27 апреля 2018 года, в Белом зале библиотеки истории и культуры Петербурга (ул.Марата, д.72), состоялась восьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» 2017-2018 года: «Ориген Александрийский. «Глазами сердца видим Бытие»». Лекцию и презентацию представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
Ориген Александрийский (ок. 185 — 253 или 254) - один из наиболее выдающихся христианских мыслителей всех веков - философ, ученый, богослов, основатель библейской филологии. Он был представителем раннехристианской мысли III века н.э. и принадлежал к знаменитой Александрийской школе.
Ориген родился ок. 185 г. н.э. в Александрии, административном центре римской провинции Египет. Кроме философской школы Аммония Саккаса, Ориген учился в Александрийской христианской школе, возглавлявшейся Климентом. Эта школа высоко ценилась христианами и язычниками как центр образования. С 203 года Ориген преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию.
После того, как Климент в результате гонений покинул Александрию, 18-летний Ориген возглавил школу и был ее наставником (до 232 г.), привлекая множество слушателей. При нем александрийская школа превратилась в настоящий христианский университет, в котором изучались не только библеистика и основы христианского вероучения, но и светские науки и античная философия.
Во II – начале III вв. христианство стало осознавать себя самостоятельным религиозным образованием, отличным и от иудаизма, и от язычества. В связи с этим возникла необходимость глубокого теоретического обоснования религиозного мировоззрения и систематизированного изложения сущности новой религии. Это станет главной целью всей жизни и деятельности Оригена.
Учительство Оригена (III век) пришлось, с одной стороны, на годы притеснений христиан, а с другой, Ориген видел начинающееся уклонение современного ему христианства от истинного Учения Христа. Это проявлялось в выделении из состава церкви все новых и новых общин, которые по-разному понимали Провозвестие Христа. Ориген, наблюдая ожесточенные споры, борьбу внутри множества этих разнообразных направлений, был убежден в необходимости охранения Учения Христа от поношения и искажений. Он видит свою задачу в том, чтобы вернуть христианство на правильный путь, очистить его от искажений и наполнить жизненным первоначальным смыслом, примирив для этого науку и религию.
В 231 г. Ориген был подвергнут осуждению Собором египетских епископов и пресвитеров, возглавлявшимся епископом Дмитрием. За формальным обвинением в нарушении церковной иерархии при рукоположении Оригена в сан пресвитера, скрывалось недовольство некоторыми воззрениями мыслителя.
После осуждения Ориген перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину, в г. Кесарию, где многие епископы были его бывшими учениками. Там он основал школу, подобную александрийской. В Кесарии он продолжал свою ученую и преподавательскую деятельность и приобрел такой высочайший авторитет, что каждое его слово записывалось стенографами.
В работе над текстами Библии Ориген выступил как наследник александрийской филологической традиции и как основатель библейской филологии. Александрийская научная филологическая школа возникла еще в начале III века до н.э. на основе Александрийской библиотеки, где велась большая текстологическая работа, вызванная обилием разночтений в рукописях, которые считались классическими. Монументальное творение Оригена — «Гексапла» - первый в истории образец научной библейской критики, не имевший аналогов в античности.
Во время очередной волны антихристианских гонений императора Деция, Ориген находился в 253 или 254 г. в Тире (Финикия), там был арестован, брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
Несмотря на многочисленные заслуги в защите и научном обосновании христианской веры, святость жизни и мученическую смерть, Ориген так и не занял подобающее ему место среди Отцов церкви. В 543 г., эдиктом византийского императора Юстиниана, он был объявлен еретиком. Сам мыслитель был предан анафеме, а его сочинения, не соответствующие официальной доктрине, были объявлены подлежащими уничтожению.
В ходе лекции были прослежены антично-философские истоки мировоззрения Оригена; отмечены его глубокая вовлечённость в философские поиски своей эпохи и принадлежность к александрийской школе последователей Платона; понимание специфики и оригинальности учения мыслителя как синтеза двух феноменов культуры – философии и религии.
Синтез Оригена был настолько явлением необычным, настолько всеобъемлющим для своего времени, что в современном оригеноведении до сих пор идут споры – многие исследователи отказываются верить, что такое явление было возможно в истории раннехристианской мысли, и предполагают, что было два Оригена – Ориген-платоник и Ориген-христианин. Было отмечено также, что титанические усилия Оригена по созданию концептуальных основ христианской веры в философском контексте заложили основания христианской культуры.
Учение Оригена расходится по ряду вопросов с позднее сформировавшейся христианской традицией. Особое осуждение церкви вызвали следующие идеи мыслителя: вечно длящееся творение, неизбежное спасение всех душ (доктрина полного восстановления или апокатастасиса), и как ее следствие, концепция конечности адских мук; существование множественности миров и цикличности космической истории; учения о предсуществовании душ и душе Христа, ставшей носителем Божественного Логоса и др.
В лекции был проведен краткий анализ этих воззрений Оригена; отмечены параллели учения александрийского мыслителя с некоторыми положениями древнеиндийской философии, системы Плотина, учения Я.Беме, теософии Е.П. Блаватской, философии космической реальности – Живой Этики, философов-космистов ХХ века – П.Тейяра де Шардена, Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.
В лекции было показано, что мысль Оригена сохраняет преемственность знания от предшествующих выдающихся мыслителей, отражается в философских воззрениях последующих веков. Великий Александриец следовал в своем учении Первоначальному Откровению, Основам Всемирной Доктрины, как писала выдающийся философ-космист ХХ века Е.И. Рерих, «память о которых, запечатлена в сокровенных традициях, Символах и Писаниях всех древнейших народов...».
Наблюдающийся сейчас большой всплеск интереса к жизни и творческому наследию великого Александрийца, переосмысление его идей свидетельствуют о многом.
В своих письмах Е.И. Рерих высказывала мысль, что «...именно новая Эпоха блеснет новым осознанием Учения Христа. Просветленные духовные наставники (а такие уже есть) вернутся к истинным заветам Христа, к заветам первых Отцов Церкви, к трудам Светоча христианства, мученика Оригена, положившего основу всей философии христианства».