В конце ноября 2017 года в Санкт-Петербурге в Российском географическом обществе состоялась Всероссийская междисциплинарная конференция «Российские гималайские исследования: вчера, сегодня, завтра». Это первая конференция, которая собрала специалистов в разных областях естественных, гуманитарных и социальных наук, объединенных профессиональным интересом к высочайшей горной системе мира. Организаторы – Центр гималайских научных исследований Санкт-Петербургского Союза ученых, прежде всего, его руководитель кандидат биологических наук Л.Я. Боркин – предполагали собрать и собрали как полевых исследователей, проникавших в затаенные горные долины или покорявших вершины, так и ученых, работающих с гималайскими коллекциями и первоисточниками в музеях, архивах и библиотеках, научных экспертов, готовящих аналитические обзоры и т.д.
Конференция заключала в себе несколько тематических блоков.
Первый, исторический, был посвящен вкладу российских исследователей и путешественников в изучение Гималаев в период Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. В докладах рассматривались путешествия и исследования Н.М.Пржевальского и других ученых, в том числе капитана Генерального штаба В.Ф. Новицкого.
Завершился исторический цикл докладом доктора философских наук О.А. Лавреновой об Институте гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами, который работал в Кулу в начале 1930‑х годов. Передовой для того времени комплексный исследовательский подход стал визитной карточкой этого широкого междисциплинарного проекта. Разработки Института «Урусвати», как и многих ученых первой половины ХХ века, прерванные Второй мировой войной, шли в русле новой, одухотворенной науки, которая не отвергала духовный мир человека, но вовлекала его в круг своего пристального внимания, тем самым научно обосновывая моральные законы, обнаруживая неразрывную взаимосвязь человека и Космоса. Основной особенностью Института была его концептуальная основа – философское учение Живой Этики, где были даны знания «о космической эволюции человечества, ее особенностях, причинах и роли человека в ее сложных процессах» [1], и новая методология познания, базирующаяся на представлении о Мироздании как о грандиозной энергетической системе, «в которой происходит интенсивный энергоинформационный обмен между составляющими ее структурами различных состояний и измерений материи» [2].
| |
| Л.Я. Боркин |
Имя Рерихов, чьи экспедиции охватили практически всю Центральную Азию, не раз звучало в разных докладах. В том числе в докладе о Западно-Гималайском проекте Санкт-Петербургского Союза ученых. Л.Я. Боркин, А.В. Андреев, Б.К. Ганнибал, С.Н. Литвинчук, В.В. Скворцов и Д.В. Скоринов рассказ о современных исследованиях начали с обзора рериховских экспедиций в этом регионе. Сам проект представляется чрезвычайно масштабным, в гималайский регион ученые выезжают с 2010 года, в каждой экспедиции участвуют ученые нескольких специальностей – зоологи, ботаники, гидрологи. Изучалась палеарктическая флора и фауна, было выявлено несколько новых для Индии видов растений, сделаны интересные наблюдения об эволюции видов, в частности, обнаружено несколько популяций зеленых жаб, обладающих тремя наборами хромосом у самцов и самок. Видов с такими генетическими свойствами всего два на планете. По результатам исследований опубликовано много статей и готовится к печати сборник.
Два других блока – естественнонаучный и гуманитарный востоковедческий.
Естествоведческие доклады включали в себя географию, геологию, ботанику, зоологию, гидробиологию, физиологию. Ученые, проводившие исследования в Гималайском регионе, рассказывали об особенностях палеарктической флоры и фауны, особенностях высотной поясности, геологическом строении этой гигантской горной цепи.
География была представлена докладом двух докторов географических наук –заведующей кафедрой Оренбургского государственного университета. Т.И. Герасименко и классика теоретической географии Б.Б. Родомана. Они представили сообщение «Глобализация и традиции: грани взаимодействия» о заповедных областях Непала и Бутана, куда до сих пор весьма сложно попасть европейцу. Глобализация в подобных закрытых регионах, не имеющих «иммунитета» к проникновению иноземных влияний, несет в себе больше вреда, чем пользы. Включение подобной уникальной территории в туристическую индустрию влечет за собой разрушение уникальной специфики, увеличивает антропогенную нагрузку, и выходом может быть только создание системы особо охраняемых природных и культурных территорий.
Востоковедческие доклады включали в себя исследования рукописей и произведений искусства в российских коллекциях, в частности, сотрудник Государственного Эрмитажа кандидат исторических наук Ю.И. Елихина рассказала о коллекции непальской скульптуры в собраниях этого музея.
Были также доклады, основанные на полевых исследованиях и наблюдениях, в частности, о традиции неварского буддизма, о традиционных видах непальского музыкального искусства, об особенностях и парадоксах змеиного культа большой долины Катманду и др.
Интересным примером живого междисциплинарного сотрудничества стал доклад московских филологов Е.В. Шуванникоковой, А.С. Крыловой, Ю.В. Мазуровой и Е.В. Рековской «Лингвистические экспедиции в индийские Гималаи», в котором авторы показали основные этапы проекта Института языкознания РАН по изучению малых индо-арийских языков Северной Индии. В качестве отправной точки исследователями был выбран язык куллуи, на котором говорят в округе Куллу, по результатам нескольких экспедиций была предпринята попытка составления словаря. Были представлены примеры слов на языке куллуи, обозначающие некоторые растения, их плоды. Русского аналога не было подобрано, так как филологи не могли идентифицировать эти растения. Доклад привлек внимание ботаников, которые в ходе дальнейших обсуждений по фотографиям помогли распознать и назвать указанные виды.
Завершилась конференция демонстрацией двух фильмов – «Юрий Рерих. Старший сын» (режиссер – Л.В. Тележко) и «Легенды индийских Гималаев» (режиссер Е.В. Круглова). Первая лента обратила внимание собравшихся к истории гималайских исследований и их возрождении Рерихом в советской России в эпоху хрущевской оттепели. Второй фильм – лирические зарисовки о природе и культуре гималайских высокогорий – позволил окунуться в трудновыразимую атмосферу ландшафтов камня и льда, легенд и суровой реальности.
В заключение были обсуждены перспективы будущих исследований в Гималаях, включая подготовку и проведение комплексных научных экспедиций и организацию второй конференции по заявленной проблематике.
______________________________
[1] Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М., 2005. С.26.
[2] Там же. С. 27.
См. также на сайте Международного Центра Рерихов