Юрий Николаевич Рерих (1902–1960) – один из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века. Его имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру, философию и религию Востока.
Ю.Н. Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет он увлекался историей и военным делом. Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым и монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым. О художественном даре и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы.
Окончив гимназию Карла Мая, он поступил на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Как лучшего студента по санскриту его представили государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.
В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выехал в США, где поступил в Гарвардский университет на отделение индийской филологии. Тогда же он начал изучение языка пали и китайского. В 18 лет он уже стал сформировавшимся востоковедом, у которого было свое направление в науке.
После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжил образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работал на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих окончил Парижский университет и получил степень магистра индийской филологии.
В возрасте 21 года Юрий Рерих начал самостоятельную научно-исследовательскую работу. В 1923 году семья Рерихов прибыла в Индию. Здесь начался первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого путешествия по Индии (декабрь 1923) Юрий Николаевич вместе с семьей совершил в 1924 году небольшие экспедиции по Сиккиму и Бутану. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценил Далай-Лама XIV.
С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих стал участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность по охране экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея многими восточными языками и диалектами.
Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.
Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), ставшей событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о “зверином стиле” в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».
По окончании экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института.
В 1934–1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринял экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.
Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.
Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно направил телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получил отказ.
В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвратился из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встретился с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию.
В Москве Юрий Рерих приступил к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавив «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполнил огромный объем работ. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен).
За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли стал важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.
Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было мужественным и самоотверженным шагом. Долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление о выдающейся семье Рерихов.
Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.
При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.
При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.
Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках.
Как человек, ученый и гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».
Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.
Л.В. Шапошникова. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе
Хронология жизни и творчества Ю.Н. Рериха
Библиография
Каталог «Гибнущее наследие»
Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха» (МЦР, 8–11 октября 201 года)