22 декабря 2017 года в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась четвёртая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в сезоне 2017-2018 гг.. Лекцию в сопровождении презентации на тему «Анаксагор. Знание непостижимого и пленительность эпохи красоты», посвященную великому философу Древней Греции, представила искусствовед М.В. Царева, сотрудник СПБ отделения Международного Центра Рерихов.
Анаксагор - величайший философ Древней Греции, математик, астроном, создатель афинской философской школы, учение которого раскрывает нам философа и мудреца как уникального мыслителя древности. Об этом свидетельствует вся жизнь и деятельность Анаксагора:
- Он первым из крупнейших мыслителей перебрался с Востока, из Малой Азии, на материковую Грецию, основав первую философскую школу в Афинах;
- Он первый из греческих философов, кто ввел понятие Высшего Разума и заявил о высокой и организующей роли мысли в Мироздании;
- Сформулированное Анаксагором определение бесконечно малой величины на многие столетия опередило свое время;
-- Идея первичного толчка, идея расширяющейся вселенной, идея зависимости импульса силы от скорости — это идеи, предугаданные Анаксагором;
- Он первый как выдающийся ученый-астроном развил представления о небесных светилах как о раскаленных телах и дал объяснение солнечным и лунным затмениям.
- И, наконец, он первый из древних философов, кто сделал философию делом всей своей жизни и не ограничивался умозрительными размышлениями, а стремился познать природу как ученый, не боясь выступать против предрассудков даже с опасностью для жизни.
«Обратимся к великому философу Анаксагору, – говорится в Живой Этике. - Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учёными. Можно видеть, насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем Он был представителем замечательного века. Он впитал утончённость мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий».
Анаксагор родился около 500 г. до н.э. в Ионии, области Малой Азии, которая взаимодействуя с Востоком, стала колыбелью греческого искусства и науки. Живя в Клазоменах, городе, расположенном недалеко от Милета, где находилась мощная философская школа, Анаксагор познакомился с сочинениями знаменитых философов Милета – Фалеса Милетского, Анаксимандра и Анаксимена. оказавших значительное влияние на формирование его мировоззрения и философских взглядов. В 20 лет он оставляет родину и отправляется странствовать, появившись в Афинах ок. 460 г. уже как сложившийся человек и философ.
Приезд Анаксагора в Афины был знаменателен и имел глубокие исторические последствия: он символизировал перенесение ионийской учености на почву Эллады. С его приезда в Афины началось мощное развитие философии в этом городе, которое дало впоследствии миру когорту блестящих мыслителей - Сократа, Платона, Аристотеля и множество их учеников.
В Афинах союз Перикла, Фидия и Анаксагора стал содружеством, которое воплотило мечты государственного деятеля, гениального скульптора и великого философа в реальность – в прекрасные формы общегосударственного устройства, архитектурных шедевров и философского образования. В культуре государства видимо осуществлялся синтез и взаимодействие Красоты, науки, религии и философии. Дух народа насыщался идеями, которые рождала философская элита города во главе с великим Анаксагором.
«Век Перикла, – говорится в Живой Этике, - остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремлений народа… При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями Перикла можно назвать и Великого Путника (Анаксагора), который впитал незабываемое очарование века знания и красоты. Такие основы утверждают самоотверженность и устремляют к подвигу».
К концу 30-х годов V в. положение Перикла в качестве главы государства пошатнулось, начались судебные преследования его и лучших его друзей - Фидия, Аспазии и Анаксагора. Анаксагор был обвинён в безбожии и изгнан из Афин. Он вернулся в Малую Азию, где основал новую философскую школу и ушел из жизни в 428 году, окружённый почётом и уважением.
«Сократа легко было отравить. Платон в рабстве, Анаксагор осужден, Перикл оклеветан, Фидий в темнице. Так распоряжался классический мир со своими великими мыслителями, творцами», - писала Е.И. Рерих.
Анаксагор был крупнейшим представителем милетской школы философии. Появившись на рубеже веков, он впитал в себя весь спектр греческой философской мысли. В результате чего в мире появилось новое Учение об устройстве Мироздания. В своей картине мира Анаксагор дал синтез всех греческих течений мысли: милетской школы с её поисками первоначала Мира, элейской школы с их учением о единстве всего истинно сущего, атомизма с его неделимыми атомами и учением Пифагора о гармонии и числах.
Новое Учение описывало практически все явления, известные на то время, с точки зрения движения и взаимодействия различных компонентов материи. В итоге возникла цельная и глубоко продуманная система космообразования, охватывающая и общие положения о структуре первоматерии, и величественную концепцию возникновения и развития Мироздания в целом. О популярности сочинения Анаксагора в конце V в. свидетельствует Платон, описывая, что незнание его считалось в то время признаком невежества. Из этого труда до нас дошло около двадцати очень небольших фрагментов.
Учение Анаксагора описывает субстанцию, из которой строится Космос - первозданную Космическую Материю, которая находится в пространстве в сильно разреженном состоянии, т.е. состояние Хаоса. И впервые в философии вводит понятие «Устанавливающего и Управляющего» этим процессом Космического Разума – Ноуса, как называл его философ. Е.П. Блаватская определяет Ноус как совокупность «Божественных Разумов», «Строителей видимого Космоса», а Е.И. Рерих пишет: «Космический Разум есть Иерархия Света. Причем Венец этой Иерархии состоит из…так называемых Планетарных Духов, Создателей Миров».
Таким образом, в учении Анаксагора есть то, что ускользает от научных теорий нашего времени. Это - явление мысли. Это и есть то главное, что наука о Космосе должна включить в круг своих изысканий. В современных научных представлениях о Мироздании нет и речи об Одухотворенном Космосе и Космическом Разуме Иерархии Света.
Первичное состояние мира философ описывал как разнородную смесь субстанций из бесконечно малых частиц (т.е. атомов), число которых беспредельно, которые не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда и в одном и том же количестве, обладают способностью к безграничному делению и взаимодействуют между собой. Согласно Анаксагору, каждая частица, подобно целому, т. е. Вселенной, заключает в себе всё. «Как океан заключен в капле, так и Вселенная - в атоме, и весь Космос отражен в нем», - говорится в Живой Этике.
Материя, которая подвластна Разуму, одухотворена, учил Анаксагор. Нет духа без материи и нет материи без духа. Одухотворён и человек, дух которого по Анаксагору, бессмертен, как и Разум.
К творчеству Космического Разума, утверждал Анаксагор, относится и существование духовных «прототипов творений», мыслеобразов, находящихся «в беспредельном эфире, где они зарождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли».
Философ учил о возможности образования множественности миров и что не может быть процесса космообразования, который не привел бы к появлению человечества и других живых существ, «имеющих душу». Этот переход от плана космического к плану человеческому поразителен, ни у какого другого мыслителя той эпохи мы не находим ничего подобного.
Е.П. Блаватская утверждала, что великий мыслитель также был очень ученым астрономом и одним из первых обнародовал то, чему Пифагор учил тайно, т.е. движение планет, затмения солнца и луны.
Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, он учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша земля, и что солнце есть пылающая масса; что луна - темное, необитаемое тело, получающее свой свет от солнца; кометы - блуждающие звезды или тела. В наше время в память о философе один из кратеров на Луне назван именем Анаксагора.
Учение Анаксагора 2500-летней давности не только не устарело, но требует глубокого анализа и проникновения в его сущность. Необходимы новые подходы к его положениям с позиций философии космической реальности – Учения Живой Этики. Для этого сегодня есть все предпосылки – новейшие открытия в науке, а также то, что оно занимает умы современных ученых и философов ничуть не меньше, чем в древности. Учение великого философа утверждает присутствие в Мироздании высшей созидающей Силы - Космического Разума и высокое предназначение Мысли, что утверждает и Учение Живой Этики.
«Утверждаю, что можно дать самую блестящую характеристику Его деятельности, - говорится в книге «Надземное», - но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда в тайне сердца Он предчувствовал будущий подвиг. Многие Великие Учителя соединяли Учение с будущим Своим Путём. Так можно усмотреть целое ожерелье драгоценных жизней».