25 мая 2018 г. в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась девятая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» под названием «Огненный меч Заратустры». Лекцию с видео-презентацией представила Е.Е.Корчемкина, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
В современном мире есть интерес к зороастризму. В Швеции число приверженцев зороастризма выросло до 3000 человек, в США, один из колледжей в Чикаго проводил «Зороастрийские игры», в Азербайджане при содействии министерства культуры Азербайджана на горе Шах-даг, на высоте 3000 м на месте разрушенного временем древнего храма (6 век) восстановлен храм огня, а древнейшая Парсийская община в Индии проводит обучение основам зороастризма в особом колледже, на базе которого проходят международные конференции и форумы по зороастризму. Эти примеры, несмотря на их кажущуюся немногочисленность, тем не менее, показывают рост интереса к зороастризму. И, думается, этот интерес основан на некоторых более глубоких основах зороастризма, чем просто огнепоклонничество.
Современный зороастризм и древнее учение Зороастра – разные вещи. Учение Зороастра идет из глубокой древности. Подлинные тексты учения не дошли, находимы только археологические артефакты и те современными исследователями часто либо неверно истолковываются, либо объявляются недоразумениями. Исключение многими современными исследователями из пространства изучения трудов Е.П.Блаватской и Рерихов не способствует нахождению истины, ибо ключ к сохранившимся текстам учения Зороастра находится в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской.
На основании немногочисленных дошедших до нас источников и фактов создано несколько версий жизнеописания Заратустры (Заратуштры), даты жизни разнятся, и мифические эпизоды перемежаются с реальными фактами исторических личностей. Однако, еще в XIX веке Е.П.Блаватская писала, что существовало «несколько исторически реальных Заратуштр: того, кто ввел культ Солнца среди парсов, того, кто появляется при дворе Гуштаспа, и того, кто был учителем Пифагора».
Также к настоящему времени выдвинуто несколько версий, в каких странах было распространено учение Зороастра. С большой осторожностью известный российский ученый М.И.Стеблин-Каменский предполагает существование территории ирано-славянского двуязычия и называет территории распространения учения, которые включают, по его словам, «предгорные области Центральной Азии в самом широком понимании». Можно предположить, что такое широкое распространение учения привело к тому, что основы учения вошли в культуры народов, исторически побывавших на этих территориях.
Современный зороастризм признает за основу тексты Авесты, составленные последователями религии значительно позже того времени, когда жил и проповедовал последний Пророк Заратустра. Тексты многократно подвергались разрушению и восстановлению, в зависимости от исторических событий. Принимать эти тексты за оригиналы изречений Пророка вряд ли представляется возможным. Е.П.Блаватская писала: «Авеста стала и должна остаться закрытой книгой древних парсов, а учение Зороастра— мертвой буквой для последующих поколений».
Каждое столетие изменяет мышление. В Учении Живой Этики говорится, что «каждый язык не сохраняется: в течение уже одного века смысл выражений изменяется и влечет за собою сложность подходов к мышлению». Более того, тексты учения имели свой ритм произношения, который часто обозначался цветом. Известно, что Гаты и переводятся, как «песнопения», гимны, которые пели.
Однако, при всех существующих искажениях и изменениях текстов различных учений всегда неизменной остается та единая духовная основа, которая и является основой всех религий и учений. Эта основа сохраняется в символах и иносказаниях, в притчах, частично сохраняющихся в текстах учений и религий, и становится доступной при особом духовном устремлении к ее пониманию. Именно единая духовная основа учения притягивает к зороастризму современных исследователей, которые за шелухой исторических напластований стремятся увидеть то, чему учил Заратустра.
По мнению современных последователей зороастризма, основа зороастрийской этики кратко может быть выражена так: благая мысль, благое слово и благое дело. Эта триада, будучи осуществляемой в гармонии и взаимодействии, позволяет истинному зороастрийцу выполнить свое предназначение, а именно: стать проводником светлых сил в этом мире и противодействовать злу. Знание зороастрийской этики позволяет не бояться наказания за совершенный грех, ибо грех можно будет искупить в следующей жизни, позволяет с юмором относится к жизненным невзгодам, ибо мудрость древней этики руководит жизнью и требует от зороастрийца непременно благих действий на пользу человечества. Так, этические вопросы в зороастризме выступают на первый план в современное время.
Согласно космическому закону эволюции давным-давно на нашу планету пришел Учитель – Зороастр. Его Учение о мироустройстве и огне, как основной энергии, движущей духом человека и дающей ему жизнь на планете, претерпело многие изменения в веках. Но импульс, данный Учителем и Пророком Заратустрой (Заратуштрой) – жив и дошел до наших дней. Сострадание, любовь и помощь человеку на его пути духовного совершенствования – основной смысл учения Пророка.
Он вдохновляет и направляет всех, прикоснувшихся к его великой Истине. Он зовет «созидающих последователей», «тех, что пишут новые ценности на новых скрижалях..» (Е.И.Рерих).
Трудно в эпоху потребительства принять зов Пророка из далекой древности и поднять огненный меч духа Зороастра. Но именно эта задача и стоит перед приверженцами нравственного мировоззрения и этики зороастризма - поднять огненный меч Заратустры. Ибо, как замечает Е.И.Рерих, «время сейчас слишком грозное, чтобы сентиментальничать, нужно собрать все стремящееся, все сильное в постоянстве и мужестве своем. Нужны истинные воины духа, не боящиеся поднять меч свой за Свет и общее благо. Так все Святые или Бодхисатвы Тибета всегда изображаются с мечом, символом бесстрашия и мужества духа. Так, если кто опасается, тому лучше отойти, ибо, истинно, не выдержит он огня Нового Мира. Учение не для слабых и устрашающихся. Грядет возрождение духа, и новое понимание Бытия, осиянного всей радугой Красоты Беспредельной».