Переосмыслив высказывание всемирно известного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского «Красота спасет мир», великий русский художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих сказал: «Осознание Красоты спасёт мир». Размышления о том, что же такое Красота и в чем заключается ее эволюционное значение в свете идей Живой Этики, являются основой многих статей, докладов и научных трудов. Так, выдающийся ученый Людмила Васильевна Шапошникова постаралась осветить эту тему в своей монографии «Тернистый путь Красоты». По мнению Л.В. Шапошниковой, Живая Этика определяет Красоту как «таинственное дуновение Инобытия, из которого она проливает в глубины нашей плотной материи тот Свет, без которого были бы невозможны ни эволюция этой материи, ни ее преображение в энергию духа», как «творящую силу самого Космоса», как «формообразующее начало человеческого сознания и человеческого общества», как «то, в чем себя выражает Высшее в нашем плотном мире». Этот научный труд у многих исследователей пробудил интерес к изучению феномена Красоты с точки зрения синтеза науки и искусства.
10 июня 2018 года Белорусское отделение Международного Центра Рерихов провело Рериховские чтения на тему «Осознание Красоты спасёт мир». На чтениях были представлены доклады и музыкально-художественные композиции. Так руководитель отделения В.М. Попов подготовил музыкально-художественную композицию по очерку Николая Константиновича Рериха «Он». Этот очерк можно представить как белый стих, созданный по канонам восточной мудрости. Внутренний компас героя очерка сориентирован на фигуру Учителя, которая является магнитом, притягивающим к себе все мысли автора. И докладчик постарался показать, что все творчество Н.К. Рериха является художественным отображением идей Живой Этики. Весь очерк «Он» проникнут вехами Нового Мира и заставляет задуматься, что вещественные приметы присутствия Учителя в нашей жизни рассеяны повсюду, однако различить их далеко не просто. Для этого требуется постоянная тренировка пристального внимания ко всему окружающему, исключающая личностный момент.
Основываясь на Учении Живой Этики и на письмах Е.И. Рерих, Софья Ивановна Афанасьева предложила поразмышлять на тему «Красота в нашей жизни». Она показала, насколько деформировалось общение между людьми в современном обществе, в то время как красивое мыслетворчество могло бы способствовать формированию красивой и лаконичной речи в условиях повседневности. Автор доклада подчеркнул, что речь, общение, взаимоотношения между людьми должны сознательно выстраиваться по законам Красоты и гармонии.
Г.В. Шестиреков в своем докладе «Красота – главная движущая сила эволюции» отметил, что Красота возникает в таинственном пространстве Космического Магнита, и все космические Веления соответствуют этой Красоте, все проявленные формы несут в себе энергетику этой Красоты. Являясь «образом и подобием Божиим», частью нерукотворной Красоты, а также своеобразным «мостом» между мирами различного состояния материи, человек открывает для себя творческую дорогу, ведущую его от Красоты, создаваемой через физический мир плотной материи, к Красоте, творимой через духовный мир тонкой материи. Отвечая своим корреспондентам, Е.И. Рерих в своих письмах не уставала напоминать о Красоте, называя её ведущим началом всей эволюции Миров: «Помните о КРАСОТЕ, которая является ведущим началом всей Эволюции Миров. Умаление, унижение, сведение всего до уровня сознания обывателя – не только недостойно, но равносильно рушению Святыни». «Невозможно понять простоту, красоту и бесстрашие людям, бредущим по пояс в предрассудках» –пишет она, призывая идти «львами с Нами в неразрывной работе». Жизненный путь всей семьи Рерихов был связан с утверждением закона Красоты в творчестве человека как субъекта Космической эволюции.
По закону Красоты при ведущей роли Культуры в государственном управлении возможно преображение общества. Как пример этого в своем докладе о творческом опыте министра культуры Болгарии Л.Т. Живковой рассмотрела Т.С. Захарова. Л.Т. Живкова наметила концепцию обширной национальной программы эстетического воспитания, которую она предложила Центральному комитету БКП и правительству Болгарии. В основу этой программы она положила принцип Красоты, который считала основой жизни и эволюции человечества. Особую роль в формировании мировоззрения Л.Т. Живковой сыграло её знакомство с творчеством и общественной деятельностью Н.К. Рериха. Многогранные идеи Н.К. Рериха о жизненно важной функции Культуры в эволюционном развитии человека и сохранения мира на Земле легли в основу самоотверженной созидательной деятельности Л.Т. Живковой.
Н.Н. Неровнова и А.В. Волков подготовили литературно-музыкальную композицию «Музыка в жизни Н.К. Рериха» (по материалам Т.В. Дидовой), иллюстрированную живописными полотнами Н.К. Рериха. Как известно, Н.К. Рерих создал множество эскизов декораций и костюмов к постановкам опер и балетов как русских, так и зарубежных авторов (Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, Э. Грига и других). Н.К. Рерих писал очерки о музыке и композиторах и вёл переписку с ведущими музыкантами своего времени. Семья Рерихов постоянно слушала пластинки с классической музыкой, даже в тяжелых условиях Центрально-Азиатской экспедиции. В известной статье «Музыка сфер» Н.К. Рерих писал: «Не только продолжайте любить музыку, но постоянно утончайте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте ее больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего, а что же может быть и нужнее, и прекраснее, как не беспредельное в своей мощи и вместимости сердце?».
Чувство прекрасного живет в каждом из нас. С давних времен человек стремится постигнуть загадку Красоты и тем самым преображает свою жизнь. Участники Рериховских чтений в Минске попытались раскрыть и осознать некоторые грани синтетического понятия Красоты.
Т.С. Захарова.
Фото Г.В. Шестирекова
См.также на сайте Международного Центра Рерихов