9-10 октября 2017 года в Москве состоялась международная научно-общественная конференция «Мы любовью Родины богаты» (к 115-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха).
Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.
Соорганизаторы – Институт истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова РАН, Российская академия естественных наук, Российское философское общество, Центральный дом ученых РАН, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Информационная поддержка – журнал «Культура и время»; интернет-портал «Музеи России»; газеты «Содружество», «Наша версия»; Межрегиональный информационно-аналитический центр; российский интернет-сервис «Научный корреспондент».
В адрес конференции поступило 48 приветствий от деятелей науки и культуры, государственных учреждений, общественных организаций (в том числе рериховских обществ) ближнего и дальнего зарубежья, в их числе Институт истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова РАН, Российская академия естественных наук (РАЕН), Российское философское общество (РФО), Центр восточных языков и культур Софийского университета (Болгария) и др.
В работе конференции приняли участие 290 делегатов из 17 стран: Австрии, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Германии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, России, Украины, Узбекистана, Финляндии, Эстонии. Среди участников – 1 академик, 7 докторов наук, 22 кандидата наук, 6 аспирантов и соискателей кандидатской степени, 2 магистра искусств.
9 октября 2017 г.
Музыкальным вступлением к открытию конференции стал отрывок из Второго концерта С.В.Рахманинова для фортепиано с оркестром, музыка, передающая глубокие переживания композитора о России и ее судьбе. В приветствии Ю.Х.Темирканова, президента Международного Центра Рерихов, художественного руководителя и главного дирижёра Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии, было отмечено, что прошло уже четверть века, как в 1992 году состоялась первая общественно-научная конференция МЦР, посвященная 90-летию Ю.Н.Рериха, и сейчас, в столь тяжелое для нашей организации время важно продолжать начавшуюся научную деятельность.
|
|
И.И.Засурский
|
|
С приветственным словом к собравшимся обратился И.И.Засурский, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова. И.И.Засурский напомнил, что он был свидетелем захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха 28 апреля этого года. Он выразил мысль, что сейчас в мире идет противостояние цивилизации и варварства и в такой обстановке возрастает востребованность наследия Рерихов, особенно актуален Пакт Рериха, который защищает культурные ценности. Наша страна не подписала Пакт в 1935 году (когда его подписывали другие страны), и если бы он был подписан, то не было бы захвата Музея Рериха непонятными структурами. И.И.Засурский выразил надежду на благополучное разрешение истории с общественным Музеем имени Н.К.Рериха. В сложившейся ситуации важно воспользоваться теми возможностями, которые дают новые технологии, например, создать цифровой музей Рериха, который был бы доступен всем ценителям творчества художника и мыслителя.
| |
|
А.А.Золотов
|
К участникам конференции обратился А.А.Золотов, доктор искусствоведения, вице-президент Российской Академии художеств, который поприветствовал собравшихся от лица президента Академии художеств З.К.Церетели. Он отметил, что Рерихи в своей деятельности являли синтез науки и искусства и Ю.Н.Рерих представлял науку, в которую внес элементы художественности. Присутствие художественности в научных трудах – особый талант. А.А.Золотов рассказал о своих встречах с С.Н.Рерихом, отметив, что он был замечательным собеседником и его интересовал, прежде всего, сам человек, а не какая-то польза, которую можно было получить от него. Святослав Николаевич умел вдохновить собеседника на новое душевное движение, поднять его в собственных глазах – это запомнилось. С Ю.Н.Рерихом А.А.Золотов не был знаком, но отдавая дань памяти своим друзьям, которые покоятся на Новодевичьем кладбище, он посещает и место погребения Ю.Н.Рериха. Много событий происходило в большом зале Центрального дома ученых РАН: выступал С.Т.Рихтер, многие артисты, были общие собрания Российской академии наук и др. Стоит надеяться, что в таком историческом и культурном пространстве будут рождаться глубокие и светлые мысли.
Приветствия в адрес конференции направили руководители музеев, культурно-просветительских и научных государственных и общественных организаций.
На конференции было прочитано 26 докладов, в основном общеисторического, историко-культурологического, философского, искусствоведческого, историко-филологического характера.
|
|
А.В.Стеценко
|
|
С обстоятельным докладом «Преднамеренное разрушение Министерством культуры общественного Музея имени Н.К. Рериха − удар по России» выступил вице-президент Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко. Наследие семьи Рерихов уникально, поскольку все пронизано идеями философии Живой Этики, появившейся в культурном пространстве планеты в 1920-е годы. Живая Этика начинается словами «В Новую Россию Моя первая весть». Знания, которые сосредоточены в Живой Этике, связаны со сложным процессом эволюции космоса и человека и предназначались в первую очередь России. В 1926 году Рерихи, находясь еще в экспедиции по Центральной Азии, привезли в Россию дары и Послание от Учителей Востока. Рерихов приняли на высоком уровне, но не поняли суть их даров, они оказались в архивах. Огромную часть наследия семьи привез в СССР в 1957 году Ю.Н.Рерих, но квартира, в которой он жил, после его смерти была разграблена. Следующую попытку приобщить Россию к идеям Рерихов предпринял С.Н.Рерих в 1989 году. Усилиями общественности и Л.В.Шапошниковой был создан общественный Музей имени Н.К.Рериха, который отреставрировал усадьбу Лопухиных, провел более 600 передвижных выставок и др. В настоящее время министр культуры РФ В.Р.Мединский осуществляет преднамеренное разрушение Музея под прикрытием силовых структур. Минкульт после захвата Музея боится, что захваченное не удастся удержать, ведь все права на эту часть наследия Рерихов − у МЦР. Цель Минкульта состоит не в том, чтобы выполнить волю С.Н.Рериха и сохранить наследие, поскольку чиновниками было отвергнуто предложение по сотрудничеству нашего общественного Музея и Государственного музея Востока на территории усадьбы Лопухиных. Министерство культуры является сегодня проводником линии Русской православной церкви, которая борется с Учением Живой Этики. Если власть примет решение ликвидировать МЦР, то тяжелые последствия ждут Россию, ведь, как говорил Н.К.Рерих, «Разрушение музея есть разрушение страны».
Полная версия доклада А.В. Стеценко.
| |
|
Е.С.Кулакова
|
«Образ Н.К.Рериха в творчестве Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов» – тема выступления кандидата искусствоведения Е.С.Кулаковой(г.Новокузнецк), в котором она обратила внимание на несколько известных портретов знаменитого русского художника-мыслителя в изобразительном искусстве. Это портреты кисти Б.М.Кустодиева, А.Я.Головина, Б.Д.Григорьева, Д.Д.Бурлюка. Особое место в иконографии Н.К.Рериха занимают портреты, созданные его сыновьями – Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем Рерихами. Создавая в портретах-свидетельствах возвышенный образ отца, они запечатлели для будущих поколений облик истинного патриота своей Родины, мудрого Учителя жизни.
|
|
Е.А.Щусь
|
|
В докладе магистра искусств, аспирантки Рурского университета в Бохуме (Германия) Е.А.Щусь «Синтетический научный подход в трудах Ю.Н.Рериха» показана уникальность трудов Ю.Н.Рериха, которая заключается в синтезе точного научного метода и духовности. Его труды важны не только благодаря затрагиваемому в них фактическому материалу, но и самому подходу к изучению религий, что особенно значимо для России как страны многоконфессиональной и её дальнейшего развития, в котором смогут синтезироваться различные аспекты культуры. В докладе был дан краткий анализ современного состояния исследований буддизма на Западе и роль синтетического научного подхода Ю.Н.Рериха в контексте современного религиоведения, исследований взаимодействия буддизма и китайской культуры.
| |
|
В.В.Фролов
|
В докладе «Ю.Н.Рерих о начале монгольской эпохи (по работе “История Средней Азии”)» заместителя Генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, доктора философских наук, профессора В.В.Фролова (г.Москва) обращено внимание на методологию изучению Ю.Н.Рерихом древних племен. Основой этой методологии выступает понятие культуры, выработанное Рерихами. Культура как «почитание Света», выступающая основой жизни людей, объединила древние народы в Монгольскую империю. Ю.Н.Рерих проводит их исследование как бы от их лица, делая акцент на культурных достижениях этих народов, – языке, верованиях, искусстве, создании государства. Такой взгляд имеет важнейшее значение не только для осмысления прошлого, но и для понимания современных культурных и социальных процессов. Их анализ через призму значимости общественной формы культуры показывает, что развитие Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, несмотря на деструктивные акции ряда чиновников и предателей дела Рерихов, результатом которых стало разрушение Музея и захват наследия Рерихов, имеет жизненно важное значение для будущего России и мира.
|
|
О.А.Лавренова
|
|
«Власть пространства. Ю.Н.Рерих и география» – тема доклада ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН, доктора философских наук О.А.Лавреновой, в котором была показана еще одна грань жизни и творчества выдающегося русского востоковеда – его вклад в географическую науку. Юрий Николаевич дважды прошел со своим отцом тропами Азии, был его незаменимым помощником и фактически начальником каравана, выполнял всю организационную работу. По результатам первой экспедиции была написана книга «По тропам Срединной Азии», по результатам второй – был составлен подробный научный отчет (совместно с ботаником Т.П.Гордеевым), который хранился в Отделе рукописей МЦР и до сих пор не был опубликован. То, что было сделано Юрием Рерихом, – несомненный вклад в развитие географии во многих ее областях – страноведении, конфессиональной и этногеографии. Ученый-востоковед не просто давал описание маршрута, физико-географических характеристик местности и происходивших с экспедицией событий, но наполнял эти путевые заметки знаками обыденной и сакральной жизни тех народов, которые населяли эти местности и проходили караванными тропами и древними путями миграций.
| |
|
Е.В.Троянова
|
С докладом «Научный синтез в исследованиях Ю.Н. Рериха по истории народов Центральной Азии» выступила сотрудница Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (г.Бишкек, Кыргызская Республика) Е.В.Троянова. В нем она осветила роль Ю.Н.Рериха, выдающегося востоковеда, историка и лингвиста, вошедшего в науку как продолжателя лучших традиций российской востоковедной школы, в которой в начале прошлого столетия сформировался многогранный комплексный подход к изучению истории и культуры народов Центральной Азии. Ю.Н.Рерих реализовал синтез полевых и теоретических исследований в области тибетологии, монголистики, индологии, истории номадов, открыв благодаря качеству и глубине знаний в каждом из этих направлений новые горизонты для российской и мировой науки XX–XXI вв.
|
|
И.Ю.Дьяченко
|
|
В докладе старшего научного сотрудника ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов, кандидата культурологии И.Ю.Дьяченко «Особенности научной деятельности Ю.Н.Рериха на родине (1957–1960)» раскрываются цели приезда Ю.Н.Рериха в СССР и его усилия по возрождению отечественного востоковедения в области индологии, монголоведения и тибетологии. Анализируются труды Ю.Н.Рериха этого периода, рассматриваются методы работы с учениками и т.д. В докладе было особо отмечено, что Ю.Н.Рерих органично соединил в своих трудах древнее и современное знание, научную и духовную основу, что ведет к пониманию источника знаний Живой Этики, развития ее философских положений в современной науке.
| |
|
А.А.Лебеденко
|
В своем докладе «Юрий Николаевич Рерих и семья востоковедов Дылыковых (из семейного архива В.С.Дылыковой-Парфионович)» заместитель руководителя ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук А.А.Лебеденко осветил грани сотрудничества двух поколений семьи Дылыковых (Сандже Данциковича, его дочери Вилены Санджеевны и ее мужа Ю.М.Парфионовича) с Ю.Н.Рерихом. Отдельная важная страница этого плодотворного сотрудничества – подготовка к публикации многотомного Тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями (5256 стр.), который создавал Ю.Н.Рерих много лет, начав эту работу еще в Индии. В группу подготовки словаря еще при жизни Ю.Н.Рериха вошли тибетолог и синолог Ю.М.Парфионович и тибетолог В.С.Дылыкова. После смерти Ю.Н.Рериха 1960 году Ю.М.Парфионович возглавил эту группу. Подготовленный ручным способом макет «словаря Ю.Н.Рериха» был издан в 1983–1988 годах в 10 томах и стал значимым событием в отечественном востоковедении.
|
|
Т.В.Александрова
|
|
«Значение тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями Ю.Н.Рериха в развитии тибетологии» – такова была тема выступления сотрудника Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александровой. В нем была освещена история создания уникального многоязыкового словаря, развивающего традиции русского востоковедения по созданию подобных словарей. Работу над ним Юрий Николаевич начал еще в 1920–30-е годы и продолжил по возвращении на родину в 1957 году. Показано, что данный словарь сохраняет свою научную значимость и актуальность до сегодняшнего дня и его авторитет среди современных российских и зарубежных ученых очень высок.
| |
|
М.П.Куцарова
|
В докладе аспиранта Софийского университета имени Св. Климента ОхридскогоМ.П.Куцаровой (Болгария) «Наследие Рерихов в России и судьба общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Международно-правовые аспекты» был освещен важный юридический аспект, связанный с проблемой сохранения наследия семьи Рерихов в России. Была проанализирована ситуация с наследием Рерихов в исторической перспективе (в СССР и в России), что позволило прийти к определенным выводам, связанным с открытым неприятием и нетерпимостью в отношении философского наследия Рерихов со стороны господствующей идеологии, что и явилось причиной растраты и потери значительного числа художественных произведений и архивов Рерихов за прошедшие годы. Сегодня общественный Музей имени Н.К.Рериха, созданный С.Н.Рерихом на его Родине, разрушается по той же причине и остро нуждается в международной защите, которая необходима во имя будущего России и всего мира.
|
|
Э.А.Томша
|
|
Выступление председателя Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, члена Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга Э.А.Томши было посвящено теме «Н.К.Рерих об особенностях русской культуры», в котором он рассмотрел отношение Н.К.Рериха к культуре русского народа, которая представляет собой яркое явление в мировой культуре. Среди ее особенностей выделены такие черты, как восприимчивость к другим культурам, творческая переработка разнообразных традиций и обычаев в течение многих веков, что создало удивительное внутреннее единство народов, проживающих в России, сформировало тот синтетический тип многонационального российского народа, который смог сохранить к XXI веку свою неповторимую и величественную культуру.
| |
|
Л.А.Кожемякина
|
В своем докладе «Базовые евразийские общекультурные ценности – основа культурно-исторического единства народов Евразии» научный сотрудник ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов Л.А.Кожемякина выразила суждение, что евразийские общекультурные (общечеловеческие) ценности, сформировавшиеся в течение длительного исторического периода, в настоящее время являются фундаментом консолидации людей разных национальностей, принадлежащих единому евразийскому культурно-историческому пространству. Сегодня раскрывается значимость для современного образовательного процесса творческого наследия выдающегося русского художника, ученого и общественного деятеля Николая Рериха, которое помогает осознать смысл единства священных образов и символов Востока и Запада, воспитывает подрастающее поколение в духе сотрудничества, взаимопонимания и уважения между нациями и народами, способствует раскрытию духовно-культурного потенциала Евразии.
|
|
А.Ю.Шелковников
|
|
А.Ю.Шелковников, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, свой доклад «Россия хранит зов Индии» посвятил проблеме взаимоотношения и синтеза двух культур – российской и индийской. Для Николая Константиновича Рериха (и для всей семьи Рерихов) глубинная связь России и Индии была одной из основных тем их творчества и исследований. Эта же проблематика была актуальной и для нашей выдающейся соотечественницы Е.П.Блаватской, а также для многих других ученых и мыслителей. Любовь к Индии («индофильство») рассматривается как общекультурная тенденция, характерная для разных времен и стран. В докладе русско-индийские связи не реконструируются исторически, но выделяется система характерных именно для русской культуры представлений, связанная с интуицией глубинного родства двух великих национальных мировоззрений.
| |
|
С.В.Государева
|
Доклад «Русская музыка в собрании граммофонных пластинок Международного Центра Рерихов» заведующей Региональным научно-методическим кабинетом Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова С.В.Государевой был посвящен исследованию музыкальных интересов семьи Рерихов на основе ценнейшего источника – фоноколлекции, переданной С.Н.Рерихом в составе культурного наследия своему доверенному лицу Л.В.Шапошниковой в 1990 году и бережно хранимой Международным Центром Рерихов (до захвата МЦР 28 апреля 2017 года). В 2013–2014 годах была составлена опись этого собрания, определены предпочтения Рерихов в русском музыкальном наследии: русская классическая (академическая) музыка, «модернистская» музыка начала XX века, русская православная музыка, городская бытовая музыка. Особое внимание уделено ориентальной традиции в русской музыке.
|
|
Т.С.Захарова
|
|
В докладе сотрудницы Минского государственного лингвистического университета Т.С.Захаровой (Республика Беларусь) «Эволюционное значение русской культуры» освещаются особенности формирования русской культуры и ее значение с позиции метаистории. Культурная деятельность семьи Рерихов является уникальным метаисторическим явлением. Основа деятельности семьи Рерихов – Живая Этика – написана на русском языке и предназначена в силу фундаментальности своих знаний для развития нового научного познания. Подчеркнуто, что энергетика русского языка, образность, красота, пластичность русской грамматики способствуют наиболее точному воспроизведению научного знания. Творчество семьи Рерихов носит эволюционный характер и связано с теми метаисторическими задачами, которые поставлены перед русской культурой в целом. Создание общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве имеет эволюционное значение для всей планеты, поэтому действия, направленные на его разрушение, являются преступлением не только перед русской культурой, но и в метаисторическом контексте перед человечеством.
| |
|
В.Г.Соколов
|
Выступление старшего научного сотрудника ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов, лауреата Международной премии имени Е.И.Рерих, кандидата философских наукВ.Г.Соколова «Живая Этика и современное пространство науки» было посвящено рассмотрению ряда важных положений философской системы Живой Этики в контексте существующих в естественной науке проблем и поисков, касающихся природы материи, в том числе и в аспекте помощи, которую могла бы оказать в этом данная философия. Особое внимание уделено проблеме формирования взглядов на многомерность материи, учитывая различные космологические модели, развиваемые в теоретической физике. Затронут вопрос защиты от невежественных выпадов творческого наследия выдающегося учёного-космиста Л.В.Шапошниковой, впервые раскрывшей характерные особенности философии Живой Этики в аспекте её вхождения в сложное пространство современного научно-философского знания, а также отметившей актуальность данной философии в деле объяснения онтологического смысла происходящих эволюционных процессов.
|
|
Б.Ю.Соколова
|
|
Основные положения концепции творчества, содержащейся в философской системе Живой Этики, были раскрыты в докладе «Философия творчества в Живой Этике» кандидата культурологии Б.Ю.Соколовой(г.Москва). Отмечена связь явления творчества с космическими законами; сделан акцент на том, что человек своим высоким творчеством в мире плотной материи уподобляется творческим силам Мироздания. Выявлена и проанализирована связь творчества с такими категориями Живой Этики, как энергообмен, мысль, труд, устремление, вдохновение, свобода, напряжение, красота; последняя является одновременно и инструментом и результатом творчества. Показано наличие созвучных моментов, которые в плане философии творчества роднят Живую Этику и труды мыслителей разных эпох, таких как Н.Кузанский, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Р.Эмерсон, Н.Бердяев, А.Бергсон, А.Белый, Н.Лосский и многих др.
10 октября 2017 г.
| |
|
Г.А.Яковлева
|
Тема доклада кандидата медицинских наук Г.А.Яковлевой (г.Пермь) – «Живая Этика и наука о реальности Надземного мира». В творческом наследии Рерихов большое внимание уделено пониманию особенностей Надземного, или Высшего (духовного) мира, к осознанию и гармоничному сотрудничеству с которым должна быть устремлена наука, в том числе медицина. Предпринятые учеными разных стран попытки изучить свойства этого мира (с помощью сновидений или состояния т.н. «клинической смерти») позволили врачам и психологам объяснить некоторые психофизические феномены организма человека, раскрыть в этом роль сознания и мышления. Достижения современной науки (в том числе, медицины) предоставляют человечеству убедительные доказательства реального существования Надземного мира, тесной взаимосвязи и ответственности человека перед ним.
|
|
И.И.Легкоступ
|
|
В докладе преподавателя Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича, кандидата экономических наукИ.И.Легкоступа «Россия и Духовная революция» (г.Черновцы, Украина) рассмотрены те изменения в духовно-культурном поле, которые предшествовали появлению мифологического, религиозного и научного мышления. В конце ХІХ – начале ХХ века в России началась Духовная революция, инициировавшая процесс перехода к новому виду мышления – космическому, и к этому процессу было причастно несколько потоков творческой мысли. Духовная революция ХХ столетия нашла свое воплощение в России благодаря ряду особенностей в ее историческом и культурном развитии. Продолжаясь в настоящее время, эта революция создает культурное поле для духовно-энергетического преображения человека, условия для новых форм творчества.
| |
|
О.А.Пестолова
|
«От виртуальной России к Космической Державе» – такова была тема выступления доктора экономических наук, профессора Н.М.Сурниной (г.Екатеринбург), которое она подготовила совместно с сотрудником общественной организации «Уральский Центр Духовной Культуры» О.А.Пестоловой (г.Екатеринбург). В данном выступлении была раскрыта целостная система познания семьи Рерихов, которая дает этические ориентиры, а также новые методологические подходы для эволюционного преобразования мира. Содержащийся в наследии Рерихов метанаучный синтез, сама философия космической реальности (Живая Этика) остро необходимы на современном этапе выбора стратегических приоритетов развития в условиях перехода к цифровой экономике. Россия должна осознать необходимости перехода от стихийного виртуального творчества к созиданию Державы, развивающейся в гармонии с Законами космической реальности.
|
|
С.В.Скородумов
|
|
В своем докладе «Судьба России в творчестве Л.В.Шапошниковой» руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра) С.В.Скородумов раскрыл один из аспектов исследований Л.В.Шапошниковой судьбы России. Опираясь на творческое наследие семьи Рерихов, представляющее основу нового космического мировоззрения, а также на труды философов и ученых Серебряного века, Л.В.Шапошникова пришла к выводу о тесной связи исторического пути России с процессами космической эволюции на нашей планете. Подобный исторический анализ имеет принципиальное значение для выбора дальнейшего пути России и позволяет в данном контексте рассмотреть диаметрально противоположные пути. Первый связан с именем Преподобного Сергия, пространством Духовной революции и эволюционным восхождением, второй – с именем Сталина, пространством социальной революции и тоталитаризмом, что, согласно космическим законам, не имеет будущего.
| |
|
И.Л.Пластун
|
В докладе доктора физико-математических наук, профессора Саратовского государственного технического университета им.Ю.А.Гагарина И.Л.Пластун «Судьба учёного в России. Что есть патриотизм для российского научного работника» проанализировано понятие патриотизма в применении к ученым, живущим в России и выехавшим из нее. Понятие истинного патриотизма в наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. Патриотизм предполагает любовь и принятие своей Родины, какой бы она ни была. Ответственность и самоотверженность – важнейшие составные части патриотизма и духовной зрелости. Различие в чувствах патриотизма российской эмиграции: ценностные ориентации эмигрантов первой «волны», сформировавшейся после революции, их искреннее переживание за судьбу Родины, сохранение традиций и памяти о своих корнях, и «ценности» современных эмигрантов (т.н. экономическая эмиграция «четвертой волны»), которые в погоне за комфортным существованием не могут осознать всей глубины своего нравственного падения.
|
|
Л.Н.Осипова
|
|
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Н.Осипова (г.Казань) выступила с докладом «Ценностный мир студентов как основа любви к Родине», в котором главное внимание акцентировалось на одной из важнейших характеристик личности – её ценностных ориентациях. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется человек (к чему он в жизни стремится, что хочет создать или получить, в чем видит личную ценность общения, своей деятельности и т.д.), можно говорить о его социальной и гражданской зрелости. Исследование, проведенное среди студентов инженерного вуза, показывает, что их ценностные ориентации напрямую влияют на процесс их социализации. Необходимо развивать у студентов ответственность, мудрость, терпимость к другим и навык неуклонной борьбы с собственными недостатками для творческой жизни во имя будущего, для процветания Родины.
| |
|
Н.И.Балкявичиене
|
В докладе сотрудника общества М.К.Чюрлёниса Н.И.Балкявичиене(г.Вильнюс, Литва) «Любовь Родины – Богатство Культуры» анализируется глубинная внутренняя связь между понятиями родины и культуры. В свете энергетического мировоззрения рассматривается одна из главных составляющих культуры – любовь, являющаяся атрибутом Абсолюта и определяющая высокие достижения в искусстве и других аспектах деятельности человека через мысль, слово, действие. Как Любовь нужна для пути в Беспредельность, так и Культура выводит сознание за пределы планеты и учит понимать истинные ценности. Если рассматривать искусство, то, например, живопись имеет целью вывести зрителя за пределы красок и холста в горнюю реальность; музыка своими могучими колебаниями призвана нести из космического плана важную весть и приближать к звездным высотам; в литературе каждое слово должно соответствовать своему первообразу – Логосу и отражать свое онтологическое содержание.
|
|
И.И.Зайцева
|
|
«Патриотизм, космизм, космополитизм» – тема доклада кандидата философских наукК.Х.Хайруллина (г.Казань), который подготовил его совместно с педагогом высшей категории И.И.Зайцевой (г.Казань). В докладе были проанализированы понятия патриотизма и космополитизма, которые являются противоположными идеологическими установками. В политической философии развивается концепция синтеза патриотизма и космополитизма, которая утверждает их взаимную дополнительность и необходимость рассмотрения интересов родины и мира, своего народа и человечества в качестве соподчиненных, то есть как части и целого. В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский рассматривали единство человечества, планеты и Вселенной как энергетическое единство, и для них человек был не только биологическим объектом, но и космической сущностью, несущей в себе энергетику Вселенной. С точки зрения Живой Этики, человек, впитав культуру своего народа, творчески претворяет культуры других народов, которые являются частями общепланетарной культуры. Путем культурного взаимообмена все народы стремятся к «Единому», т.е. к общечеловеческой культуре, которая в сущности своей космична и принадлежит Беспредельности.
| |
|
О.Н.Калинкина
|
В заключительном докладе кандидата социологических наук, доцента О.Н.Калинкиной(г.Пермь) «Роль Идеала в жизни человека» рассматривается понятие идеала как жизненной ценности, помогающей реализовать творческий потенциал личности, определить ее место в социуме, ощутить единство, сплоченность со своим народом. В образе идеала люди видят свое будущее, перспективу нравственно-социального развития. Особый акцент сделан на категории высшего Идеала, который воплощают духовные Учителя, или духовные Наставники человечества, известные с древности. Их деятельность тесно связана с процессом эволюции на нашей планете, которую Они планируют и продвигают. Их творчество многие века питает сердца и умы людей. Присутствием духовных Учителей пронизана жизнь наших соотечественников Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, и сами они стали для других людей духовными Учителями. Непреклонное, устойчивое следование высокому Идеалу, совершенному Образу приводит к тому, что стремление человека стать лучше постепенно перерастает в его внутреннюю потребность, становится значимой частью жизни и в результате преобразует его самого в духовный Идеал.
После завершения выступлений докладчиков был показан документальный фильм «Непринятые вестники» (МЦР, 2017). По итогам работы конференции состоялся Круглый стол «О судьбе наследия семьи Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха в России» и принята Резолюция.
В заключение необходимо отметить, что данная конференция, посвященная 115-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха, стала важным этапом в изучении творческого наследия семьи Рерихов и выдающегося востоковеда современности Юрия Николаевича Рериха. Представленные доклады открывают новые грани его научных достижений, намечают перспективу дальнейших плодотворных исследований.
Обзор подготовили П.Д.Абрамов и И.Ю.Дьяченко
Публикации в СМИ:
См. также на сайте Международного Центра Рерихов