26 января 2018 года в библиотеке истории и культуры Петербурга состоялась пятая лекция в цикле "Идеи космизма в философии, науке и искусстве". Лекцию по теме «Платон: «…идеи управляют миром и мысль не имеет пределов» провел сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Гаврилов Михаил Юрьевич.
Платона называют родоначальником объективного идеализма в философии. Он считался учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам античной философии и объединившим их в единую систему. Он является, по существу, первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.
Имя Платона является не просто известным, а значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о нем, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении.
Елена Ивановна Рерих в своих письмах писала о Платоне: "Великий Мыслитель, философия которого уже... тысячелетия питает лучшие умы...".
Русский философ Павел Александрович Флоренский пишет так в своей работе «Общечеловеческие корни идеализма»: «…(Платон) тот, кого равно чтили и христиане, и язычники. Древние апологеты называли его “христианином до Христа”.
По античной традиции днём рождения философа считается 21 мая, праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон происходил из аристократической семьи: по преданию, род его отца Аристона восходил к Кодру, последнему афинскому царю, пожертвовавшему жизнью ради своего народа, а род матери Периктионы— к великому законодателю Солону. Имя, данное Платону при рождении было — Аристокл, с греческого буквально, «наилучшая слава».
Платон учился грамоте, музыке, живописи у известных учителей своего времени, и проявил замечательные способности. Гимнастику ему преподавал знаменитый борец Аристон из Аргоса. Считают, что этот выдающийся борец дал своему ученику Аристоклу, имя Платона за широкую грудь и мощное сложение.
Так исчез Аристокл – сын Аристона и в историю вошел Платон. Разыскивая идеальную красоту во всех видах прекрасного, он изучил последовательно живопись, музыку и поэзию. Он обладал всем, чтобы стать вторым Софоклом и поднять афинский театр, которому угрожал неизбежный упадок. Но случилось событие, изменившее всю его жизнь.
Платон встретил Сократа. Сократ дал Платону то, чего ему так не хватало - твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Свое учение Платон излагает в виде диалогов. В большинстве диалогов ведущую роль играет его учитель Сократ. Название диалогов этого периода носят имена софистов, которых разоблачает Сократ. Диалоги Платона, словно символический язык, символы которого каждый понимает по сознанию. Это напоминает спиральное изложение книг Живой Этики.
После смерти Сократа Платон совершил путешествие, которое длилось десять лет. Во время путешествия в Ближнюю Азию, Египет, он обогатил себя знанием учений известных философов того времени.
Понятие идеи является ключевым в философии Платона. Идеи, по его словам, существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижно. "Идeя" пpoтивoпocтaвляeтcя y Плaтoнa вceм чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй. Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пpexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo.
В диалогах великий мыслитель определил отношение человека к идеям, идей к миру явлений, то есть, теорию человеческого познания и действия, учение о сотворении видимого мира и об устройстве его; это охватывает все те три отдела философии, которыми занимались мыслители прежних школ: диалектику, физику и учение о нравственности.
Идея Блага занимает центральное место среди идей Платона. «От красивых образов перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни, а от красивой жизни — к абсолютной красоте», - говорил Платон.
Платон учредил в афинском пригороде, носившем название в честь древнегреческого героя Академа, философскую школу, которая стала носить название Академии. Академия просуществовала почти восемьсот лет. Обучение в академии прошли многие государственные деятели и ученые.
Странствуя и наблюдая жизнь и законы разных народов, Платон пришел к выводу, что все существующие государства управляются плохо. Все более и более Платон утверждался в мысли, что избавить человеческий род от зол могут только истинные и правильно мыслящие философы, занявшие государственные должности, или же властители государств, которые по какому-то божественному определению станут подлинными философами. В трактате «Государство» Платон излагает свои взгляды на то, каким должно быть идеальное государство. В нравственном воспитании «идеальному» государству Платон отдавал ведущую роль.
Философские идеи Платона побуждают к познанию ведущей роли мысли, Высшего мира и Космических законов. Многое из сказанного Платоном, созвучно изложенному в книгах Учения Живой Этики.
Е.П. Блаватская писала о Платоне: «Платон вобрал в себя всю ученость своего времени – греческую до Сократа, затем пифагорейскую в Италии, а затем всю, какую мог добыть из Египта и Востока. Он был настолько широко мыслящим, что вся философия Европы и Азии вошла в его доктрины. И вдобавок к культуре и мыслительным способностям, он еще обладал душою и талантом поэта. …Хотя прошло двадцать два века с четвертью со смерти Платона, – великие умы мира все еще заняты изучением его писаний. Он был в самом полном смысле этого слова мировым истолкователем. И этот величайший философ дохристианской эры, правдиво отражал в своих сочинениях духовность ведийских философов, живших тысячи лет до него самого…».