|
|
Фоторепортаж
12 февраля 2012 года в Лектории Российской национальной библиотеки состоялась третья лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва). Эта встреча была посвящена 133 - й годовщине со дня рождения мыслителя и философа Е.И.Рерих, которая отмечается ежегодно 12 февраля. Лекцию на тему: «Музыкальное искусство в жизни и творчестве Е.И. Рерих» провел председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России Э.А.Томша.
Лекторий открыла Елена Федоровна Строганова, заведующая лекционно-концертными мероприятиями Российской национальной библиотеки. Она представила лектора и сказала, что это уже третья лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» в проекте Международного Центра Рерихов и Российской национальной библиотеки, которые пользуются большим успехом у читателей РНБ.
Э.А.Томша в своей лекции рассказал присутствующим, что 12 февраля 1879 года, 133 года назад, в Санкт-Петербурге родилась Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова). Она родилась в семье, культурные и духовные традиции которой своими корнями уходили вглубь веков. Елена Ивановна принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, среди ярких представителей которого были великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (двоюродный прадед Елены) и гениальный русский композитор Модест Петрович Мусоргский (двоюродный дядя Елены).
Богатые культурные традиции семьи с раннего детства помогали раскрытию творческих способностей ребенка, а врожденная музыкальная одаренность Елены Шапошниковой позволяла ей заниматься музыкой, свободно овладевая прекрасным искусством игры на фортепиано. Освоение музыкального материала и развитие фортепианного мастерства были столь яркими, что все родные и учителя музыки прочили ей прекрасное будущее в фортепианном исполнительстве. После окончания гимназии с золотой медалью, в 16 лет Елена Шапошникова поступает в Санкт-Петербургскую частную музыкальную школу, по окончании которой, ей прочат яркую карьеру пианистки, и она собирается поступать в Санкт- Петербургскую консерваторию.
Лектор отметил, что Елене Ивановне исполнилось к тому времени 20 лет. Она прекрасно образована, она блистательна не только в фортепианном искусстве, но и в жизни. По словам современников: «Полная изящества, женственности, грации и какого-то внутреннего обаяния всего облика, она невольно притягивала к себе все взоры». Те, кто близко знал Елену Шапошникову в годы молодости, говорили, что она приняла решение – выйти замуж за человека высокого художественного таланта, чтобы бескорыстно служить ему и вдохновлять на великие цели.
Таким человеком в жизни Елены Ивановны стал Н.К. Рерих, в то время уже известный в Петербурге художник. Его ставшую сенсацией картину «Гонец» приобрел знаменитый собиратель произведений русского искусства П.М.Третьяков, а Л.Н.Толстой дал этой картине высокую оценку. В Николае Константиновиче Елена Ивановна нашла поддержку и понимание своих устремлений и жизненных идеалов, в том числе и в музыке, так как Николай Константинович любил музыку и очень хорошо разбирался в ней.
Любовь к музыке Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли через всю свою жизнь. Собираясь в Центрально-азиатскую экспедицию через Индию, Тибет, Китай, Монголию и Алтай, Н.К.Рерих «безжалостно изгонял каждый лишний килограмм груза», но «брал с собой патефон с пластинками». Находясь уже в Индии, в долине Кулу, Елена Ивановна, несмотря на огромную занятость, находила время для музыки. Вечерами, после трудового дня вся семья Рерихов собиралась вместе. Они делились своими размышлениями и наблюдениями, обсуждали результаты исследований, проводимых в Институте Гималайских исследований «Урусвати» и слушали музыку.
Интерес к музыке, проявившийся с ранних лет в одаренном ребенке, внутренняя потребность и стремление к выражению прекрасного, в том числе и средствами музыки, были во всей натуре Елены Ивановны Рерих. Спустя годы, эта внутренняя потребность преобразуется в осознание важности и значения музыки не только как средства гармонизации чувств и формирования целостного восприятия красоты земной, но и значения музыки, как связующего звена для восприятия красоты космической, с ее сферами иной реальности.
Сотрудничество с реальностью Высших миров привело Елену Ивановну к со – творчеству с Великими Учителями Востока – Великими Махатмами, и нашло отражение в философии космической реальности - Учении «Живая Этика».
Э.А.Томша раскрыл некоторые положения Учения, и рассказал слушателям о том, что на страницах книг Живой Этики подчеркивается важность музыки, музыкального искусства в жизни человека. Музыка и музыкальное исполнительство, несущее в себе синтетическое начало, влияет не только на интеллектуальное развитие, но способствует расширению сознания и формирует мышление, способное оперировать категориями, «выходящими за пределы логики трехмерного пространства», направляя сознание человека в сферы многомерности Бытия. Такие понятия как ритм, гармония, созвучие и другие, имеющие принадлежность к основам музыкального знания, рассматриваются уже в ином смысловом значении. Например: «Усвоение ритма есть ступень к дальним мирам. Никто не может воспринять тонких вибраций, если он не усвоил ритма и не понимает значения гармонии». Раскрытие содержания этих терминов в ином, космическом значении, явится связующим звеном для изучения в науке иных состояний материи и осознания сущностных вопросов космических законов, космической эволюции и участия человека в «грандиозном энергоинформационном обмене» со всеми энергетическими структурами космического мироздания.
В своем выступлении Э.А.Томша использовал музыкальные фрагменты произведений, которые любила слушать в течение всей жизни Елена Ивановна Рерих. Среди ее любимых композиторов были И.С.Бах, Л.В.Бетховен, Р.Вагнер, М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин. Музыкальные произведения, звучавшие на лектории, создали гармоничную атмосферу, а выступление лектора подтвердило важность музыки и музыкального искусства в современную эпоху формирования космического мировоззрения, где человеку в этом процессе отводится важная роль.
Фоторепортаж
см.также Музеи России
|