Главная цель Знамени Мира –
объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей.
Е.И.Рерих (Письма. 29.07.1931)
Благодаря установлению традиции – ежегодного празднования Международного Дня Культуры, который проводится уже 20 лет в школах Санкт-Петербурга 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, имеется возможность осуществлять на практике важнейшие просветительские задачи – усвоение и закрепление в сознании юного поколения понятия культурных ценностей, осознания и понимания того, что именно этими ценностями живо человечество.
Называя Культуру самым значительным понятием мира, Николай Константинович Рерих разъяснял, что День Культуры позволяет не только напоминать о прошлом, что соединено с Культурой, но направлять ум к будущему. Светлой вестью зажечь молодые сердца, позвать к творчеству, деловому сотрудничеству, объединив взрослых и юное поколение в мыслях о священном, прекрасном и познавательном, в делах на пользу общую. «Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!» – призывал Рерих (Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. – С. 73).
В 2018 году, по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, Международный День Культуры 15 апреля в школах Санкт-Петербурга проводился под девизом «Пылайте сердцами, творите любовью!»
В преддверии Дня Культуры в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга были организованы два городских конкурса: ежегодный городской конкурс сочинений среди школьников Санкт-Петербурга ко Дню Культуры 15 апреля под общим девизом «Пылайте сердцами, творите любовью!» и смотр-конкурс оформления тематических выставок в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга по теме «Герой как создатель и защитник культуры». Организаторами конкурсов выступили СПб отделение Международного Центра Рерихов и Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Ассоциации школьных библиотекарей Русского Мира.
Юным участникам конкурса сочинений было предложены следующие темы для размышления: «Пылайте сердцами, творите любовью!», «Без любви продвижения нет», «Лишь неравнодушные мир меняют к лучшему», «Стремление к Общему Благу в пламенном сердце живет», «Мы живем для того, чтобы творить добро» (тема для начальной школы). Целью организаторов конкурса было утверждение в сознании подрастающего поколения оптимистического мировоззрения, активной жизненной позиции в преобразовании окружающего мира на основе высоконравственных духовных принципов, к которым в первую очередь относятся такие понятия как сердечность и любовь.
Ход развития современной цивилизации с его явным уклоном в сторону техники и технологий неизбежно привел при выборе норм поведения к преобладанию прагматизма и отодвинул в сторону духовные аспекты развития общества – все это значительно усложняет эволюцию человечества. Проблема заключается в непонимании того, что истинное совершенствование общества и каждого отдельного человека может осуществляться лишь путями духа, где нравственный, моральный, духовный аспект сознания играет главенствующую роль.
И на этих путях совершенствования особое место отводится работе по воспитанию сердца. Нравственный аспект сердца – его способность сосредотачивать самые высокие человеческие чувства, наряду со способностью накапливать и распределять психическую энергию, – обеспечивает человеку иммунитет, как духовный, так и физический.
Великий смысл, который несет в себе сердце, заключается в том, что оно, являясь духовным аспектом нашего сознания, соединяет земное с небесным и приобщает человека к Источнику жизни, к Высшему Миру. Когда человек обращается в сознании своем к лучшему и прекрасному, то в этом деянии участвует человеческое сердце, но не рассудок. Без такого соединения – сердца с Высшим Миром – немыслимо человеческое существование.
Но ничто не может зажечь огонь сердца так, как любовь. В стремлении к совершенству и гармонии путь Любви – самый краткий. И на вопрос: «Где же поиски совершенства?» можно ответить: «В любви, красоте и действии». Любовь зажигает свет Красоты, и действие воплощает эту Красоту в жизнь. Без любви нет созидания.
И молодые сердца участников конкурса сочинений отозвались на призыв утверждения в жизни этих высоких принципов мироздания. В своих творческих работах они, соглашаясь с утверждениями в предложенных темах сочинений, приводят много примеров из истории, литературы и современной жизни, которые показывают, что все самоотверженные действия на общее благо и бескорыстная помощь нуждающимся основываются на сердечности и любви.
На конкурс было представлено более 200 творческих работ школьников из 53 образовательных учреждений 15-ти административных районов Санкт-Петербурга.
По результатам работы жюри звание Лауреата было присуждено 51 участнику конкурса, которым были вручены Дипломы I степени и ценные подарки, звание Дипломанта было присуждено 58 участникам конкурса, которым были вручены Дипломы II степени.
С лучшими конкурсными работами можно ознакомиться на сайте «День Культуры» в разделе «Творчество юных».
Вторым общегородским мероприятием, приуроченным ко Дню Культуры 15 апреля стал смотр-конкурс оформления тематических выставок «Герой как создатель и защитник культуры» в школьных библиотеках Санкт-Петербурга.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов