28 сентября 2018 года в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась первая лекция лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в сезоне 2018-2019 гг. Тема лектория в этом году «Жить со всеми и для всех». Духовные общины, братства и творческие союзы в истории человечества»». Лекции будут посвящены наиболее интересным, ярким примерам социальных объединений, истории их возникновения и становления, анализу их опыта и вклада в эволюционное развитие человечества. Лекцию на тему «Пифагорейский союз – вершина знания и мудрости Древней Греции» прочитал Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
Школа, которую создал великий мудрец Древней Греции Пифагор Самосский в Кротоне, греческой колонии на юге Италии или как ее еще называют, "Пифагорейский союз", была одновременно и философской школой и духовным братством.
Согласно историческим данным, дошедшим до наших дней, в идеях Пифагорейского союза синтезировались все достижения самого Пифагора, его нравственные, этические и философские принципы. Пифагору удалось собрать в рамках союза лучших людей того времени, обладающих различными талантами, в частности, прекрасных управленцев, больших знатоков наук и политики.
Выдающаяся роль Пифагора, а в дальнейшем и «Пифагорейского союза», в развитии греческой науки состоит в выполнении исторической миссии в передаче знаний египетских и вавилонских жрецов в культуру Древней Греции. Благодаря Пифагору греческая наука получила огромный объем знаний в области философии, геометрии, основ музыкальной грамоты, математики, космологии и общественного обустройства. Эти знания, попав в благоприятную среду древнегреческой культуры, способствовали ее бурному развитию и приумножению.
Важно отметить нравственные принципы, являющиеся основой жизни «Пифагорейского союза», которые излагал Пифагор к исполнению. Их можно выразить следующим образом. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошь, от города - смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошью на чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.
Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - "Золотые стихи". Они переписывались и дополнялись на протяжении нескольких столетий и составляли 325 Пифагорейских заповедей:
- Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
- Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
- Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:
Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,
Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения (упражнения для развития памяти), а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?
Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую.
Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин "калокагатия", обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.
Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону - упорядоченность, симметрию и, как следствие, Красоту и Гармонию. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что "порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны". Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Можно сказать, что пифагорейский образ жизни имел прекрасную «космическую цель - перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека».
Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю «число - есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать».
Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальной гармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан Божественному Началу.
О политическом объединении пифагорейцев часто говорят как о союзе или партии, что не совсем адекватно отражает его реальный характер. В источниках применительно к пифагорейцам стоит термин «гетерия», т.е. такой тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев (часто ровесников) и не предполагает ни четкой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закрепленного объединения. Гетерии часто возникали в среде аристократии и занимали важное место в политической жизни греческих городов того времени.
Весь образ жизни пифагорейцев был направлен на достижение высокой космической цели перенесения гармонии мироздания в земную жизнь человека.
Космогония пифагорейцев может быть определена не только как философская школа, но в качестве некоего направления исследований, посвященных числовым основам мироздания. По этой причине учение Пифагора оказало столь сильное влияние на взгляды Платона, неоплатонизм, развитие других течений в более поздний период.
Вне всякого сомнения, космология пифагорейцев является значительным шагом вперед. Пифагорейцы отказались от принципа геоцентризма, признали шарообразность формы Земли, уже знали об ее суточном обращении вокруг центрального огня, объясняли солнечные затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной.
Космология пифагорейцев определила существенное влияние на космологию Аристотеля и Птолемея. А многие постулаты из космологии соответствуют современным открытиям в науке.