Новости отделения

17.02.2018

День памяти Джордано Бруно ( 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим)



…Для любимцев неба самые лютые несчастья обращаются в наивысшее благо: ибо нужда родит работу и труд, а они - всего чаще осиянную бессмертием славу. 
И смерть в одном столетии дарует жизнь во всех веках грядущих! 
ДЖОРДАНО БРУНО. «О героическом энтузиазме» 

На рубеже XVI и XVII столетий, в 1600 году, в юбилейный год папы Климента VIII, когда в Риме собрались десятки тысяч верующих католиков со всего мира, 17 февраля, на площади Цветов, после семилетнего заключения в тюрьме был сожжен по приговору Святейшей Инквизиции величайший мыслитель, ученый , философ и поэт Джордано Бруно. 

Джордано Бруно принес в мир новое космическое мировоззрение, которое яро пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. Космическая философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением инквизиторов стало утверждение Бруно о Беспредельности, о бесконечности миров в мироздании. 

Джордано Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, в Неаполитанском королевстве. В десять лет он покидает Нолу и поселяется в Неаполе у родных. В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь. Уже с 12 лет мальчик ревностно изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отраслям знания. Решающее влияние на него оказывают труды Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Плотина. Также он знакомится с Кабалой, читает арабских мыслителей, произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского. 


В 1572 году, в 24 года Бруно получает сан священника. Он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Коперника "О вращении небесных тел", становясь последователем его учения и противником материалистических теорий Аристотеля. С этого момента он навлекает на себя подозрения в чтении запрещенных книг и обвиняется в ереси. Бруно бежит на север Италии, а затем в Швейцарию. 

В 1580 году Бруно перебирается в Париж, где правит король Генрих III, отличающийся веротерпимостью и расположением к наукам и искусствам. Молва о громадной эрудиции и поразительной памяти Бруно идет впереди него, и он принимается высшими кругами парижского общества. В Тулузе Бруно получает учёный титул Магистра свободных наук, а в 1581 г. становится преподавателем Сорбонского университета. Однако из-за недовольства сторонников Аристотеля ему приходится покинуть Париж. В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет. 

Годы, проведенные в Англии - едва ли не самые счастливые в жизни великого философа. К этому времени он уже разработал основные положения своей философской системы. Итальянские диалоги, написанные в Лондоне и напечатанные в 1584–1585 годах, содержат первое полное изложение его "Философии Рассвета" - учения о бытии, космологии, теории познания и этики. 

Диалоги "Пир на пепле" и "О бесконечном, вселенной и небесных телах" были посвящены астрономическим теориям Коперника. Бруно также высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется его вера в свою мессианскую миссию. 

Диалог "О причине, Начале и Едином", содержащий изложение философии Бруно, стал самым значительным выступлением мыслителя против философии Аристотеля, против схоластического учения о природе, о материи, о вселенной. 

Диалог - "Изгнание торжествующего зверя" был посвящен обоснованию новой системы нравственности, пропаганде социальных и политических идеалов философа, освобождению человеческого разума от власти вековых пороков и предрассудков. "Джордано говорит здесь, чтобы все знали, высказывается свободно, дает свое собственное имя тому, чему природа дала свое собственное бытие" – пишет он. 

В диалоге "О героическом энтузиазме" Бруно прославляет бесконечность человеческого познания, высшую доблесть мыслителя, которая воплощается в самоотречении ради постижения истины. 

С октября 1585 года вследствие неприятия его философских воззрений для Бруно начались годы вынужденных странствий по городам и странам Европы – Италии, Франции, Германии, Чехии. В эти последние годы на воле, как бы предчувствуя близкую катастрофу, Бруно работал особенно много и напряженно. Он готовил новые философские труды, которые должны были возвестить «Философию Рассвета» европейскому ученому миру. 

К осени 1590 года философская трилогия была завершена. Джордано Бруно был не только апологетом теории Коперника, но и пошел значительно дальше него, отказавшись от сохранившейся у Коперника сферы неподвижных звезд. Вселенная, заявлял Бруно, бесконечна и содержит бесчисленное множество звезд, одной из которых является наше Солнце. Само же Солнце - ничтожная пылинка в неограниченных просторах Вселенной. Бруно и ей, подобно Земле, приписывал вращательное движение. 

Он учил также, что среди несметного множества звезд имеется немало таких, вокруг которых обращаются планеты, и наша Земля - не единственная, на которой возникла жизнь и обитают разумные существа. Небо и Космос - синонимы, и мы, люди, - небожители. 

Бруно опровергал освященный веками церковный постулат о противоположности между Землей и небом. Одни и те же законы, считал он, господствуют во всех частях Вселенной, одним и тем же правилам подчинено существование и движение всех вещей. В основе Вселенной лежит единое материальное начало - "Природа Рождающая", обладающая неограниченной творческой мощью. 

Центральное место в его учении занимала идея Единого. Единое есть Бог и вместе с тем - Вселенная. Единое есть материя и вместе с тем - источник движения. Единое есть сущность и вместе с тем совокупность вещей. Эта единая, вечная и бесконечная Вселенная не рождается и не уничтожается. Она, по самому своему определению, исключает Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней, ибо "не имеет ничего внешнего, от чего могла бы что-либо потерпеть"; она "не может иметь ничего противоположного или отличного в качестве причины своего изменения". Если диалектика Николая Кузанского была исходной, то диалектика Бруно - завершающей стадией развития диалектических идей эпохи Возрождения. 

В 1600 году состоялась казнь ученого, а в августе 1603 года все произведения великого философа зачисляются в Индекс запрещенных книг; имя его начинают вычеркивать всюду, где только оно сохранилось; люди, сочувствующие ему, живущие его мыслью, остерегаются упоминать о нем, чтобы не возбудить против себя подозрений и преследований всевластной Инквизиции. 

И нужно было три столетия, чтобы вещие слова Джордано Бруно оправдались на нем самом, и чтобы бессмертная слава осенила, наконец, навсегда, его имя. 

За последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. 

Джордано Бруно явился предтечей космического мироощущения в науке и вследствие этого ключевой фигурой своего времени. Он стоял у истоков этого явления как раз в то время, когда четко обозначилась возможность формирования новой науки. Эта новая наука в философии Бруно представляла собой синтез духовного предвидения сложной космической реальности и знаний, добытых научным путем. 

Его философские и научные труды открыли современникам и грядущим векам принципиально новую картину мироздания, где сияла Беспредельность и утверждалась Бесконечность Вселенной. Он выступал против церковных вероучений о построении мира, развивал идеи гармоничного единства Земли и Космоса, говорил об одухотворенности материи, утверждал существование многомерного пространства. 

Главными произведениями Джордано Бруно стали его философские диалоги «Изгнание торжествующего зверя» и «О героическом энтузиазме», где ярко обозначены его космологические теории о Беспредельности Вселенной и множественности миров. 

Обаяние его личности – сила духа, несгибаемое устремление к истине, дерзновенный труд и несломимая воля на всем протяжении жизни привлекало к нему сердца людей. 

9 июня 1889 года в Риме в присутствии крупнейших представителей столетия был открыт памятник Джордано Бруно на том самом месте, посреди площади Цветов, где когда-то был зажжён костер. 

«Не случайно, что именно сейчас, в эпоху громадных политических и социальных переворотов, в эпоху великих научных открытий, раскрепощающих человека от оков стихийного рабства, в радостную эпоху, когда вновь раскрываются перед земным человечеством дух захватывающие небесные горизонты, Джордано Бруно стал ближе, понятнее, роднее и дороже нам. 

Ведь если бы нужно было возможно лаконичнее определить, в чем таятся чудесная сила и обаяние его личности, где лежит суть его философии, каков конечный результат его неутомимого поиска истины, то можно сказать: 

Джордано Бруно открыл путь к звездам, воззвав людей из-под власти Зверя на межзвездную дорогу. 

Это был воистину «гражданин вселенной, сын Отца-Солнца и Земли-Матери», человек титанического дерзания и воли, неугасимого Прометеева огня, необъятного всезвездного кругозора… Он утверждал, что решения всех мировых загадок надо искать не где-то в заоблачных сферах, а возле нас и в нас самих, ибо мир един, нет ничего презренного в мире, все божественно. 

Natura est Deus in rebus – Природа есть Бог в вещах». 

А.Золотарев. Рим, 17 декабря 1911 г. 

"Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной Божественной силы…. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды - все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует Вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это Провидение или Сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем Сознанию присуща еще другая форма проявления во Вселенной и над Вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом". 

«Победа над собственными страстями, которые издавна тиранят нас и помыкают нами, славнее победы над гигантами!.. Пусть установится новый праздник – праздник Очищения Неба и Изгнания Торжествующего Зверя, олицетворяющего пороки». 

"Мудрость, которая есть вместе с тем истина и красота, - вот идеал, перед которым преклоняется истинный герой… Истина есть пища каждой истинно героической души; стремление к истине - единственное занятие, достойное героя". 

Джордано Бруно 

«Суеверия, предрассудки, предубеждения во всех веках одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познавание всегда бывало ограничено под страхом костра. Несчетны костры, пылавшие и справа и слева. Множество полезнейших научных нахождений горело на потеху толпы. Жгли Джордано Бруно, уничтожали Лавуазье, убили Сократа, продавали в рабство Платона». 

Н.К.Рерих . Свобода Познания 

«…Лицемеры замалчивают многовековые зарева кострищ Инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения. Долог список преступлений, совершенных против блага человечества. Долог список мучеников знания и света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоанн Гус и Жанна д'Арк навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели царства Дьявола в века Инквизиции!». 

12.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 

Его философские и научные труды открыли современникам и грядущим векам принципиально новую картину мироздания, где сияла Беспредельность и утверждалась Бесконечность Вселенной. Он выступал против церковных вероучений о построении мира, развивал идеи гармоничного единства Земли и Космоса, говорил об одухотворенности материи, утверждал существование многомерного пространства. 

Одной из основных идей Бруно была идея о Боге, его присутствии во всей Природе, в бесконечной Вселенной. Себя он мыслил «гражданином Вселенной, сыном Отца-Солнца и Земли-Матери». 

Главными произведениями Джордано Бруно стали его философские диалоги «Изгнание торжествующего зверя» и «О героическом энтузиазме», написанные в Лондоне(1583-1585), где ярко обозначены его космологические теории о бесконечности Вселенной и множественности миров. 

Обаяние его личности – сила духа, несгибаемое устремление к истине, дерзновенный труд и несломимая воля на всем протяжении жизни привлекало к нему сердца людей. 

9 июня 1889 года в Риме в присутствии крупнейших представителей столетия был открыт памятник Джордано Бруно на том самом месте, посреди площади Цветов, где когда-то был зажжён костер.


 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2018 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов