Николай Константинович Рерих – художник, ученый, великий мыслитель нашей эпохи. Своими картинами, смелыми и глубокими изысканиями, мыслями об Общем благе и самоотверженной работой он устремляет нас к поиску смысла жизни, к творчеству, дает импульс для создания музыки, художественных произведений и фильмов.
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Рурском университете города Бохума в Германии заканчивает свою работу 24 мая 2018 года.
Со дня открытия 19 апреля 2018 года выставку сопровождала культурная программа, в рамках которой состоялся ряд лекций, посвященных вкладу семьи Рерихов в науку и культуру, а также их творческому наследию.
5 мая в лекционном зале библиотеки прошел концерт – музыкальное путешествие по мировым религиям с помощью картин Николая Рериха. Композитор и исполнитель Андреас Витт представил свою программу для классической гитары «…Dass sie alle eins seien» – «...Чтобы они были едины». Прозвучали композиции, написанные автором к таким полотнам художника, как «Моисей-водитель», «Конфуций справедливый», «Будда в подводном царстве», «Чаша Христа», «Моисей на горе Хира», «Матерь Мира» и другим.
Эта музыка родилась под впечатлением картин Николая Рериха, которые А.Витт увидел в 2016 году в общественном Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве. Вот как сам автор ответил на вопрос о создании этого музыкального альбома: «Я был в музее на конференции, но так как я не говорю по-русски, у меня было много времени, чтобы изучить картины, которые меня впечатлили и вдохновили так, что к шести или семи картинам у меня сразу же родилась музыка. Позже, по приезду в Германию, я смог её воплотить в жизнь. ˂...˃
Зал Живой Этики с картинами художника – один из моих любимых. Там я провёл много часов. Одним из критериев профессионализма являются освещение и система экспонирования картин. ˂...˃ Например, в зале Живой Этики картины размещены просто идеально и отлично освещены. Одно только это уже сильно впечатлило меня: как нужно было развесить картины, чтобы создать такой эффект через освещение! ˂...˃
Мне очень жаль, что сейчас этого прекрасного музея нет. В представлении немецкой демократии то, что сделали с общественным музеем Рериха в Москве, просто невообразимо».
Исполненные автором музыкальные композиции произвели неизгладимое впечатление на слушателей. После концерта члены Немецкого Рериховского общества провели для гостей экскурсию по выставке.
Презентация нового документального фильма «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» прошла в лекционном зале библиотеки 17 мая. Руководитель проекта, генеральный директор ООО «Астра-Арт» Татьяна Винер-Борщ любезно предоставила фильм для демонстрации в рамках выставки по Пакту Рериха.
Фильм «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» рассказывает о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Художник и его группа прошли через самые неисследованные области Азии – величественные, труднодоступные горные цепи Гималаев, Тибет, Китай, Кашмир, Монголию и Алтай.
Н.К.Рерих писал: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».
Из-за плотного графика работы автор и режиссер фильма Т.Винер-Борщ не смогла приехать на презентацию и прислала приветственное письмо, в котором она написала: «Ценность этого фильма состоит прежде всего в том, что наша группа прошла дорогами Рериха, впервые были сняты места, где Рерих писал свои картины. Есть и чрезвычайно редкие съемки горных озер – они снимались на высоте около 6 тысяч метров. Снята так называемая могила Христа в Кашмире, древние храмы и монастыри».
После просмотра фильма состоялись обсуждение и обмен мнениями. Зрители выразили свое восхищение хорошей постановкой фильма, сочетающей документальные кадры и современные виды мест, где прошла уникальная экспедиция Николая Рериха, смелостью и выдержкой членов экспедиции, в которой участвовала и женщина – Елена Ивановна Рерих. Вот некоторые высказывания зрителей:
«Я часто смотрю фильмы National Geographic, но такого красивого и красочного фильма еще не видела. Фильм сделан очень профессионально, в него вложена душа. Его должны увидеть как можно больше людей».
«До этой выставки и особенно сегодняшнего фильма я ничего не знала о творчестве и достижениях Николая Рериха. Во время экспедиции он проводил и антропологические исследования. Как раз в то время и развивалась эта наука. Он стоял у истоков ее становления и провел очень большую работу по сбору обширного материала. Я сама из Китая и посещала районы близ Тибета. Даже сегодня устроить и осуществить такую экспедицию очень сложно. Удивительно, что Н.Рерих смог провести такую грандиозную экспедицию в начале ХХ века, но еще более удивительно, что его семья и особенно красавица-аристократка жена, Елена Рерих, сопровождала его в течение всего маршрута».
«Благодарим организаторов за показ фильма и рекомендуем его широко демонстрировать как в нашем городе, так и через телеканалы, чтобы охватить широкую публику и познакомить с таким удивительным, смелым и творческим человеком, каким был Николай Рерих».
18 мая в лекционном зале библиотеки был представлен доклад «Космизм и поиск смысла жизни» с последующей дискуссией. На встрече присутствовали студенты, преподаватели и сотрудники университета. Лейля Штробль, президент Австрийского Рериховского общества – Национального комитета Пакта Рериха, член правления Австрийского Национального комитета Голубого Щита, в своем выступлении раскрыла истоки формирования научно-философской мысли, получившей название космизм, а также развитие этого направления в искусстве.
Она рассказала о влиянии идей Николая Рериха на развитие творчества художников-космистов группы «Амаравелла».
Ощущение глубинной причастности сознания человека космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. Еще в древности человек прозревал взаимосвязь между своим существованием и бытием Вселенной и свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы.
Направление космизма в искусстве достаточно молодое. Оно возникло в конце XIX – начале ХХ века. Судьбы первых художников-космистов, как и многих представителей интеллигенции того времени, достаточно трагичны.
Художники-космисты несут в своем творчестве новые идеи – идеи инобытия и раскрытия духовных возможностей человека. Творчество каждого художника индивидуально и неповторимо, но их объединяет стремление через цвет, свет и образы донести до зрителя идеи нового космического мышления о взаимосвязи человека и Вселенной, о понятии Беспредельности.
Участники мероприятия живо отозвались на презентацию и активно задавали вопросы и об искусстве, и о философском направлении космизма.
Преподавателей кафедры славистики интересовал вопрос, что объединяет работы философов Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева с трудами православного священника П.А.Флоренского и ученых К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского и по какому признаку их можно определить как представителей русского космизма. В трудах этих ученых осознается потребность в разработке новой картины мира, затрагивающей все стороны жизни, как материальной, так и духовной ее составляющей.
Встреча прошла очень интересно и плодотворно. Для желающих была проведена экскурсия по выставке «Пакт Рериха. История и современность», размещенной в обширных залах четырех этажей библиотеки Рурского университета.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов