П.А. Флоренского, – обозначает собою нечто центральное, нечто внутреннее, нечто среднее, – орган, который является сердцевиною живого существа, как по своему месту, так и по своей деятельности». Оно символизирует одновременно и дух, и душу, и тело. В нем средоточие духовной и чувствительной жизни человека, его болевая точка тончайшей плоти, энергетически координирующей по своему космическому праву всю многоплановую систему жизнедеятельности целостной структуры человека. Не все в этом мире можно увидеть глазами, услышать ушами, понять разумом – многое познается и чувствуется лишь сердцем… «Глазами сердца видим Бытие», – утверждал греческий христианский теолог, философ, ученый, основатель библейской филологии Ориген. Вслед за ним, спустя многие века, французский писатель и поэт Сент-Экзюпери отмечает по сути ту же незыблемую мудрость: «Видеть истину возможно лишь сердцем; сущность – это то, что невидимо для глаз».
В опыте православия есть удивительное понятие – «сердечная молитва», то особое состояние подвижника, при котором безмолвствует ум, молчат уста, а энергия любви наполняет пространство. Даром сердечной молитвы владели святые и подвижники, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Они всегда были готовы к новым восприятиям, были деятельны и дозорно бодрствовали во всем сиянии духа.
Настоящий кладезь «сердечной мудрости» – Библия: «Возлюби господа Бога твоего всем сердцем твоим…»; «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим…»; «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»и др.
Человек в Библии назван венцом творения. Сердцем же, согласно этому метаисторическому источнику, осуществляются высшие функции духа человеческого – вера в Бога, надежда и любовь к нему. Сердце является средоточием всех человеческих чувств и органом высшего познания. В соответствии с той же библейскою мудростью в сердце изначально заложено как добро, так и зло, но совершенствует сердце человеческое сам Господь Бог. Следовательно, сердце наше можно назвать высшим творением божественных и природных сил.
Поэты и писатели воспели сердце в своих произведениях, следуя за пламенным призывом великого А.С. Пушкина: «Глаголом жги сердца людей!» Вспомним знаменитые поэтические строки: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» Н.А. Некрасова; «Пустое сердце бьется ровно» М.Ю. Лермонтова; «О память сердца! Ты сильней холодной памяти рассудка…» К.Н. Батюшкова и другие. Вспомним горящее сердце Данко из рассказа Алексея Горького, «Собачье сердце» М.А. Булгакова, ледяное сердце в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и «Холодное сердце» в сказке Вильгельма Гауфа.
На протяжении всей своей истории человечество неизбежно обращалось к сокровищу сердца и в полном напряжении жизни духа, этого верховного жреца сердца, многообразно вносило энергии сердца в мировую культуру. Такие зерна мудрости лектор предостаточно сообщил слушателям, обратившись к мифологической и религиозной культуре, научной мысли и к философии космической реальности.
Получив через семью Рерихов творческий импульс космической эволюции, человечество входит в Новую Эпоху, эпоху Матери Мира, основанную на осознании сердца. Планета Земля переходит на новый эволюционный виток, что сопровождается приближением к земле космических энергий более высокого напряжения и вибраций. Живая Этика называет их огненной энергией. Прямое соприкосновение высоких и мощных энергий с более плотными формами материи Земли может привести к разрушению последних. Поэтому в цепи энергетического обмена существует иерархическая структура безопасной связи, если можно так сказать, играющая роль природного трансформатора, претворяющего «космические излучения, – как писал В.И. Вернадский, – в действительную земную энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую», мыслительную, энергию сознательного познания и сотрудничества с Высшими мирами. Таким энергомагнетическим центром и психическим трансформатором космического огня выступает чистое сердце, именно оно способно «не испепелится огненной связью с Высшими Силами». По мысли авторов Живой Этики сердце, как центр духовной жизни человека, эволюционно призвано охранить соподчиненные ему энергетические центры мыслителя от разрушительного потенциала высших космических энергий, и способствует гармонизации и ассимиляции их в творческое поле культуры. При этом степень трансформации этих энергий, пропорциональна широте сознания и уровню утонченности энергетики его носителя. «Лишь огненный магнит сердца, воспламененный высоким мышлением и устремлением, привлечет высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия». Так Космический Разум посредством творческих энергий создает в космической эволюции планеты Земля новый энергетический вид человечества и активизирует в нем очередную культурно-эволюционную ступень космического познания – ступень непосредственного познания сердцем. В книге «Беспредельность» мы находим очень важный для процесса познания параграф, в котором отмечено: «При космических огнях весь организм перерождается, и чуждые элементы устраняются своим же пламенем». В сущности, без перерождения сознания исследователя высоковибрационной энергетикой космической мысли, передаваемой человечеству Учителями Света в форме культурных образов, и неизбежном при этом обновлении и расширении тонких структур его организма, познание для ученого останется непостигаемой вершиной на его пути. Поэтому магнит сердца, по сути своей, превращается для серьезного исследователя, в лабораторию тончайших соприкасаний с космическими лучами и их энергетических трансформаций для практического приложения в общечеловеческое поле Культуры.
Следует подчеркнуть, что лекция сопровождалась красочными слайдами с картин Н.К. и С.Н. Рерихов, картин художника Л.Л. Кириловой из фондов Севастопольского городского фонда Рерихов и другими важными научными и документальными материалами.
Фоторепортаж
|