|
|
24 февраля в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата, 72), в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР состоялась шестая лекция из цикла «Знамена Востока». Тема: «Иисус Христос. Картины Н.К.Рериха «Знаки Христа» (1924 г.) и «Чаша Христа» (1925 г.)». Лекцию провела Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР.
Жизнь Иисуса Христа (Иисуса из Назарета) – одна из наиболее светоносных и трагических страниц в истории человечества. Две тысячи лет его Учение и его огненный подвиг зажигают в сердцах последователей любовь и веру, устремляют и укрепляют на пути духовного восхождения, дают миру святых и подвижников, таких как Сергий Радонежский и Св.Франциск Ассизский.
Основными источниками знаний о жизни Иисуса Христа являются четыре канонических Евангелия, на их текстах был основан прозвучавший на лекции рассказ о Великом Учителе. Повествование сопровождалось видеопрезентацией икон, картин выдающихся мастеров, росписей храмов, посвященных различным эпизодам жизни Христа. Известно, что ни в одном из Евангелий не говорится о жизни Христа с 12 до 29 лет. Во время Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих встречали свидетельства глубочайшего почтительного отношения к Христу на востоке, и живущей в народных преданиях уверенности о пребывании Учителя в Азии до его появления перед Иоанном Крестителем на реке Иордан. В статье «Легенда Азии» Н.К.Рерих писал: «Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа, во время Его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях». Неизвестные страницы жизни Христа запечатлены в книге «Криптограммы востока», написанной Еленой Ивановной и изданной под псевдонимом Ж.Сент-Илер в Париже в 1935 г. Полученные знания также нашли отражение в художественном творчестве Н.К.Рериха. В серии «Знамена Востока» две картины посвящены Великому Учителю. Сюжет картины «Чаша Христа» известен по еванегельским текстам, он посвящен молению Христа в Гефсиманском саду. Для понимания смысла картины «Знаки Христа» необходимо знакомство с одноименным текстом из книги «Криптограммы востока».
Представленные в ходе рассказа многочисленные художественные произведения, посвященные жизни Иисуса Христа, продемонстрировали изменение взглядов человечества в различные эпохи. Картины Н.К.Рериха – новый этап в осмыслении подвига Великого Учителя. «…первый Луч Новой Эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа» - писала сотрудникам Е.И.Рерих.
В ходе лектория был показан фильм из серии «Библейский сюжет», посвященный истории создания картины А.И.Куинджи «Христос в Гефсиманском саду». Слушателям было интересно проследить параллели в творчестве учителя и ученика – А.И.Куинджи и Н.К.Рериха, в их обращении к Великому Облику, в философском и художественном разрешении этой темы.
|