В Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) в рамках октябрьского российско-индийского Фестиваля культуры, посвященного 90-летию прибытия семьи Рерихов в долину Кулу, 7 октября 2018 года прошел научный семинар «О некоторых направлениях деятельности Института Гималайских исследований “Урусвати”».
С приветственным словом к участникам семинара обратился индийский куратор ММТР Рамеш Чандер. Он отметил, что проведение международных научных семинаров в имении Рерихов – это не только важная составляющая культурно-образовательной деятельности ММТР, но и конкретные шаги к возрождению Института «Урусвати». Российский куратор Л.В.Сургина, работающая в ММТР по направлению Международного Центра Рерихов (Москва), отметила, что создание Института «Урусвати» стало одним из важнейших эволюционных действий Рерихов, основанных на идеях Живой Этики или Агни-Йоги – философии Космической реальности, содержавшей в себе новую, синтетическую систему познания.
Выступление «Н.К.Рерих – Учитель жизни» О.В.Слеповой, руководителя Рериховского общества города Заречного Пензенской области, было посвящено 144-й годовщине со дня рождения великого художника, ученого, мыслителя. Его жизнь и творчество являют собой уроки жизни, как никогда актуальные в наше время: урок бережного отношения к старине и сохранения культурных ценностей, урок неустанного труда на общее благо, урок любви и пример гармоничной семьи, урок Красоты и Культуры, урок героизма и подвига, урок любви к Родине и веры в ее прекрасное будущее. Труды Н.К.Рериха во имя будущего, во имя общего блага бесценны: более 7 тысяч картин, 27 томов литературных произведений, археологические коллекции, Центрально-Азиатская экспедиция, Пакт Культуры и Знамя Мира, Институт Гималайских научных исследований «Урусвати». Как и все Учителя жизни, Рерих приходил, чтобы помочь человечеству, указать путь развития и сохранения мира на планете. Пора воспользоваться его уроками, время для этого наступило…
Главную часть семинара открыло выступление В.Н.Ткачева, исследователя, менеджера по проектам (г. Москва), «Основные подходы к организации научных исследований в институте «Урусвати». Докладчик отметил, что в основание Института его учредителями Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами была заложена методология новой системы познания, базирующаяся на идее, что причины многих земных явлений лежат в Космосе и в мирах более высокого состояния материи. Знания из разных отраслей науки Рерихи рассматривали как взаимосвязанные части единого целого. Методы эмпирической науки в Институте сочетались с метанаучными. Важнейшее значение имели нравственные и этические основы. Такие подходы нашли отражение в структуре Института и в организации его научной деятельности, которая опиралась, с одной стороны, на изучение богатейших материалов, которые предлагали сотрудникам института малоизученные области Азии, с другой стороны – на методы международного обмена научной информацией.
Основные задачи и направления исследований Института определили и принципы комплектования его научной библиотеки, о которой рассказал в своем докладе А.Д.Переверзев, специалист по санскриту, сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва). В настоящее время научная библиотека Института содержит около 14000 печатных изданий на разных языках: книги, журналы, информационные бюллетени, каталоги публикаций и др. Диапазон тем в фондах библиотеки очень широк – от истории, археологии и этнографии (Н.Зупанич, Первые жители Югославии, Париж, 1913) до неврологии и традиционной медицины (П.Кордье, Исследование традиционной индийской медицины, Париж, 1894); от географии и ботаники (Д.У.Алдрих, Птицы и млекопитающие западного склона полуострова Азуэро, Кливленд, 1937) до физики и химии (А.С.Кинг, Влияние магнитного поля на искровые спектры железа и титана, Вашингтон, 1912). Институт сотрудничал с ведущими издательствами; обменивался публикациями с 285 университетами, институтами, музеями, библиотеками, и научными сообществами всего мира, в том числе с Институтом Карнеги и Смитсоновским институтом в Вашингтоне, Йельским и Мичиганским университетами, музеем Метрополитен в Париже и многими другими.
Т.Н.Галькевич (Республика Беларусь) рассказала о естественно-научных исследованиях Института «Урусвати». Одним из основных направлений работы отдела естественных наук были ботанические исследования, которые проводились в долине Кулу и других регионах Западных Гималаев. Они включали многостороннее изучение трав – экологии растений, фитогеографии, этноботаники. О размахе работ говорят следующие цифры. Для Мичиганского университета в США был собран гербарий из 3700 единиц, представляющих около 1500 видов растительности. Для Ботанического сада в Нью-Йорке была составлена коллекция семян и собрано 3800 образцов растительного мира Гималаев. В Национальный музей естественной истории (Париж) было отправлено около 2000 растений.
В Наггаре проводились работы по изучению растений, обладающих особыми энергетическими свойствами, минеральных и животных препаратов, которые можно характеризовать как жизнедатели, очистители, восстановители. Изучались лекарственные травы, планировалось возведение и оснащение биохимической лаборатории для экспериментальной работы с целебными травами и проведения медицинских исследований. Отдел естественных наук занимался также зоологией, метеорологическими и астрономическими наблюдениями, изучением космических лучей в высокогорных районах.
Тему естественно-научных исследований Института продолжил Владимир Григорьевич Шатко, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН. Владимир Григорьевич рассказал о гербарной коллекции Института «Урусвати» из фондов ММТР, систематизацию и инвентаризацию которой в течение нескольких лет проводили по направлению Международного Центра Рерихов он сам и его коллега С.А.Потапова, научный сотрудник, ученый секретарь Совета ботанических садов России и стран СНГ. Основная часть гербария, которая хранится в здании «Урусвати» в большом сундуке из гималайского кедра, состоит из 3217 листов (1041 вид, 491 род, 140 семейств), часть из которых не идентифицирована. 147 гербарных листов было обнаружено в большом чемодане. Это сборы В.Н.Кельца (W.N.Koelz ) (112 листов) и С.Ахмеда (S.Ahmed) (35 листов) из различных районов Западных Гималаев 1931 и 1935 гг. Они содержат образцы растений 46 видов (из 18 родов и 11 семейств), не представленных в основной коллекции Гербария «Урусвати». Помимо этого, была обнаружена пачка гербария, присланного из США (Smithsonian Institution, US National Herbarium, Washington) и представляющего собой образцы флоры Китая. Можно предположить, что этот гербарий был специально выписан из США для сравнения с материалами, собранными в ходе экспедиций по разным районам Западных Гималаев и более точной их идентификации в связи с отсутствием в то время литературных источников, касающихся флоры этих районов.
Сравнительный систематический анализ гербарной коллекции Института «Урусвати» позволил уставить следующее: по видовому богатству он репрезентативно представляет флору долины Кулу и соседних районов (Лахул-Спити, Ладак, Киннор, Чамба). Данная коллекция составляет треть флоры штата Химачал-Прадеш. В ней представлены 2/3 семейств и почти 50% родов флоры штата.
В научных исследованиях Института «Урусвати» значительное место занимало изучение эпического наследия народов Центральной Азии. Исследованию Юрием Николаевичем Рерихом эпоса о Гесэр-хане был посвящен доклад Р.Латкиной (г. Краснодар, Россия). В своих работах «Сказание о царе Кэсаре Лингском», «Кочевые племена Тибета», «По тропам Срединной Азии» Юрий Николаевич попытался дать полную характеристику эпосу «Гесер». Гесэр – это персонаж мифологии тибето-бирманских, монгольских и ряда тюркских народов (салары, желтые уйгуры, тувинцы, алтайцы). Анализируя исторические корни легенды, Ю.Н.Рерих полагает, что это «старинный памятник кочевой поэзии, созданный творческими усилиями нескольких кочевых народов», и его древнее ядро принадлежит общему наследию Центральной Азии, которое возникло в течение седьмого и восьмого веков н.э.». В это «ядро» вошли эпизоды древних племенных эпических поэм, уходящих в далекую старину, вероятно, домонгольского и дотибетского происхождения. В Тибете встречаются фрески, посвященные Гесэру, и все древние храмы посвящались «Хуанг-ти», т.е. были храмами Гесэра.
Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гесэре – не просто героическое сказание. Это их религия, их воплощённая надежда на лучшее будущее. Как отмечает Ю.Н.Рерих, «новая глава в обширном эпосе о Гесэре еще только пишется». Интересно отметить, что в фондах ММТР хранятся тетради с рукописными текстами эпоса о Гесэр-хане на тибетском языке.
К сожалению, на семинаре прозвучали не все заявленные доклады. В связи с недавним разгулом стихии в Западных Гималаях (в долине Кулу трое суток шел непрерывный дождь, в то время как в районах Лахуля и Спити – такой же непрекращающийся снег), некоторые приглашенные ученые и исследователи не смогли приехать в Наггар. Но несмотря на возникающие порой трудности, научно-исследовательская работа в ММТР продолжается, и регулярные научные семинары – один из путей, ведущих к возрождению деятельности Института «Урусвати».