ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ
Мастер Возвышенной Красоты
( 15 апреля 1452 — 2 мая 1519)
«Космическая эволюция не только формирует новое мышление и сознание, но и выдвигает на первый план личности, чье творчество получает поистине планетарное звучание, поскольку в нем уже сложился синтез, необходимый для продвижения человеческого сознания... Влияние таких личностей на культуру и цивилизацию огромно, их значение долговременно».
Л.В.Шапошникова.
Свет и тернии Космического пути планеты Земля
«Его открытия могли бы на несколько веков сократить путь познания, изменили бы судьбы человечества и повели бы его новыми путями. Он был подобен человеку, проснувшемуся слишком рано, когда все еще спят. Одинокий среди ближних, писал он свои дневники для дальнего брата».
Д. Мережковский.
Воскресшие Боги.
Великие художники оказывают глубочайшее влияние на нашу жизнь. Они направляют наше восприятие и вкусы, они пробуждают наше скрытое видение, они обогащают нашу внутреннюю жизнь. Только подумаешь о тех миллионах, на которые оказал влияние Леонардо да Винчи, и поймешь его слова о том, что достойный человек подобен Богу и заслуживает почитания не меньшего, чем любые священные статуи и образы.
С.Н.Рерих.
Искусство и Жизнь.
Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи, гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения. Сила его ума, его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство — все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV-XVI веков.
Леонардо да Винчи родился в Италии, в небольшом городке Винчи, рядом с Флоренцией. В юности он изучает живописное мастерство в мастерской знаменитого художника Андреа Вероккио, а в 1480 году создает собственную мастерскую во Флоренции. В эти годы были созданы такие картины как «Благовещение», «Поклонение волхвов», "Портрет Джиневры деи Бенчи", «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», Эрмитаж), «Мадонна Литта» (Эрмитаж), «Святой Иероним в пустыне».
В зрелые годы Леонардо работает в Милане (1483 – 1498) по приглашению герцога Лодовико Сфорца. В этот период художником создаются живописные полотна «Мадонна в скалах», «Портрет Музыканта», «Дама с горностаем», анатомические рисунки черепов, шедевр фресковой живописи «Тайная вечеря». Тогда же появляется Витрувианский человек — изображение, созданное Леонардо да Винчи как иллюстрация для книги, посвящённой трудам античного римского архитектора Витрувия.
В 1499 году он становится военным инженером-консультантом для Венецианской республики и с 1502 года архитектором и главным инженером у сына папы Александра VI Чезаре Борджиа.
Возвратясь во Флоренцию (в 1503), он создаёт роспись «Битва при Ангиари» для стены зала Большого Совета Флорентийской синьории.
Затем работает в Милане (1506-1512) по приглашению Людовика XII и в Риме (1512-1516) по приглашению папы Льва Х. В этот период он создаёт свои полотна «Леда и лебедь», «Иоанн Креститель», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Автопортрет» и свой шедевр мирового масштаба – «Джоконда» (Мона Лиза)».
В 1516 году молодой король Франции Франциск I предложил Леонардо перебраться во Францию под своё покровительство, где великий художник провёл свои последние годы.
Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Гениальный творец, он сумел полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, что стало сегодня достоянием всего человечества.
Великим памятником Леонардо да Винчи как художнику, мыслителю и ученому, как изобретателю и инженеру являются его записи, своеобразные «листы дневника», которые он вел на протяжении своей жизни. Шестнадцать тысяч этих записей содержат настоящий синтез научной и художественной мысли: огромное количество набросков, рисунков и эскизов, неисчерпаемый запас научных идей и технических замыслов, блестящий список литературных произведений, наставлений и философских мыслей.
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи». В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи, но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза — образец разговорного языка интеллигенции XV века.
Слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями — например, знаменитое описание изображения «Потопа». Они поражают нас мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, шутливые рассказы, афоризмы. В афоризмах Леонардо да Винчи выражена в форме эпиграмм его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества. В аллегориях Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий, в пророчествах — характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии. Значительный интерес представляют сказки и притчи Леонардо да Винчи.
Из «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи:
«Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям Вселенной…
Красота Вселенной отражается в глазах…
Глаз меньше ошибается, чем разум.
Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их.
Разве не видишь ты, что глаз обнимает Красоту всего Мира? Он является начальником астрологии; он создаёт космографию, он советует всем человеческим искусствам и исправляет их, движет человека в различные части мира; он является государем математических наук, его науки – достовернейшие; он измерил высоту и величину звёзд… Он сделал возможным предсказание будущего посредством бега звёзд, он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись…
Он – окно человеческого тела, через него душа созерцает красоты мира… Потерявший зрение, теряет вид и красоту Вселенной… О, превосходнейший, ты выше всех других вещей, созданных Богом!»
Предсказания Леонардо да Винчи:
Я вижу Христа снова проданным и распятым и святых его замученными – о продаваемых распятиях.
Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни, и пойдут жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это средство подружиться с Богом – о церквах и жилищах монахов. Все вещи, которые зимой были под снегом, откроются и обнаружатся летом –
сказано о лжи, которая не может оставаться тайной».
Афоризмы Леонардо да Винчи:
• Препятствие не сгибает меня.
• Всякое препятствие разрушается упорством.
• Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.
• Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде.
• Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Из книги С.Н. Рериха «Искусство и Жизнь:
«Стремление к Прекрасному – это стремление к совершенству. Красота есть наивысшее выражение стремления Природы к совершенству в мириадах ее форм и сочетаний. … Течение эволюции постоянно выявляет новые типы красоты. Часто художник, поэт может предугадывать конечные цели действующих природных сил и давать нам свои пророческие видения, тем самым становясь нашим проводником на царственном пути к более совершенным комбинациям… Все великое искусство, великая мысль – это поклонение красоте во всех ее многообразных проявлениях, и, изучая работы великих людей и следуя их наставлениям, мы вступаем в священную мастерскую и храм Природы, которая вечно совершенствует свои творения и ищет новые комбинации и новые выражения.
Леонардо да Винчи и Микеланджело – их имена осиянны совершенно особой славой грандиозного завершения, кульминации целой череды выдающихся художников и великой эпохи. … Эти два человека оставили после себя небывалый след достижения. Суровое величие Микеланджело… Этот мастер формы, великолепный проектировщик и архитектор, является, так сказать, земным полюсом божественного гения Леонардо, чье величие как человека, пожалуй, еще значительнее его достижений в искусстве. Удивительное проникновение его духовного взора в причины внешних явлений, влечение к познанию внутреннего смысла вещей и умение подмечать в природе факты – все это делает его великим провидцем, провидцем, который находился в прямом и полном согласии и связи с самой душой природы. Его поиски прекрасного, столь изумительно кристаллизованные в его "Тайной Вечере", "Моне Лизе", "Мадонне в скалах", "Мадонне и Св. Анне", обнаруживают в нем подлинного мастера-подражателя природе.
Монументальная и в то же время лирическая трактовка является трактовкой философа, который всецело осознает истинный смысл изображаемого. Каждая линия, каждая деталь дышит гармонией совершенного воплощения и удивительного благородства великого духа самого Леонардо. И, созерцая работы этих двух великих людей – мастера – творца внешней человеческой формы и ее выразительности, и мастера возвышенной внутренней красоты и воплощения иных ее форм, мы осознаем, до каких высот может подняться человек и как поистине чудесны силы, заключенные в нем, если только он посвятит жизнь своему идеалу».
«Таинственная светотень Леонардо да Винчи была одним из его великих вкладов в наше знание о том, как приблизиться к качеству неуловимости жизни. Этот новый подход, нечто вроде искусства намеков, искусства недосказанности, в основе своей имел глубокое знание ограничений изображения жизни на двухмерной плоскости. Вовлекая в игру воображение зрителя, он предлагает ему самому стать творцом. Реагируя на недосказанность, оживают собственные внутренние импульсы зрителя и благодаря магии живописи соприкасаются с другим миром.
Жизнь, с ее вечно меняющимися настроениями и отношением к происходящему, нельзя заключить в двухмерную форму, не потеряв при этом самое ценное ее качество – способность к изменению – движение. . Такой великий человек, каким был Леонардо да Винчи, должен был дать нам новый ключ к тайнам жизни, точно так же как он смог разрешить множество проблем в других областях мышления, естествознания или инженерном искусстве. В чем заключается это неуловимое, преследующее нас очарование Моны Лизы? Не в том ли присущем картине элементе жизни, которым она проникнута? Какая-то особенная улыбка и размытый, подернутый дымкой фон, уводящий ваш взгляд вдаль удивительным, ненавязчивым образом, постоянно присутствующий – и все же всего лишь аккомпанемент, мягкий и ускользающий, как улыбка самой Моны Лизы».
«У Леонардо мы видим торжество глубокого понимания, мастерство великого ума достоинства провидца, возвышенность великого идеала».
Из писем Е.И.Рерих:
«…Очень сильно говорю и утверждаю всё значение культурного строительства, всю спешность, ибо действительно весь мир разваливается. Очень напоминаю, утверждаю всё великое значение великого творчества и личности Леонардо да Винчи».
«…Очень жду присылки книги З.Гиппиус о Мережковском. Очень люблю этого чуткого писателя. Его труд о Леонардо да Винчи - настоящий шедевр».
Грани Агни Йоги. 1960. Сент. 29:
«Свет знания, – что может быть выше. Поднимает оно человека над всем мелким, личным, эгоистическим и переносит в мир сверхличных явлений. И сознания, разделенные малым, могут сойтись на большом – в согласии взаимопонимания и признания. Потому можно сказать, что искусство объединяет. И близко то время, когда оно объединит народы земли, ибо язык его универсален и понятен для всех. Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк, Леонардо да Винчи – их одинаково ценят во всех уголках земного шара… Искусство – это язык будущего постижения мира…».
См. также публикацию на странице Санкт-Петербургского отделения ВКОНТАКТЕ https://vk.com/spb_icr и на фейсбуке