11 октября 2018 года в Москве в рамках Международной научной-общественной конференции «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире» состоялся Круглый стол «Живая Этика и Россия: проблемы, возможности, перспективы».
В работе Круглого стола приняли участие ученые, деятели культуры, представители международных общественных организаций, всего 181 участник из 12 стран мира: России, Болгарии, Германии, Латвии, Эстонии, Беларуси, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Финляндии, Казахстана, Молдовы.
Участники Круглого стола обсудили значение Живой Этики для России, рассмотрели проблемы, связанные с введением Живой Этики в научное, культурное, социальное пространство современной России, актуальные вопросы сохранения наследия Рерихов, а также последствия разгрома Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.
Участники Круглого стола поддержали резолюцию Международной научной-общественной конференции «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире» и отметили большое значение Живой Этики для современного человечества. Созданная нашими выдающимися соотечественниками, Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами, в сотрудничестве с духовными Учителями Востока, Живая Этика представляет целостную, стройную, развернутую научно-философскую систему, аккумулирующую все самое ценное из прошлого и настоящего человечества, знания Востока и Запада, философию этики. Идеи Живой Этики не абстрактны, с точки зрения ее методологии может быть не только определена и рассмотрена причинная суть многочисленных современных проблем, но и найдены пути их решения, а также переосмыслены важнейшие исторические и социальные процессы. Идеи Живой Этики во многом опережают современные представления о мире, потому нелегко входят в жизнь, в научную среду и далеко не сразу воспринимаются современниками, вызывая самые противоречивые мнения и оценки, а также непонимание, искажение и ложное толкование смыслов. Тем не менее Живая Этика все больше привлекает внимание современных ученых, пытливых исследователей, чье просвещенное сознание способствует восприятию ее идей. На основе Живой Этики защищаются диссертации, выходят книги, научные статьи, организуются конференции, форумы, лекции.
Важную роль в исследовании Живой Этики играют труды академика Л.В.Шапошниковой (1926–2015), генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха. В ее работах представлено целостное научное осмысление данной этико-философской системы. Противопоставляя псевдотолкователям стройный, научно обоснованный, логически выстроенный подход к пониманию Живой Этики, Л.В.Шапошникова дала глубокий, развернутый анализ ее методологии и заложила новые пути развития ряда областей знания. Л.В.Шапошникова является одним из родоначальников современной научной школы рериховедения. В своих работах она отмечала, что наследие семьи Рерихов – научное, философское, художественное, литературное – пронизано идеями Живой Этики. Именно Живая Этика послужила источником творчества и общественной деятельности Рерихов и составила фундаментальную основу их наследия.
Участники Круглого стола выразили тревогу в отношении наметившейся тенденции искусственного, надуманного отделения философской составляющей наследия Рерихов от художественной, научной, литературной и подчеркнули, что творчество семьи Рерихов – явление целостное и исследование наследия наших великих соотечественников без осознания философских идей Живой Этики невозможно. Е.И.Рерих отмечала, что «Книги Учения… я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество – ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ».
Книги Живой Этики были составлены Е.И.Рерих на основе ее дневников, представляющих несколько десятков тетрадей-манускриптов, являющихся важнейшей частью богатейшего наследия Рерихов. Е.И.Рерих не раз писала о возможных сроках для широкого доступа к своим дневниковым записям – не ранее ста лет после ухода. Она опасалась, что «самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище». С сожалением приходится констатировать, что в наши дни в нарушение авторских прав и волеизъявления Елены Ивановны Рерих ее личные дневники были опубликованы на сайтах Государственного музея Востока (ГМВ), его филиала – так называемого государственного музея Рерихов (ГМР), а также Национального рериховского комитета (НРК). Безнравственная сторона содеянного очевидна. Во все времена все самое сокровенное тщательно охранялось и оберегалось, чего нельзя сказать о современности, когда игнорируются и попираются культурные традиции, закон и этические принципы. Каждый автор вправе определять сроки вхождения в мир своих творений. Дневники Е.И.Рерих были изъяты у Международного Центра Рерихов, где они хранились, вместе с остальным наследием Рерихов в апреле 2017 года в результате беспрецедентного незаконного силового захвата Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ и силовых структур усадьбы Лопухиных, где располагался МЦР и его общественный Музей имени Н.К.Рериха более четверти века. Таким образом, дневники Е.И.Рерих оказались незаконно присвоены Государственным музеем Востока, руководство которого своевольно распоряжается их судьбой. Наследие Рерихов было передано МЦР его собственником С.Н.Рерихом, поэтому утверждение, что дневники Е.И.Рерих, как и другие части наследия, хранились в МЦР незаконно, является не соответствующим действительности и истинной воле дарителя С.Н.Рериха. В письме-обращении к рериховским организациям России и других независимых государств С.Н.Рерих в 1992 году отметил, что все распоряжения в отношении публикаций неизданных записей Е.И.Рерих он оставил Генеральному директору общественного Музея имени Н.К.Рериха, вице-президенту МЦР Л.В.Шапошниковой. Ее позиция, неоднократно выраженная в статьях по вопросу публикации дневников Е.И.Рерих, всем хорошо известна. Поэтому те, кто способствовал разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха, захвату наследия Рерихов, принадлежащего МЦР, а затем осуществил незаконную публикацию части этого наследия – дневников Е.И.Рерих, выступают против воли Рерихов в отношении использования их наследия и фактически ведут борьбу против наследия наших великих соотечественников.
Агрессивное вторжение государственных чиновников в мирную творческую деятельность Международного Центра Рерихов, захват наследия Рерихов, а также другого имущества МЦР, привели к разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха, причинили непоправимый ущерб его дорогостоящему оборудованию и экспонатам, существенно затруднили дальнейшую работу МЦР, которая ведется сейчас практически в условиях полной изоляции и экономической блокады. До сих пор чиновники не возвращают МЦР принадлежащее ему наследие Рерихов и фонды. Действия руководства ГМВ и Министерства культуры нарушили не только права МЦР, но и обязательства государства, данные С.Н.Рериху при безвозмездной передаче наследия его родителей в Россию: музей, куда передавалось наследие, должен быть общественным, находиться в ведении общественной организации и располагаться в московской усадьбе Лопухиных. Участники Круглого стола считают, что разрушительные действия чиновников в отношении Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха причинили огромный ущерб отечественной культуре.
Как и в прежние годы, международная общественность продолжает оказывать помощь МЦР во всех видах его деятельности, в том числе по отстаиванию законных прав. Участники Круглого стола отметили, что намерены и далее поддерживать культурные и научные начинания МЦР, его действия по восстановлению работы общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных и выполнению воли С.Н.Рериха в отношении переданного им в Россию наследия своих родителей.
Было особо отмечено, что, несмотря на тяжелейшие условия, которые искусственно созданы чиновниками от культуры, МЦР, основанный Святославом Николаевичем Рерихом и созданный Людмилой Васильевной Шапошниковой, остается значимым центром по сохранению, исследованию и популяризации наследия Рерихов, объединяющим творческие силы культурной и научной общественности. Основой его деятельности по-прежнему являются идеи Рерихов и Живой Этики, концепция Центра-Музея С.Н.Рериха, концепция Культуры Н.К.Рериха, а также творческие направления, заложенные Л.В.Шапошниковой.
МЦР в сотрудничестве с международной общественностью продолжает широкую научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, издательскую деятельность. Сотрудники МЦР разрабатывают новые культурные проекты, направленные на популяризацию наследия Рерихов. Продолжают работу ранее созданные программы, особо востребованные в современных условиях. Так, выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», посвященный миротворческим идеям Н.К.Рериха, прошел в 20 странах мира, более чем в 150 городах России. Там, где открывается выставочный проект, звучит призыв Н.К.Рериха «Мир через Культуру». Способствуя распространению идей мира, МЦР стоит на переднем крае бескомпромиссной борьбы за культуру и своей деятельностью противостоит разрушительным силам.
МЦР продолжает развивать издательскую деятельность: публиковать труды Рерихов и Л.В.Шапошниковой, выпускать общественно-научный, художественный журнал «Культура и время». Большое внимание уделяется развитию научного направления деятельности: активно работает Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, а также секция молодых ученых при ОНЦ КМ, организуются международные конференции, семинары, лекции, готовятся к публикации научные статьи и сборники.
В своей деятельности МЦР широко сотрудничает с научными, культурными учреждениями и организациями. Совместно с Международным Мемориальным Трестом Рерихов (Индия) МЦР ведет работу по созданию в имении Николая Рериха в Наггаре (Индия) международного музейно-научного комплекса и возрождению деятельности Гималайского института научных исследований «Урусвати».
МЦР вносит значимый вклад в развитие гражданского общества России, объединяя представителей Международного Рериховского движения на основе сотрудничества в деле сохранения, исследования и популяризации наследия Рерихов.
Участники Круглого стола отмечают, что деятельность МЦР служит на благо страны и укрепление государственности, развитие и сохранение культуры, в том числе ее общественной формы.
Однако плодотворная культурно-просветительская работа Международного Центра Рерихов встречает ярое противодействие со стороны руководств ГМВ и Министерства культуры – продолжается экономическая блокада МЦР, инициируются уголовные и административные дела против МЦР.
Участники Круглого стола выразили глубокую обеспокоенность относительно удовлетворения судом искового требования ГМВ о сносе «стены в грунте», которую возвел Международный Центр Рерихов в 2013 году для восстановления Каретного корпуса в рамках воссоздания усадьбы Лопухиных, в которой располагался МЦР на основании договора об аренде. Одним из условий аренды было восстановление усадьбы Лопухиных – архитектурного памятника XVII–XIX вв. За высокое качество реставрационных работ МЦР был удостоен Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» (2007) и Премии Европейского Союза по культурному наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд» (2010). Однако довести до конца восстановление Каретного корпуса Международный Центр Рерихов не успел, поскольку в результате силового захвата усадьбы Лопухиных Государственным музеем Востока сотрудники МЦР оказались буквально выброшенными на улицу. Была закончена лишь «стена в грунте», возведенная для строительства Каретного корпуса. В 2018 году Международному Центру Рерихов предписано ее снести, вопреки мнению специалистов. Безусловно, вызывает серьезные опасения демонтаж стены, залегающей на глубине 14 метров, в историческом центре Москвы, который может привести к непоправимым последствиям и нанести значительный урон строениям усадьбы Лопухиных и окружающим ее архитектурным памятникам.
Участники Круглого стола выразили обеспокоенность в отношении необдуманных действий Государственного музея Востока, которые уже не раз становились поводом для тревоги общественности за судьбу народного достояния.
Так, в сентябре 2018 года руководство ГМВ выдвинуло требование МЦР: демонтировать и вывезти памятники культуры, расположенные на территории усадьбы Лопухиных – Мемориал Е.И. и Н.К.Рерихов, бронзовые бюсты Ю.Н. и Н.К.Рерихов, а также Ступу Трех Драгоценностей. Участники Круглого стола подобное требование считают неэтичным и неуважительным по отношению к памяти Рерихов и представителям современных буддийских организаций. Участники Круглого стола констатировали, что общественный Музей имени Н.К.Рериха, территория усадьбы Лопухиных со всеми постройками, памятниками, природной средой – это единый гармоничный комплекс, в создании которого принимали участие выдающиеся деятели – С.Н.Рерих, Л.В.Шапошникова, Ю.М.Воронцов, меценаты и международная общественность. Изъятие общественного Музея имени Н.К.Рериха из целостного пространства усадьбы Лопухиных путем его разрушения в результате произошедшего силового захвата, уничтожение его уникального оборудования и экспонатов уже привели к нарушению единого облика неповторимого памятника человеческой культурной деятельности, посвященного семье Рерихов. Потому участники Круглого стола считают, что изъятие из единой территориальной среды усадьбы Лопухиных Мемориала Е.И. и Н.К.Рерихов, бронзовых бюстов С.Н. и Ю.Н.Рерихов, Ступы Трех Драгоценностей нанесет существенный урон архитектурному, природному, художественному облику усадьбы и может послужить причиной их разрушения и окончательной утраты для общества. Подобные действия в очередной раз показали, что руководства ГМВ и ГМР не питают уважения к деятельности Рерихов, не понимают сути их наследия и не представляют его огромного значения.
Участники Круглого стола особо подчеркнули, что в современном мире все чаще происходят разрушения памятников истории и культуры в разных странах и не только во время военных действий и природных катаклизмов. Благодаря международному общественному движению в 1935 году был подписан Пакт Рериха – Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», являющийся важной составляющей системы международной правовой защиты культурных ценностей. Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный знак, который должен устанавливаться на объектах охраны – Знамя Мира. Выдвижение Пакта Рериха и Знамени Мира было велением времени и обусловлено необходимостью сохранить всемирное культурное наследие. К сожалению, приходится признать, что самое серьезное опасение вызывает отношение к Знамени Мира в нашей стране. В 2005 году Знамя Мира было снято в Государственной думе Федерального собрания РФ, где оно находилось с 1998 года как дар в качестве напоминания о важности приоритета культуры и этики в политической деятельности. В 2017 году под покровом ночи сотрудники ГМВ спустили Знамя Мира с флагштока на территории усадьбы Лопухиных, которое было поднято в 1998 году Л.В.Шапошниковой. Участники Круглого стола расценивают это как как акт неуважительного отношения к идеям Знамени Мира и Пакта Рериха. Подобные действия дискредитируют в глазах международного сообщества культурную политику нашей страны и ведут к разрушению ее культурного пространства. Все это происходит на фоне беспрецедентных усилий МЦР по утверждению миротворческих идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Благодаря культурным проектам и акциям МЦР, Знамя мира выполняло миротворческую миссию на борту орбитальной станции «Мир» и на американском космическом корабле «Спейс Шаттл», в открытом Космосе, на Северном и Южном полюсах, на самых высоких горных вершинах мира. В сотрудничестве с МЦР Знамя Мира поднимали лучшие культурно-просветительские миссии и учреждения Европы и Америки, оно развевается перед зданием ООН в Нью-Йорке. Остается лишь сожалеть, что в сложный период, когда процесс небрежения культурой, ее разрушение приобретает планетарный масштаб, чиновники от культуры всеми мерами препятствуют миротворческой культурной деятельности МЦР, стремясь разрушить организацию, одной из ключевых целей которой является консолидация усилий международной общественности в защиту культуры и мира на основе главной антивоенной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру.
Участники Круглого стола приняли Итоговый документ по итогам его работы.