26 мая 2018 года в Москве состоялась XXX международная генеалого-геральдическая конференция имени И.С. Сметанникова «“Ни дня без геральдики…”. Памяти видного российского геральдиста Игоря Станиславовича Сметанникова (1960–2017)». В конференции приняли участие учёные Международного Центра Рерихов (г. Москва) – кандидат культурологии Б.Ю. Соколова, кандидат философских наук, культуролог В.Г. Соколов и исследователь родословной семьи Рерихов, член Международной ассоциации писателей О.Л. Старовойтова (г. Рига, Латвия).
| |
|
Б.Ю. Соколова
|
Организаторами конференции выступили Русская геральдическая коллегия, Департамент герольдии российского дворянского собрания, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения при участии Клуба сенаторов Федерального Собрания Российской Федерации. Были представлены доклады из России, Латвии, Франции, Украины.
Б.Ю. Соколова представила доклад «Герб рода Рерихов: от прошлого к будущему», подготовленный в соавторстве с О.Л. Старовойтовой. Впервые на геральдической конференции прозвучало научное исследование, посвящённое гербу Рерихов, и была поднята актуальная проблема честного и непредвзятого изучения родословной Николая Константиновича Рериха и защиты его имени от недобросовестных подходов к исследованию данной темы.
В докладе были отмечены аспекты большого вклада Н.К. Рериха в мировую культуру, её защиту, а также в развитие космического мышления, озвучены основные эволюционные действия Рерихов. Было показано, что в личности Николая Рериха гармонично слились учёный и художник, и это соединение было уникальным. Как отмечала крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов, выдающийся историк и мыслитель Л.В. Шапошникова, в творчестве Рериха наука приобретала утончённость искусства, а искусство становилось убедительным как наука. Способность точно передавать на полотне прошлое художник называл историческим настроением. Тема прошлого была поднята в докладе не случайно. У Н.К. Рериха есть концепция культурной преемственности прошлого, настоящего и будущего, суть которой состоит в том, что без опоры на лучшие достижения культуры прошлого не будет основ для развития общества в будущем. Концепция единства времён запечатлена в Пакте Рериха и его символе – знаке Знамени Мира. Важнейшая философско-историческая проблема культурного единства прошлого, настоящего и будущего прозвучала также неслучайно. Ведь древние гербы отражали это единство, ярким примером чему выступает герб рода Рерихов, ещё во многом загадочный и до конца не изученный.
| |
| |
Семья прибалтийских немцев Рерихов, к которой по отцу относился художник, обладала родовым гербом, который был опубликован в книге Макса Мюллера «Вклад в исследование балтийской геральдики». В докладе было отмечено, что герб Рерихов уникален с точки зрения символики, заложенной в его элементах. Была подробно рассмотрена символика клейнода (нашлемника) герба Рерихов, в котором, в частности, дважды появляется древний символ – венок, предположительно, из цветов. На поясе лесного человека он показывает стремление первопредка рода к сознательной работе над собой, в то время, как венок на голове – это символ многократных во времени стремлений и усилий потомков по самоусовершенствованию, которые непременно приведут к победе. Таким образом, было показано, что в гербе Рерихов заложен смысл связи времён прошлого, настоящего, будущего, которая базируется на непреходящих ценностях. При этом сделан акцент на портретах Н.К. Рериха кисти его сына Святослава Николаевича, на которых в левом верхнем углу изображен знак Знамени Мира, а в правом верхнем углу – родовой герб семьи.
| |
| |
Особое место в докладе было уделено защите имени Н.К. Рериха от ложной информации, распространяемой в недостоверных публикациях, посвящённых родословной Николая Константиновича, его биографии и родовому гербу Рерихов. В частности, было отмечено, что книга немецкого автора Э. фон Вальденфельса «Николай Рерих: Искусство, власть, оккультизм» вводит читателей в заблуждение и порочит имя нашего великого соотечественника. В этой публикации, буквально пронизанной ненавистью к художнику, его близким и друзьям, ложная биография Рериха составлена с чужих слов и воспоминаний, которые по большей части принадлежат недоброжелателям Николая Константиновича. Отсутствие ссылок во многих ключевых местах, особенно связанных с обвинениями в адрес Рериха, является характерной чертой книги Вальденфельса. Она начинается с искажения родословной Н.К. Рериха. При этом было отмечено, что собственных исследований по родословной художника Вальденфельс не проводил, а воспользовался измышлениями некоего латвийского врача И. Силарса. Главной особенностью статей Силарса, сейчас, к сожалению распространённых на генеалогических сайтах, являются бездоказательные утверждения, домыслы и подтасовки, с помощью которых автор стремится показать, что Николай Рерих происходил из рода немецких ремесленников и не был связан с древним скандинавским родом Рюрика. Никаких доказательств своим выдумкам Силарс не приводит. Измышления Силарса и Вальденфельса по родословной аргументировано опровергнуты на основании многочисленных фактов и архивных документов в статьях Ольги Старовойтовой и петербургского исследователя творческого наследия и родословной семьи Рерихов Эдуарда Томши: «“Доверяй, но проверяй”, или к вопросу о “научном исследовании” родословной прибалтийской ветви рода Н.К.Рериха», «“Человек всегда судит лишь от себя”, или о родословной Н.К.Рериха по русскому изданию книги Эрнста фон Вальденфельса “Николай Рерих: Искусство, власть, оккультизм”».
Кроме того, в докладе была озвучена проблема ещё одного недобросовестного материала – статьи М. Пашкова «История одного герба для двух родов (Рореры-Рерихи)», в которой автор безответственно и бездоказательно заявляет, что предки Н.К. Рериха узурпировали чужой герб. По поводу этой и другой ложной информации, содержащейся в данной статье, было проведено исследование, где показана некомпетентность и предвзятость М. Пашкова (см.: Старовойтова О.Л., Томша Э.А. «“Не говорите о том, чего не знаете!” или о “геральдической точке зрения” М.Пашкова, изложенной в статье “История одного герба для двух родов (Рореры-Рерихи)”»). Данная проблема вызвала вопросы и дискуссию в зале, так как в фойе была представлена книга М. Пашкова с одноименным его статье названием. В дискуссии принял участие В.Г.Соколов, который выступил в защиту имени Рерихов.
В докладе был сделан акцент на том, что при изучении жизни и творческого наследия таких выдающихся людей, как Н.К. Рерих, необходимо опираться на факты и первоисточники, а также руководствоваться принципами непредвзятого и честного подхода к теме во избежание искажений и неверных интерпретаций. В заключение было подчеркнуто, что творческое наследие Николая Константиновича Рериха, несущее новое космическое мышление, сегодня очень актуально, устремляя людей в наше столь непростое время к красоте, духовному совершенствованию, труду на Общее благо, созиданию лучшего будущего.
Элина Чарская
См.также на сайте Международного Центра Рерихов