1 ноября 2017 года сотрудники Международного Центра Рерихов приняли участие в международной научной конференции «Реставрация и атрибуция наследия семьи Рерихов». Конференция прошла в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
На конференции были рассмотрены вопросы, затрагивающие проблемы реставрации художественного наследия семьи Рерихов, новые открытия в атрибуции произведений при реставрации, а также новые методы и техники в реставрации произведений Рерихов.
Основная часть докладов была подготовлена представителями ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Два из трех докладов были посвящены реставрации, а также комплексным оптико-физическим и технико-технологическим исследованиям картины С.Н. Рериха «Портрет Н.К. Рериха» из фондов МЦР.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась О.С. Темерина, заместитель генерального директора по научной, методической и выставочной работе ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, которая отметила актуальность выбранной темы конференции, поскольку назрела необходимость систематизации накопленных знаний по вопросам атрибуции, условий хранения, методики консервации и реставрации произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха.
|
|
Д.Ю. Ревякин
|
|
Конференцию открыл доклад сотрудника МЦР Д.Ю. Ревякина. В своем выступлении он рассказал об истории создания и бытования последнего прижизненного портрета Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха (1944‑1947), выполненного в смешанной технике на холсте размером 184 х 123 см.
Произведение создано художником ориентировочно во второй половине 1940‑х гг., в высокогорной долине Кулу, расположенной на севере Индии в Западных Гималаях, где Святослав Николаевич имел художественную мастерскую и куда часто приезжал к родителям со своей супругой Д. Рани. Картина выполнена на холсте в смешанной технике, с использованием темперы и масла. Скорее всего, использовалась краска известной французской фирмы «Лефранк» – основного поставщика для художественной мастерской семьи Рерихов. Эту фирму Рерихи высоко ценили за превосходное качество пигментов и богатство тонов. Поставками «Лефранка» С.Н. Рерих пользовался всю жизнь.
Необходимо отметить, что после смерти Н.К. Рериха оставшиеся члены семьи уезжают из своего гималайского имения в надежде вернуться на родину. С.Н. Рерих, скорее всего, именно в этот период вывозит полотно из Кулу в свое имение «Татагуни» близ г. Бангалора. По-видимому, этот переезд не прошел для полотна бесследно. Возможно, также сказался влажный климат юга Индии. В результате, после значительных механических повреждений художник снял холст с подрамника и оставил картину в таком состоянии среди других «испорченных» по его мнению произведений в подсобном помещении своей мастерской. Благодаря инициативе и настойчивости Людмилы Васильевны Шапошниковой, которой Святослав Николаевич доверил разбор и упаковку наследия Рерихов к вывозу на родину в 1990 году, эта картина в числе других таких же поврежденных работ вернулась в Россию и поступила в общественный Музей имени Н.К. Рериха. Эскизы к этой картине находятся в Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке и Государственном музее Востока (ГМВ).
| |
С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова
| |
Первоначально к реставрации сильно пострадавших картин С.Н. Рериха была привлечена Галина Захаровна Быкова, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Ей удалось вернуть зрителю большую часть этих полотен, которые заняли свое место в постоянной экспозиции музея. Долгой и кропотливой стала масштабная реставрация портрета Е.И. Рерих (1937 г.), кисти С.Н. Рериха, которую блестяще провела Маргарита Николаевна Алексеева. И, наконец, очередь дошла и до последнего поврежденного полотна из мастерской художника – неизвестного ранее портрета Н.К. Рериха, за которую взялась и успешно проводила на протяжении ряда лет реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря Надежда Дмитриевна Вихрова.
Необходимость в подробном освещении данной темы была обусловлена тем, что реставраторы и специалисты ВХНРЦ по заданию МЦР уже более пяти лет, с 2012 года, проводили сложную работу по реставрации данного полотна, сильно пострадавшего в результате механических повреждений. Состояние сохранности картины до реставрации было таково, что ее можно было хранить только в горизонтальном положении.
Именно благодаря этой работе удалось стабилизировать состояние сохранности этого шедевра и дать ему новую жизнь. С 2013 года реставрация велась исключительно на народные пожертвования. К сожалению, процесс реставрации полотна был прерван после силового захвата Музеем Востока общественного Музея имени Н.К. Рериха.
|
|
|
Н.Д. Вихрова
|
О реставрации портрета Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха подробно рассказала Н.Д. Вихрова. Она отметила, что в 2012‑2013 гг. после проведения комплексных исследований была выработана программа консервационно-реставрационных работ и определена последовательность проведения реставрации с учетом минимального вмешательства и использованием материалов, однородных авторским.
С 2015 года удалось продвинуться в работе по консервации портрета: укрепить аварийные участи красочного слоя. разработать методику укрепления красочного слоя при смешанной технике. завершить укрепления ветхих участков основы, состыковать разрывы холста на кромках.
На сегодняшний день Н.Д. Вихровой при участии реставратора Башкирского художественного музея Э.В. Фаридоновой и реставратора МЦР Э.С. Прокофьевой (Галиной) выполнена сложная работа по укреплению и стабилизации ветхого холста картины. Разработана и успешно реализована методика поэтапного укрепления красочного слоя и грунта при смешанной технике.
Надежда Дмитриевна в своем выступлении отдельно поблагодарила коллег из МЦР и своих коллег из лаборатории физико-химических исследований ВХНРЦ И.В. Бурцеву, В.И. Барсукову, А.Я. Мазину, Е.А. Хайбуллину, Г.Н. Горохову, рентгенолога Н.Ю. Устинова, исследования которых позволили выработать правильную методику реставрационных работ. В частности, удалось изучить стратиграфию живописного слоя на различных участках, состав холста, красок и связующего, определить авторские изменения в композиции, а также выяснить, что холст ранее использовался для другой картины, которую художник не посчитал нужным сохранить.
Реставратор отдельно отметила уникальные особенности живописной техники С.Н. Рериха и призвала коллег не спешить определять его технику исключительно «на глаз», поскольку возможны ошибочные выводы. Содержащая большие знания в химии, физике, технологии живописи и технологии эфиромасличного производства, живопись С.Н. Рериха, как и Н.К. Рериха, является довольно сложной и требует более тщательного научного изучения. По мнению Н.Д. Вихровой, портрет, который она, безусловно, считает последним прижизненным изображением Н.К. Рериха, создан в смешанной технике с использованием темперы и масла.
|
|
|
И.В. Бурцева
|
Теме комплексных оптико-физических и технико-технологических исследований было посвящено выступление И.В. Бурцевой, подробно осветившей методы исследования портрета Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха. Исследованию подверглись сам холст и пробы красочного слоя из нескольких мест полотна.
О.С. Темерина рассказала о реставрации специалистами ВХНРЦ сильно пострадавшего в результате действия грабителей полотна Н.К. Рериха «Весть Шамбалы», из бывшей квартиры Ю.Н. Рериха на Ленинском проспекте. Полотно было варварски срезано с авторского подрамника, а затем кустарно и крайне непрофессионально укреплено по кромкам. В итоге это привело к короблению холста. Отметим, что после реставрации эта картина была передана на временное хранение в МЦР и несколько лет украшала зал Ю.Н. Рериха общественного Музея Н.К. Рериха в Москве.
Также О.С. Темерина рассказала о проблемах, связанных с неумелой реставрацией полотен Н.К. Рериха зарубежными коллегами, которые безнадежно портят живописный слой и авторский замысел картин мастера. Так, специалистам ВХНРЦ неоднократно приходилось сталкиваться с покрытием синтетическими лаками темперной живописи Н.К. Рериха на картинах «Храм [Белый монастырь]» (1920), «Последний король» («Пустой трон», 1920) и др. полотнах.
О.С. Темерина отметила, что настал момент, когда разрозненные сведения о реставрации и атрибуции картин семьи Рерихов необходимо свести в единую методику.
Реставратор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов рассказала о работе с «Пермским иконостасом», выполненным Н.К. Рерихом для церкви иконы Казанской Божией Матери в Перми в 1907 году.
|
|
Ю.С. Березин
|
|
Ю.С. Березин, заведующий реставрационными мастерскими Государственного музея Востока, поделился своим многолетним опытом реставрации живописи семьи Рерихов на примере картин «Огни победы», «Книга голубиная», «Твердыня Тибета», «Гора Колокола», а также портрета Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха. Юрий Сергеевич известен сотрудникам МЦР благодаря реставрации мемориальных танок из собрания семьи Рерихов, принадлежащих Международному Центру Рерихов. В частности им была отреставрирована уникальная танка Белой Тары Ситатапатры, относящейся к 15 веку, которая ранее принадлежала Е.И. Рерих и до разгрома экспозиции общественного музея находилась в зале Живой Этики.
Не обошлось и без курьезов. Сотрудница МЦР Любовь Хоменок задала представителю ГМВ Т.К. Мкртычеву вопрос о том, когда будет возобновлена реставрация портрета Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха, которая была приостановлена в результате силового захвата и последующего разгрома общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Выяснилось, что реставратор Н.Д. Вихрова до сих пор не может получить свои личные вещи и инструменты, находившиеся на момент захвата в помещении отдела изобразительного фонда МЦР. Т.К. Мкртычев заверил, что вещи будут возвращены, а реставрация портрета продолжится. Учитывая, что должностные лица ГМВ не считают нужным выполнять свои обещания, вынуждены усомниться в реальности возобновления реставрации этой картины, прерванной в конце апреля сего года.
Также представителями МЦР была высказано предложение о необходимости публикации брошюры, посвященной материалам первой конференции по проблемам реставрации и атрибуции живописи семьи Рерихов. Эта идея была одобрена О.С. Темериной и другими участниками.
В качестве гостей в конференции приняли участие Н.С. Кошкина, И.Е. Ломидзе, Н.Н. Черкашина и др. участники. После завершения работы конференции сотрудники МЦР ознакомились с работой реставраторов масляной живописи и графики ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, осуществляемой под руководством заведующей отделом консервации и реставрации Н.С. Кошкиной, посвятившей свою жизнь сохранению культурного наследия России и спасшей значительное количество выдающихся произведений живописи.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов