Да, были и есть разные России. Рерих имеет с собой как раз одну Россию, которая есть творческая любовь и которая держит тайны Космоса. От имени ее он и говорит, идя по миру, и сеет свои слова плодотворно, возвышая их картинами.
Всеволод Иванов
В истории человечества отмечено появление таких исключительных личностей, которые, обладая высокими духовными качествами и уникальными талантами, принимают участие в земном творчестве космической эволюции, прокладывают пути для перехода человечества на новый уровень космического сознания. Такой личностью является Николай Константинович Рерих. Его имя как Вестника космического творчества навсегда останется в скрижалях эволюции Земли. Его имя неотделимо от России и связано с ней навеки.
9 октября исполняется 143 года со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель, провидец – его многогранное дарование сравнимо по величине разве что с масштабом гениев эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, неповторимые по стилю и содержанию литературные произведения – статьи, очерки, стихи, дневниковые записи...
Будущего всемирно известного художника и мыслителя с детских лет влекли живопись, археология, история России и других стран и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
По окончании гимназии Карла Мая в 1893 году Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи, которого Рерих почитал «не только учителем живописи, но и всей жизни». В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым…
В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и получил диплом на звание художника. Его конкурсная картина «Гонец. Восстал род на род» прямо с академической выставки была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.
Уже в 24 года Николай Константинович принимает предложение занять место помощника директора музея Императорского Общества поощрения художеств и место помощника редактора художественного журнала «Мир искусства». Продолжает заниматься археологией, избирается членом Императорского русского археологического общества, читает лекции, публикует многочисленные очерки и статьи в петербургских изданиях.
Следующей важной вехой в жизни художника Рериха стали занятия живописью в мастерской известного французского мастера Фернана Кормона во время командировки в Париж в 1900–1901 годах. Здесь он пишет картины «Идолы», «Заморские гости», «Княжья охота». Картина «Сходятся старцы» экспонируется на Всемирной выставке в Париже. После возвращения из Франции Николай Константинович избирается на должность секретаря Императорского Общества поощрения художеств.
В 1899 году Николай Константинович знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга.
16 (3) августа 1902 года у супругов родился первый сын Юрий Николаевич Рерих. Еще через два года, 23 (10) октября 1904 года, появился на свет Святослав Николаевич Рерих.
В 1903–1904 годах Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи, исторических памятников архитектуры и необходимости охраны культурных сокровищ.
К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.
В 1906 году Николай Константинович становится директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. Путешествует по Италии и Швейцарии, избирается членом Национальной академии в Реймсе.
Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского.
Вместе с Еленой Ивановной Николай Константинович знакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе изучали Упанишады. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900‑х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.
В 1909 году Н.К. Рерих избирается академиком Императорской Академии художеств. В 1909–1914 годах работает над созданием росписи храма в имении княгини М.К. Тенишевой в Талашкино под Смоленском, активно участвует в художественных выставках в России и за рубежом.
Весной 1917 года из-за тяжелой болезни Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в финский город Сердоболь на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества поощрения художеств. Однако после революционных событий Финляндия закрыла границы с Россией и Рерихи оказались отрезанными от Родины. В дальнейшем им предстояло жить вдали от нее, в разных странах, особенно тесно судьба связала их с Индией. Но, несмотря на это, все четверо Рерихов – сам Николай Константинович, Елена Ивановна и сыновья Юрий и Святослав всю жизнь считали себя частью России, не отделяли свою судьбу от ее исторического пути, трудились для нее и ее народа. В очерке «Чаша неотпитая» Николай Константинович писал: «Знаю, пройдет испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».
Создание философии космической реальности – Живой Этики, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928), основание Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира – все это важнейшие эволюционные действия, предпринятые Рерихами под руководством духовных Учителей Востока.
Общественная и культурная деятельность Николая Константиновича была высоко оценена общественностью многих стран. Он был членом Российской Академии художеств (дореволюционной), Югославской академии науки и искусства, Португальской академии, Реймской академии (Франция), Академии международного Института науки и литературы (Италия), Комитета культуры Аргентины, Нагати Прачари Сабха (Индия), Общества по доисторическим исследованиям (Франция), Федерации французских художников, Парижского общества антикваров, Французского этнографического общества, Общества охраны исторических памятников (США), Института Джагдиша Боса (Индия), Бенгальского королевского азиатского общества (Индия), Общества восточного искусства (Индия), Русского музея истории и культуры (Чехословакия), Лиги по защите искусства (Франция), Французской ассоциации международных исследований.
Н.К. Рерих являлся президентом Международного буддийского института (США), Центра искусства и культуры (Индия), Лиги культуры (США), Американо-русской культурной ассоциации и состоял вице-президентом Американского института Археологии и Общества Марка Твена.
В статье «Четверть века» Н.К.Рерих писал: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам».
Рерихи всегда верили в Россию и ее высокое предназначение, которое находит понимание и живой отклик среди представителей мировой общественности. В очерке «Крылья Победы» Николай Константинович приводит знаменательное предвидение внука Чарльза Дарвина: «Ваша страна всегда нам велика, ибо знаем её предназначение, а теперь велика всему миру. Истинно, ваша страна спасла мир, но совершит она и ещё величайшее. Будущее России может быть сравнено с вашей картиною, где великая светлая звезда блистает на заре. Россия поведёт весь мир!»
В день рождения Н.К. Рериха в Москве начнет свою работу Международная научно-общественная конференция «Мы любовью Родины богаты», организатором которой выступил Международный Центр Рерихов. Она посвящена России и 115-летию достойного представителя Великой семьи, с детства воспитанного на высоких идеалах культуры и служения России, – Юрия Николаевича Рериха.
Ссылки по теме:
См. также на сайте Международного Центра Рерихов