| |
|
Герб города Буда-Кошелёво
|
В белорусском городе Буда-Кошелёво с 6 апреля по 8 мая 2018 года состоялась выставка авторских фоторабот академика Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера». Выставка подготовлена Международным Центром Рерихов (МЦР) и организована отделением МЦР в Республике Беларусь при участии Государственного учреждения культуры «Буда-Кошелёвская картинная галерея имени Е.Е.Моисеенко».
Буда-Кошелёво, городской районный центр Гомельской области, расположен в самом центре прекрасных рощ и дубрав белорусских земель. Прибыв сюда, можно с головой окунуться в природный мир этого небольшого города, подивиться обновлениям и компактности его застройки: красивые современные здания железнодорожной станции и автовокзала, центральная площадь, парк и картинная галерея собраны в единый комплекс.
В письменных источниках сведения о населенных пунктах Буда-Кошелёвского края появляются с середины XVI века. Особый интерес представляют сохранившиеся в архивах Национальной академии наук Республики Беларусь записи легенд о партизанах-героях, воевавших со шведами в период Северной войны. После вхождения края в состав Российской империи в 1772 году здесь появляются новые поселения, развивается земледелие, начинается рост фабрично-заводских предприятий. Первое упоминание о Буда-Кошелёво – деревне Буда Кошелёвской волости Могилевской губернии относится к 1824 году. Важным для края стал 1873 год, когда в строй был введен участок Гомель-Жлобин Либаво-Роменской железной дороги. С этого года ведется летоисчисление районного центра Буда-Кошелёво. В 1917–1918 годах начался новый период в истории района, сначала в составе РСФСР, а с 1924 года – в составе БССР. В 1938 году Буда-Кошелёво был признан городским поселком, с 1962 стал центром Буда-Кошелёвский района, а в 1976 году получил официальный статус города.
Великим испытанием стало нападение на нашу страну фашистской Германии. В августе 1941 года Буда-Кошелёвский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В апреле 1943 года здесь произошло крупное сражение, вошедшее в историю партизанской войны в Белоруссии под названием Лозовский бой. В течение 14 часов партизаны сдерживали гитлеровцев и одержали победу. Окончательно Буда-Кошелёвский район был освобожден в ноябре 1943 года. Свыше 11 тысяч жителей края сражались против немецко-фашистских захватчиков, среди них полный кавалер ордена Славы А.Е.Андреенко, Герои Советского Союза командир диверсионного взвода Э.В.Лавринович, подрывник А.Л.Исаченко, воины Красной Армии А.Т.Кравцов, С.А.Пономарев. Буда-Кошелёво – родина вице-адмирала В.П.Дрозда (1906–1943), его именем был назван советский ракетный крейсер Северного флота России.
Серьезным препятствием на пути развития района стала Чернобыльская трагедия, в результате которой отселению подверглись жители 22 деревень. Почти 10 тысяч гектар сельхозугодий были выведены из эксплуатации. Это притормозило, но не остановило развитие. На сегодняшний день Буда-Кошелёвский район – один из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Гомельской области.
В Буда-Кошелёво находятся заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, Дом культуры, общеобразовательные, музыкальная и спортивная школы, работает Буда-Кошелёвский аграрно-технический колледж, в память о воинах, погибших за освобождение Буда-Кошелёвского района, создан мемориальный комплекс.
Выставка Международного Центра Рерихов «По маршруту Мастера» прошла в главном учреждении культуры города – «Картинной галерее имени Е.Е.Моисеенко». Галерея, ставшая одним из знаковых мест в номинации «Культурное наследие», открылась в 2007 году в знак памяти и уважения уроженцу Буда-Кошелёвского района, народному художнику СССР, Герою Социалистического Труда, профессору живописи Евсею Евсеевичу Моисеенко. Сейчас фонд картинной галереи составляют сотни экспонатов: картины, барельеф, документы, фотоснимки, предметы этнографии, фольклористики, военной атрибутики, отображающие историю района. В галерее проводятся международные славянские пленэры, выставки, мастер-классы по изобразительному искусству, уроки по истории искусств и другие мероприятия.
Благодаря выставке «По маршруту Мастера» жители города, студенты колледжа и школьники могут «направиться» по пути Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924–1928) вместе с Людмилой Васильевной Шапошниковой, которая в 1975–1980 годах лично прошла маршрутом этой уникальной экспедиции через Алтай, Монголию, Малый Тибет, Западные и Восточные Гималаи и Индию, исключая лишь китайскую часть. Итогом ее замечательного путешествия стали научные, литературные и фотоматериалы, запечатлевшие живые вехи на пути по маршруту Мастера и представленные на прошедшей выставке.
На торжественном открытии выставки директор картинной галереи Л.М.Жукова, члены отделения МОО «Международный Центр Рерихов» Республики Беларусь С.Н.Шапочкина, Н.И.Габрусева, С.И.Афанасьева ознакомили присутствующих с творчеством Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой, рассказали о великом значении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов и провели экскурсию по выставке фоторабот «По маршруту Мастера».
Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – известный российский ученый, историк-востоковед, философ, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов. Под ее руководством в центре Москвы был воссоздан памятник истории и культуры XVII–XIX веков «Городская усадьба Лопухиных», куда Л.В.Шапошникова как доверенное лицо С.Н.Рериха привезла из Индии в Россию наследие семьи Рерихов, и был создан общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который она возглавляла в течение 25 лет. Л.В.Шапошникова – автор 35 книг и более 500 статей. В фотоальбоме «От Алтая до Гималаев», изданном по результатам ее исследований по пути Мастера, в трилогии «Великое путешествие» о жизни и творчестве великого русского художника Л.В.Шапошникова показала грандиозность и беспрецедентность экспедиции Рерихов, раскрыла ее историческое и эволюционное значение. Правдиво и достоверно она оповестила миру о горном и горнем пути семьи Рерихов.
Экспедиция Рерихов, проходя по труднодоступным горным перевалам, цветущим долинам, раскаленным солнцем пустыням, открывала неизвестные науке перевалы, горные вершины, изучала историю народов Азии, памятники культуры, собирала коллекции и образцы флоры и фауны, записывала сказания и легенды о мудрецах и культурных героях. Н.К.Рерих делал зарисовки, эскизы, писал картины, где горы величественны, а сюжеты загадочны. Рерихи посещали древние храмы, монастырские библиотеки, изучали рукописи, фрески.
Когда обходишь «по маршруту Мастера» просторный полусферический выставочный зал картинной галереи, захватывает дух от обширной, красочной выставки, и мы вместе с Людмилой Васильевной Шапошниковой пристально всматриваемся в даль пройденного пути. Вот она на лошади на горном перевале Кара-Тюрек Алтая. Перед нами свидетели передвижения кочевых народов: петроглифы, менгиры, каменные бабы. Привлекают портреты задумчивых молчаливых алтайцев окрестных сел Усть-Кан, Усть-Кокса. Влекут к себе темные входы пещер, устремляет к небу легендарная гора Белуха. Вот притаилось в горах со своими тайнами «Тайменное озеро», бурлит извиваясь по камням кучерявая Кучерла, катит вдоль перевала свои воды Катунь. Все увиденное призывает познать судьбу прошедших по этому пути кочевых народов. Одни шли на Восток, к горным вершинам, а другие – на Запад, к равнинам Сибири.
Вот фотография бревенчатого дома – «Дом Атаманова». На нем мемориальная доска с барельефом Н.К.Рериха: «Здесь был и работал в 1926 году известный русский художник Николай Константинович Рерих». В староверческом селе Верхний Уймон Рерихи прожили около трех недель. «Шибко хорошие люди были» – так говорят о Рерихах там и сейчас.
Живописно и завораживающе представлена в фотографиях Монголия. Уникален Улан-Батор и современными домами, и длинными улицами из юрт, древними монастырями, дворцами, статуями. Великолепны Музей истории религии, Дворец Богдо-гэгэна, монастырь Гандан. Здесь побывали Рерихи.
Вот перед нами монгольская степь: пугливые верблюды, каменные бабы, менгиры, петроглифы. И всадник – девочка лет пяти. Как писала Людмила Васильевна, в Монголии дети сначала учатся ездить на лошади, а потом уже ходить.
В 1979–1980 годах Л.В.Шапошникова путешествовала в Малом Тибете, по Западным и Восточным Гималаям. Мы видим величественные горы, старинные буддийские монастыри, вросшие в скалы Ладакха и Сиккима, древние святилища. Самые древние в Тибете стелы – камни с изображениями богов. Божества в масках, головной убор венчает голова змеи-кобры – символ знания и мудрости. Каменные изваяния, грифоны, петроглифы, птицеголовые олени, несущие на рогах солнце (звериный стиль), свидетельствуют о культе солнца среди кочевников, проходивших по Алтаю, Монголии и Тибету. Монастыри Ладакха хранят записи древней мудрости Востока. Стены храмов, святилищ покрыты красочными росписями.
Особое внимание на выставке привлекает снимок с надписью «Ступа в Ше. Перекресток Будды и Христа». Как гласят сказания, оба Великих Учителя, каждый в свое время, прошли по этим местам. Христос был в храме Хемис, что около Лхасы, и там учил простой народ. На окраине Ле – пруд «Иссы». Так называли Христа в Ладакхе и Кашмире.
В индийской части выставки очаровывает Кашмир. Красивые люди, великолепные горы, долины и озера. Мы видим отель «Недоу», где останавливались Рерихи, вышивальщиц кашмирских шалей, святилище нагов, культурных героев, богов – хранителей гор, долин и озер, дающих людям наставления, как нужно жить. Вот дышат древностью храмы Шивы и Вишну, сидят неподвижно отшельники и садху. И всюду изображения всепроникающей богини – Великой Матери Мира.
А вот и древняя Кулута – Кулу, горная долина Западных Гималаев, где прожила семья Рерихов последние двадцать лет. Боги, наги, мудрецы, как и в Тибете, и главные герои в скульптурах, тханках и росписях. Маски украшены символическими знаками, драгоценными камнями. Во дворе усадьбы Рерихов стоит изваяние хранителя долины Гуга Чохана, а неподалеку большой гранитный камень, установленный жителями Кулу на месте кремации тела Н.К.Рериха. Надпись на языке хинди гласит, что здесь в 1947 году завершился земной путь Махариши Николая Рериха – великого друга Индии. Махариши означает на санскрите Махатма – Великая душа, мудрец.
«Путешествующих» по выставке добросердечно приветствуют с портретов Святослав Николаевич Рерих, ламы Кенцзе и Ринпоче Рингу Тулку. Поражает своим величием священная гора Канченджанга. Ее наблюдали Рерихи из окон дома в Дарджилинге, откуда началась и где завершилась их знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция. Николай Константинович воспел Канченджангу на многих полотнах, создавая удивительную сиккимскую серию «Его страна».
Грустно стоит обросший лианами небольшой дом Рерихов в Калимпонге, где в 1955 году не стало Елены Ивановны Рерих. На месте кремации установлена белая ступа. Такие ступы ставят в память о высоких ламах, буддийских святых и Учителях. Великая семья Рерихов и поныне высоко почитается в Индии. Их философское, художественное и научное творчество, культурные и миротворческие устремления снискали горячую любовь у многих широко известных людей Индии и у простого народа.
Завершает маршрут по выставке фотография «Храм Встречи». Это храм в окрестностях Дарджилинга, где произошла встреча Рерихов с Великим Учителем. Храм, где был разработан план Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
Выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера» раскрывает одну из граней ее многогранной деятельности по сохранению, исследованию и популяризации творческого наследия Рерихов. Ей удалось уловить великий дух и философскую мысль Востока именно так, как их раскрыл Николай Константинович Рерих в своих живописных работах и философских трудах. Благодаря ей мы сегодня имеем возможность реально соприкоснуться с тем великим индийским путем, которым прошел непревзойденный Мастер и певец Гималаев.
София Афанасьева,
Лидия Маркелова
См.также на сайте Международного Центра Рерихов