Новости отделения

23.11.2018

Лекторий СПб отделения МЦР. Цикл лекций на тему: ""Жить со всеми и для всех". Духовные общины, братства и творческие союзы в истории человечества". Третья лекция: "Братство ессеев и Кумранские рукописи: напутствие прошлого - будущему"



23 ноября 2019  г. состоялась третья лекция Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в 2018-2019 году. Тема Лектория:  ""Жить со всеми и для всех". Духовные общины, братства и творческие союзы в истории человечества". Третью лекцию «Братство ессеев и Кумранские рукописи: напутствие прошлого – будущему» прочитала Е.Е.Корчемкина, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.

До ХХ века о братстве ессеев было известно, в основном, по античным источникам. Иосиф Флавий, Филон  из  Александрии, римский писатель Плиний Старший подробно описывают правила, устав, обряды и особенности жизни общины ессеев – философско-религиозной школы, существовавшей в районе Мертвого моря, на берегах Мареотидского озера в 2-1 веках до н.э.. Плиний Старший пишет, что «живут ессены, племя отшельников в целом мире нет другого столь дивного народа. Изо дня в день скопище отшельников возобновляет свою численность, потому что стекается к ним множество уставших от жизни людей, которых волны судьбы прибивают, <как к берегу>, к этому образу жизни. И так тысячу поколений (сказать не поверишь!) существует вечное племя, в котором никто не рождается».  Е.П.Блаватская в своих трудах утверждает, что название общины ессеев происходит от  «аса, целитель», их мудрость уходит корнями в глубину веков и берет начало в Малой Азии и Индии.

Община ессеев была многоуровневой, в братство допускались только те, кто прошел длительные испытания характера, аскетической жизни. Основой общины был труд на благо всех, изучение лекарственных средств, как растительных, так и минеральных, строгая аскеза, отказ от имущества – «богатства слепцов», служение Богу и творчество: создание торжественных песнопений, гимнов о Боге и толкований священных текстов. Ессеи презирали деньги, торговлю, довольствовались малым, были неприхотливы в еде и быте, пользовались свободой только в одном: в помощи другим и милосердии. Их общины существовали в разных местах, в городах у них были свои служители, у которых члены братства могли всегда остановится по необходимости, обращение «брат» пришло в христианство именно от ессеев.

Всплеск интереса к братству ессеев возник в середине ХХ века после нахождения Кумранских рукописей на берегу Мертвого моря. В пещерах Кумрана в ходе последующих раскопок было найдено около 900 рукописей. В 1947 г. , по окончании II мировой войны миру, потерявшему духовные ориентиры, было суждено найти письменные свидетельства о том, как была устроена жизнь по принципу общинно-жительства людей, которые решили жить вместе для духовного совершенствования. Исследователи кумранских рукописей пришли к выводу, что в Кумране существовала одна из общин ессеев, численностью не более 300 человек. Эта община впоследствии была уничтожена римским легионом.

Кумранские рукописи не только возродили интерес к учению братства ессеев, но и неопровержимо показали миру факт исторической жизни Учителя Праведности, который возглавлял общину Кумрана, а также напомнили миру о законе перевоплощения. События жизни Учителя Праведности перекликаются с жизнью Иисуса Христа. Учитель Праведности был Учителем ессеев, он испытывал и гонения и преследования и раскол среди своих последователей, но он пережил своих врагов, ушел с единомышленниками в Кумран, умер около 65-67 г. до н.э.. Идеи Учителя Праведности – как идеи братства ессеев – пережили тысячелетия и оказали существенное влияние на христианство. Еще античные ученые отмечали, что ессеи не ожидали прихода Мессии, как Сына Бога, они ждали праведного человека, который воплотится снова. Предсуществование души – важный момент в учении ессеев, которые считали, что душа обитает в тончайших сферах и увлекается непреодолимой силой в физическое тело как в темницу для совершенствования, но по освобождении из тела душа весело уносится в другой мир.

В настоящее время древние рукописи Кумрана можно увидеть в Храме Книги, созданном специально для их хранения в западном Иерусалиме, доступ к ним открыт всем желающим. Рукописи продолжают открываться людям.

В заключение лекции Е.Е.Корчемкина ответила на вопросы слушателей.



Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2018 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов