Владислав Соколов, к.ф.н., культуролог
В научном журнале Горно-Алтайского государственного университета «Мир Евразии» (№ 2 (37), апрель-июнь, 2017 г.) опубликована работа крупнейшего российского историка и философа, академика Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, бессменного генерального директора Музея имени Н.К.Рериха (г. Москва) Людмилы Васильевны Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания».
Данная работа в обширном научно-философском наследии Л.В.Шапошниковой является одной из тех, которую можно назвать программной. Раскрытые в ней многие понятия и явления обретают силу действенного обновления современного научного знания, что даёт правильные ориентиры для его дальнейшего развития. В частности, это касается такого важнейшего явления российской исторической действительности, как космическое мышление, или космизм, а также новой системы познания, которая формировалась в русле данного мышления. Новая система познания представлена синтезом эмпирического научного и метанаучного (познание человеком окружающего через свой внутренний мир) способов познания. Тенденция к такому синтезу возникла в пространстве научно-философской мысли конца XIX – начала XX века, когда начал складываться новый вид мышления, определённый Л.В.Шапошниковой как космический.
Следует подчеркнуть, что синтез эмпирического научного и метанаучного познания проявился в ряде трудов выдающихся философов и учёных-космистов рубежа XIX–XX веков: В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, А.Эйнштейна, Н.Бора, П.Тейяра де Шардена и др. Особо следует отметить, что данный синтез, иными словами, новая система познания, ярко представлена в научно-философском наследии таких русских учёных и мыслителей, как Е.И.Рерих и Н.К.Рерих и, в частности, в многотомном труде, известном под названием Живая Этика. Эта философия космической реальности, как теперь именуют учёные Живую Этику, не случайно возникла в пространстве России в первой половине XX века, с её научным «взрывом» и удивительными прозрениями философов и деятелей искусства. То был единый процесс, протекавший в русле духовной революции, которая (в отличие от социальной революции, занимавшейся внешней стороной жизни человека: классовой борьбой и передачей власти к угнетённым слоям общества, проблемами их экономического благосостояния и т.д.) имела отношение к внутренним, духовным, процессам, происходящим в человеке. Иными словами, философия Живой Этики не была отделена от тех происходивших в России событий, которые носили эволюционный характер. «В Живой Этике, – отмечает Л.В.Шапошникова, – мы находим созвучие идеям русских учёных, философов, художников, музыкантов и поэтов, которые творили в пространстве российской Духовной революции, где шёл эволюционный процесс созидания новой системы космического мышления» (Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Мир Евразии. – 2017. – № 2. – С. 42). Не учитывать всё это при анализе культурно-исторической роли Живой Этики нельзя; в результате это приведёт лишь к полному непониманию особой роли и самого явления этой философии в истории России.
Итак, в данной программной работе Л.В.Шапошниковой обосновывается существование двух главных направлений, или способов, познания – эмпирического научного и метанаучного, раскрываются их принципиальные особенности и взаимоотношение, а также эволюционный смысл синтеза этих способов познания. Впервые в науке выдвинута концепция культурно-исторических видов мышления (мифологическое, религиозное, научное, космическое мышление), каждый из которых имел в прошлом или имеет сейчас свои особенности, свою культуру, свою эпоху. Особый акцент в работе поставлен на зарождении и становлении четвёртого вида мышления – космического, на том большом вкладе, который был внесён в этот процесс выдающимися учёными-космистами и философами Серебряного века русской культуры. Обосновывается важнейшее место в формировании космического мышления Живой Этики – философии космической реальности, которая, как уже было сказано, содержит в себе новую систему познания. Впервые выявлены методологические положения Живой Этики, предоставляющие возможность понять те подходы к космической эволюции человечества, которые становятся неотъемлемой частью концепции нового мышления. Не случайно в самой Живой Этике отводится столь важное место качественному изменению мышления, что явится основой лучшего будущего, перемены всей жизни, которая будет строиться на основах культуры и постоянного расширения знания. Работа такого крупного отечественного мыслителя, создателя целой научной школы, как Л.В.Шапошникова будет полезна работникам науки и образования, аспирантам и студентам, широкому кругу читателей, всем, кто открыт к освоению новых горизонтов знания, к осмыслению основ того нового мировоззрения, в формировании которого приняли участие выдающиеся учёные, представляющие гордость российской и мировой науки.
Хотелось бы выразить сердечную благодарность Главному редактору журнала «Мир Евразии», доктору исторических наук, профессору, академику РАГН, ПАНИ Н.С.Модорову (г. Горно-Алтайск) за размещение программной работы Л.В.Шапошниковой в столь уважаемом научном издании, а также выразить особую признательность руководителю МОО «Центр Культуры “Беловодье”» (п. Усть-Кокса) С.С.Овсянниковой за содействие в осуществлении данной публикации.
См. также на сайте Международного Центра Рерихов