Новости отделения

06.04.2018

Цикл лекций "Тема Востока в творчестве русских мыслителей" в Библиотеке им.А.П.Чехова. Лекция "Картина Н.К.Рериха "Матерь Мира". Серия "Знамена Востока".


Фоторепортаж

6 апреля 2018 г. в библиотеке им.А.П.Чехова, Санкт-Петербург, состоялась вторая лекция из цикла «Тема Востока в творчестве русских мыслителей». Лекцию, посвященную картине Н.К.Рериха «Матерь Мира» из Серии «Знамена Востока», провела Е.Е.Корчемкина, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.

Если мы окинем взглядом историю нашей планеты, историю зарождения на ней народов, их рост, возмужание, рождение и распад государств и стран, то везде, в каждом истоке той или иной общности, в ее основании мы найдем единый импульс великой жизни, вечно рождающейся и рождающей, вечно создающей саму себя для совершенствования и познания своих качеств. Частью этого импульса является ипостась Женского Начала, аспекты которого отражаются в культурах народов в образах сокровеннейших божеств.

Священное понятие всех времен и народов: Праматерь, Все-матерь всего живого -  так можно назвать этот образ, рожденный импульсом вселенской жизни.  Каждый народ по-своему трогательно посвящает этому образу особые мифы и культы, способы поклонения и почитания. Если первоначально единое женское божество – это рождающее, спасающее, плодящее формы  жизни, постоянно дающее жизнь, то более поздние формы женского божества несут каждое особую функцию, обладающую теми или иными национальными особенностями данного народа, местности и культуры.

Так, на огромной территории Сибири и Азии сохранились остатки культа т.н. «золотой бабы», кое-где возрождающиеся и существующие в том или ином, возможно, искаженном до неузнаваемости виде и сейчас. У народа манси великое созидающее женское божество  – это Сарни-Эква, что в буквальном переводе означает «золотая женщина», у хантов – Калташ-Эква, у якутов – Дьес Эмигет, великая богиня алтайцев – Алтын-Арыг. И всё это аспекты Единой Матери всего живого, олицетворяющие плодородие, жизнь и судьбу людей.  «Данная небесами богиня мира» – так расшифровывают некоторые исследователи имя древнего пра-славянского божества Подага-Божуня-Ира. Культ ее, как культ языческого божества, жестоко преследовался, однако мощь импульса не угасала, а уходила временами вглубь, чтобы вернуться с новой силой и создать новые причудливые формы.

Великий синтезирующий Восток вмещает многогранные качества Высокого Женского Начала. Аспекты Великой Матери отразились в восточных духовных учениях во многих женских божествах: Дурга, Кали, Дуккар, Адити, Лакшми, Парвати, Сарасвати. В иногда грозных изображениях Дурги, Кали «нет личного начала, … кажущиеся страшные признаки есть символы необузданных стихий, зная силу которых, человек понимает, что именно надо ему одолеть…», - пишет Н.К.Рерих в статье «Великая Матерь».

На Западе Вселенское Женское Начало получает отображение в  возникновении культов Богородицы, Матери Иисуса Христа, Марии Магдалины, которые впоследствии слились в единый культ почитания Богородицы, Богоматери. Этот процесс утверждения единой женской сущности в различных, иногда даже противоречащих друг другу верованиях на Западе не проходил мирно. В отличии от Востока, где счастливо сосуществуют культы различных ипостасей женских божеств, «отвечающих» каждая за свою область жизни, на Западе различные «специализации» женского начала дают начало ветвям христианства, соперничающим друг с другом, борьба за истину между которыми происходит в виде религиозных войн и инквизиции. И даже, более того, аспект женского начала постепенно уходит из официальной религии, упоминание о нём тщательно стирается из памяти людей, приобретая исключительно мужские черты. Страх, основанный на невежестве и незнании, страх потерять власть заставлял т.н. «носителей» божественной воли – священников -  уничтожать все намеки на роль женского начала в сотворении вселенной и в жизни. В результате безжалостных поправок и вычеркиваний из текстов великая созидающая триада лишилась женского начала и выразилась в известной формуле: Бог, Отец и Святой Дух. Лишь немногие посвященные  владели знанием о том, что Святой Дух – это София -Премудрость, Высокое Женское Начало, со-творец Вселенной.

В народном сознании т.н. «языческое» знание, будучи врожденным, сокровенным соединялось с навязываемой церковниками официальной религией. Первоначальное знание о едином женском начале и его роли в сотворении мира сохранилось в символике изображений Богородицы. При изображении Богородицы важно всё: и положения рук, поза, трон, гора, на которой она восседает, изображения звезд и созвездий.  В лекции были рассмотрены некоторые примеры символов, которые привлекли внимание Н.К.Рериха во время его работы над картиной «Матерь Мира».

Н.К. Рерих, опираясь на традиции и предания народов мира, создает серию «Знамена Востока» о Великих Учителях человечества, приносивших знание эволюции на планету Земля. Каждая картина несет особенности национального характера народа, которые художник передает через особенности живописного изображения  соответствующей традиции. Серия находится в разных коллекциях, и, к сожалению, увидеть ее целиком не представляется возможным.

Картина «Матерь Мира» 1924 г. – символически многогранная и концентрированная – является центральной картиной серии «Знамена Востока».  Матерь Мира основала на земле Братство святых и подвижников, направляла их на подвиг развития сознания человечества. Матерь Мира напитывала и напитывает своей высокой энергией пространство эволюционных свершений новой эпохи.

Л.В.Шапошникова в книге «Земное творчество космической эволюции» так характеризует новую эпоху: новая эпоха Матери Мира, новый эволюционный виток, «который напитает  женская энергия, и женщины сыграют главную роль в создании грядущего Нового Мира».

В заключение лекции Е.Е.Корчемкина ответила на вопросы слушателей.

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2019 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов