Новости отделения

22.12.2017

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Четвертая лекция: «Анаксагор. Знание непостижимого и пленительность эпохи красоты»


Фоторепортаж

22 декабря 2017 года в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась четвёртая  лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в сезоне 2017-2018 гг.. Лекцию в сопровождении презентации на тему «Анаксагор. Знание непостижимого и пленительность эпохи красоты», посвященную великому философу Древней Греции,  представила искусствовед  М.В. Царева, сотрудник СПБ отделения Международного Центра Рерихов.
Анаксагор -  величайший  философ Древней Греции, математик, астроном, создатель афинской философской школы, учение которого раскрывает нам философа  и мудреца как уникального  мыслителя древности. Об этом свидетельствует  вся  жизнь и деятельность Анаксагора:
 - Он первым из крупнейших мыслителей перебрался с Востока, из Малой Азии, на материковую Грецию, основав первую философскую школу в Афинах;
 -  Он первый из греческих  философов, кто ввел понятие Высшего Разума и  заявил о высокой и организующей роли  мысли в Мироздании;
 - Сформулированное Анаксагором определение бесконечно малой величины на многие столетия опередило свое время;
 -- Идея первичного толчка, идея расширяющейся вселенной, идея зависимости импульса силы от скорости — это идеи, предугаданные Анаксагором;
 - Он первый  как выдающийся ученый-астроном развил представления о небесных светилах как о раскаленных телах и дал объяснение солнечным и лунным затмениям.
 - И, наконец, он первый из древних философов, кто  сделал философию делом всей своей жизни и не ограничивался умозрительными размышлениями, а стремился познать природу как ученый, не боясь выступать против предрассудков даже с опасностью для жизни.

«Обратимся к великому философу Анаксагору, – говорится в Живой Этике. -  Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учёными. Можно видеть, насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем Он был представителем замечательного века. Он впитал утончённость мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий».

Анаксагор родился около 500 г. до н.э. в Ионии, области Малой Азии, которая взаимодействуя с Востоком, стала колыбелью греческого искусства и науки. Живя в Клазоменах, городе, расположенном недалеко от Милета, где находилась мощная философская школа, Анаксагор познакомился с сочинениями знаменитых философов Милета – Фалеса Милетского,  Анаксимандра и Анаксимена. оказавших значительное влияние на формирование его мировоззрения и философских взглядов.  В 20 лет он оставляет родину и отправляется странствовать, появившись в Афинах ок. 460 г. уже как сложившийся человек и философ.
Приезд Анаксагора в Афины был знаменателен и имел глубокие исторические последствия: он символизировал перенесение ионийской учености на почву Эллады. С его приезда в Афины началось мощное развитие философии в этом городе, которое дало впоследствии миру когорту  блестящих мыслителей  -  Сократа, Платона, Аристотеля и множество их учеников.

В Афинах  союз Перикла, Фидия и Анаксагора стал содружеством,  которое воплотило  мечты государственного деятеля, гениального скульптора и великого философа в реальность – в прекрасные формы  общегосударственного устройства, архитектурных шедевров и  философского образования. В культуре государства видимо осуществлялся синтез и взаимодействие Красоты, науки, религии и философии. Дух народа насыщался идеями, которые рождала философская элита города во главе с великим Анаксагором.

«Век Перикла,  – говорится в Живой Этике, -   остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремлений народа… При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями Перикла можно назвать и Великого Путника (Анаксагора), который впитал незабываемое очарование века знания и красоты. Такие основы  утверждают самоотверженность и устремляют к подвигу».

К концу 30-х годов V в. положение Перикла в качестве главы государства пошатнулось, начались судебные преследования его и лучших его друзей  -  Фидия, Аспазии и Анаксагора. Анаксагор был обвинён  в безбожии и изгнан из Афин. Он вернулся в Малую Азию, где  основал новую философскую школу и ушел из жизни в  428 году,  окружённый почётом и уважением.

«Сократа легко было отравить. Платон в рабстве, Анаксагор осужден, Перикл оклеветан, Фидий в темнице. Так распоряжался классический мир со своими великими мыслителями, творцами», - писала Е.И. Рерих.

Анаксагор был крупнейшим  представителем милетской школы философии. Появившись на рубеже веков, он впитал в себя весь спектр греческой философской мысли. В результате чего в мире появилось новое Учение об устройстве Мироздания. В своей картине мира Анаксагор дал синтез всех греческих течений мысли: милетской школы с её поисками первоначала Мира,  элейской школы с их учением о единстве всего истинно сущего,  атомизма с его неделимыми атомами и учением Пифагора о гармонии и числах.  

Новое Учение  описывало практически все явления, известные на то время, с точки зрения движения и взаимодействия различных компонентов материи. В итоге возникла цельная и глубоко продуманная система космообразования, охватывающая и общие положения о структуре первоматерии, и величественную концепцию возникновения и развития Мироздания в целом. О популярности сочинения Анаксагора в конце V в. свидетельствует Платон,  описывая, что незнание его  считалось в то время признаком невежества. Из  этого труда до нас дошло около двадцати  очень небольших фрагментов.

Учение Анаксагора описывает субстанцию, из которой строится Космос - первозданную Космическую Материю, которая находится в пространстве в сильно разреженном состоянии, т.е. состояние Хаоса.  И  впервые в философии вводит понятие «Устанавливающего и Управляющего» этим процессом Космического Разума – Ноуса, как называл его философ. Е.П. Блаватская определяет Ноус как совокупность «Божественных Разумов», «Строителей видимого Космоса», а Е.И. Рерих пишет:  «Космический Разум есть Иерархия Света. Причем Венец этой Иерархии состоит из…так называемых Планетарных Духов, Создателей Миров».

Таким образом, в учении Анаксагора  есть то, что ускользает от научных теорий нашего времени. Это - явление мысли. Это и есть то главное, что наука о Космосе должна включить в круг своих изысканий.  В современных научных представлениях  о Мироздании нет и речи об Одухотворенном Космосе и  Космическом Разуме Иерархии Света.

Первичное состояние мира философ описывал как разнородную смесь субстанций  из бесконечно малых частиц (т.е. атомов), число которых  беспредельно, которые не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда и в одном и том же количестве,  обладают способностью к безграничному делению и взаимодействуют между собой.  Согласно Анаксагору, каждая частица, подобно целому, т. е. Вселенной, заключает в себе всё. «Как океан заключен в капле, так и Вселенная  - в атоме, и весь Космос отражен в нем», - говорится в Живой Этике.

Материя, которая подвластна Разуму, одухотворена, учил Анаксагор. Нет духа без материи и нет материи без духа.   Одухотворён и человек, дух которого по Анаксагору,  бессмертен, как и Разум.  
 К творчеству Космического Разума, утверждал Анаксагор,  относится и существование духовных «прототипов творений», мыслеобразов, находящихся «в беспредельном эфире, где они зарождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли».

Философ учил  о возможности образования  множественности миров и что не может быть процесса космообразования, который не привел бы к появлению человечества и других живых существ, «имеющих душу». Этот переход от плана космического к плану человеческому поразителен, ни у какого другого мыслителя той эпохи мы не находим ничего подобного.

Е.П. Блаватская  утверждала, что великий мыслитель также был очень ученым астрономом и одним из первых обнародовал то, чему Пифагор учил тайно, т.е. движение планет, затмения солнца и луны.

Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, он учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша земля, и что солнце есть пылающая масса; что луна - темное, необитаемое тело, получающее свой свет от солнца; кометы - блуждающие звезды или тела. В наше время  в память о философе один из кратеров на Луне назван именем Анаксагора.

Учение  Анаксагора 2500-летней давности не только не устарело, но требует глубокого анализа и проникновения в его сущность. Необходимы новые подходы к его положениям с позиций философии космической реальности – Учения Живой Этики. Для этого сегодня есть все предпосылки – новейшие открытия в науке, а также то, что  оно занимает умы современных ученых и философов ничуть не меньше, чем в древности. Учение великого философа утверждает присутствие в Мироздании высшей созидающей Силы - Космического Разума и высокое предназначение Мысли, что утверждает и Учение Живой Этики.

«Утверждаю, что можно дать самую блестящую характеристику Его деятельности,  - говорится в книге «Надземное»,  - но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда в тайне сердца Он предчувствовал будущий подвиг. Многие Великие Учителя соединяли Учение с будущим Своим Путём. Так можно усмотреть целое ожерелье драгоценных жизней».                                                            

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2018 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов