23 ноября 2018 г. в Центральной районной библиотеке им.А.П. Чехова, Санкт-Петербург, состоялась лекция "Павел Александрович Флоренский" из цикла "Философия русского космизма о единстве человека и космоса". Лектор – сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.Е. Корчемкина.
Павел Александрович Флоренский, который, по словам Александра Меня, «сам был культурой», родился «в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной» (Д.С.Лихачев). Биографы отмечают, что род Флоренских – род новаторов и начинателей новых направлений в науке, род священников, а род Сапаровых (мать – Саломия Сапарьян) – близок к первым армянским царям. С детства Павел Александрович присматривался ко всему необычному, усматривая в особенных явлениях сигналы «иного мира», в «духовности бытия» он, по его словам, «был всегда уверен настолько прочно, что оно меня даже мало занимало, как не стало занимать и впоследствии и подразумевалось само собою». Его отец обращал его внимание на важность исследования явлений «на границе общего и частного, отвлеченного и конкретного».
Обучаясь во второй тифлисской гимназии, Павел Александрович «изучал физику и занимался наблюдениями природы» и пришел к выводу, что «все научное мировоззрение – труха и условность, не имеющая никакого отношения к истине». В дальнейшем, накапливая знания в самых разных областях науки, культуры, религии, философии и искусства, Павел Александрович будет утверждать, что «Истина – есть внутреннее ощущение истины мироздания самим человеком во всей совокупности его состояний, тел, образов, усматривая за всеми условностями, терминологией и символикой единую суть Истины». П.А. Флоренский закончит университет, где будет изучать физику и математику, слушать лекции на историко-филологическом факультете и посещать лекции по искусствоведению, ему предложат карьеру преподавателя в университете, откажется. Он ищет, по его словам, «синтез церковности и светской культуры», хочет «вполне соединиться с Церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно, воспринять все положительное учение Церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством». Павел Александрович поступает в Московскую Духовную Академию, по окончании которой он останется преподавателем на кафедре истории философии до 1919 г..
Наступает 1917 г.. П.А.Флоренский осознает сложившуюся в обществе ситуацию, вероятно, более отчетливо, чем кто-либо другой. Его культурные и духовные накопления позволяют ему сказать про себя, что он опередил время лет на 50. Он видит неизбежные последствия разрушения культуры в стране, последствия уничтожения храмов и монастырей, гибели носителей духовной и светской культуры. Он принимает для себя решение работать, работать на благо страны, но при этом, не поступаясь ничем из своих убеждений. И он работает во многих советских учреждениях, не снимая подрясника, открыто свидетельствуя, что он священник. Он ставит себе задачами сохранение основ духовной культуры, сохранение музеев, материальных образов культуры; занимается сохранением Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной Пустыни. Вклад Павла Александровича Флоренского в дело сохранения культуры в стране неоценим.
До ареста в 1933 г. П.А.Флоренский сделает ряд открытий в области техники, материаловедения (диэлектрики), будет работать старшим научным сотрудником комитета электрификации СССР, участвовать в разработке плана ГОЭРЛО, как главный редактор «Технической энциклопедии» подготовит ряд собственных статей, с 1921 по 1927 года будет читать лекции по теории перспективы на кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях» Высших художественно-технических мастерских и параллельно напишет ряд серьезных работ, значение и смысл которых будет осознан только к концу ХХ века («Мнимости в геометрии», «Об особенностях плоских кривых как местах нарушений прерывности», основной текст книги «Столп и утверждение истины» и другие). В это же время он пишет ряд работ по древне-русской живописи, средневековому творчеству и русской иконописи.
С 1918 г. он работает ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, в котором ему вместе с другими энтузиастами удается сделать опись имущества и сохранить бесценные реликвии Лавры для будущего. Намётки будущих работ Павел Александрович делал в небольших заметках, которые были соединены у него в определенную систему, код к которой знал только он сам. Эти заметки пропали во время ареста.
Павлу Александровичу принадлежит идея живого музея, которую он описывает в т.ч. и в статье «Храмовое действо как синтез искусства», в которой «предлагает создать систему целого ряда научных и учебных учреждений с целью «осуществить верховный синтез искусств, о котором столько мечтает новейшая эстетика»», считая, что «предмет искусства следует понимать как вечно живую, никогда не иссякающую, вечно бьющую струю творчества, как пульсирующую деятельность художника-творца, хотя и отодвинутую временем и пространством». Ему удается убедить сотрудника Наркомпроса Н.П.Киселева создать такой живой музей в Оптиной Пустыни, который просуществовал до 1928 г..
В работе «Иконостас» П.А.Флоренский определяет принципы художественного творчества и задачи художника, которые он выводит из основных принципов русской иконописи. Он называет русскую икону вершиной искусства, передающей цельный образ явления во всем его многомирии и пространственности. Во время переименования советской властью городов и улиц страны он пишет работу «Имена», в которой говорит о связи звука, слова, названия, образа имени, заявляя, что уничтожение названия, имени есть уничтожение импульсов и пластов культуры.
В 1933 году П.А.Флоренский арестован и 8 декабря 1937 г. расстрелян.
По словам Сергея Булгакова, «жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал … Родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу с своим народом. Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее её преступление».
Павел Александрович Флоренский – гений русской и мировой культуры, мыслитель-космист, всей жизнью, деятельностью, творчеством, мыслями утверждал единство человека и мироздания, взаимодействие человека с духовным пространством мысли, требовал деятельного участия человека в претворении мыслетворчества в земном пространстве планеты. В основном труде своей жизни, книге «Столп и утверждение истины» он исследовал мировую культуру с позиции нахождения той точки, с которой человечество пошло по ложному пути, отринув духовную составляющую культуры и науки и устремившись в материальность земного мира. По его мнению, эта точка осталась в средневековье, после которого наступившая эпоха просвещения усилила движение человечества в сторону материальности и отрыва от духовности. Всей своей жизнью, трудами, лекциями, научными открытиями и участием в работе самых различных научных и культурных учреждений П.А.Флоренский утверждал необходимость введения в земное пространство мыслетворчества человека, необходимость признания наукой и введения в научный оборот фактов и опыта духовных достижений человека, признания наукой произведений художественного и литературного творчества, в качестве определенных фактов психической деятельности человека.
Он утверждал новую науку, радостную и веселую науку будущего, давал характеристику человека «нового сознания», от которого требовал синтеза знаний с одухотворением жизни и деятельности самого человека, носителя «нового сознания». Исследовал истоки разочарования в христианской вере в статье «Христианство и культура», определяя трагедию современной ему церкви как отход ее от одухотворенной жизни, заявляя, что различия ветвей христианства не в различии обрядов и догматов, а в «гнилости веры», в отсутствии поиска духовной деятельности, отсутствии «единства веры и любви». Он писал: «Мы должны сознаться, что не те или другие различия учения, обряда и церковного устройства служат истинной причиной раздробления христианского мира, а глубокое взаимное недоверие, в основном, вере во Христа, Сына Божия, в плоти пришедшего».
Автор книги «Вестники космической эволюции» Л.В.Шапошникова причисляет П.А.Флоренского к вестникам космической эволюции, которые привносят в земное пространство идеи космического мировоззрения, утверждая своей жизнью и творчеством единство человека и космоса. Она пишет, что Павел Александрович был крещен в честь Св. Апостола Павла, который, был казнен за утверждение необходимости постоянного памятования о мирах иных измерений. Павел Флоренский был казнен в ХХ веке за те же идеи. Л.В.Шапошникова цитирует слова самого Павла Александровича, который считал, что «ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаем воспринимать ее. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. <…> Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою».
Новаторские и смелые идеи вестника космической эволюции, Павла Александровича Флоренского, актуальны и сегодня. Наступает время, когда труды русского Леонардо – П.А.Флоренского – будут востребованы как на Родине, так и во всем мире.