16 августа 2017 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) в Наггаре состоялась праздничная программа, посвященная 115‑й годовщине Ю.Н. Рериха – старшего сына Н.К. и Е.И. Рерихов, известного востоковеда, буддолога, лингвиста, исследователя Центральной Азии. По сложившейся традиции, главными гостями ММТР в этот торжественный день стали представители буддийского мира.
|
|
Церемония пуджа «Лама Чойпа»
|
|
Торжества открылись пуджей «Лама Чойпа» – церемонией в честь духовного учителя (тибетский аналог Гуру-пуджи), которую провели ламы из буддийского монастыря Панганг, расположенного на противоположном от ММТР гималайском склоне, на другой стороне реки Биас. Пуджа прошла в зале, посвященном Ю.Н. Рериху (Административный корпус Института Гималайских Исследований «Урусвати»), рядом с его Мемориальным кабинетом. И зал, и кабинет были открыты весной этого года при активном участии Международного Центра Рерихов (Москва), при поддержке Посольства России в Индии и друзей ММТР из Дели, а также правительства штата Химачал Прадеш и гостей из России. В экспозиции зала и кабинета представлены экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью Юрия Николаевича, до сих пор хранящие в себе прикосновения его рук. Среди экспонатов – скульптура Цзонкапы, великого реформатора тибетского буддизма; коллекция старинного оружия; образцы красочных китайских бокалов и вазочек, выполненных в технике эмали; лингвистические и исторические карточки; некоторые публикации и переводы, включая оригинальное издание выдающегося тибетского трактата «Голубые Анналы». Такое окружение создавало особо торжественную атмосферу и ощущение живого присутствия Ю.Н. Рериха.
По окончании церемонии гостей пригласили пройти в Научную Мемориальную библиотеку Института «Урусвати» (Лабораторный корпус Института) для участия в семинаре «Ю.Н. Рерих – исследователь буддизма». Впервые за многие годы в стенах Института состоялся научный международный семинар! Его участники, расположившись среди шкафов и стеллажей со старинными книгами и журналами, собранными самими Рерихами, словно перенеслись в те времена, когда Институт, основанный великой русской семьей в отдаленном районе Гималаев, активно функционировал как международный научно-исследовательский центр, призванный соединить достижения современной науки Запада с древними духовными знаниями Востока.
|
|
Л.В. Сургина
|
|
| |
|
Рамеш Чандер
|
В своих приветственных выступлениях Л.В. Сургина, российский куратор ММТР, сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва), и Рамеш Чандер, индийский куратор ММТР, отметили огромное значение буддизма в истории и культуре Индии и подчеркнули бесценный вклад Ю.Н.Рериха в буддологию и исследования Центральной Азии.
А.Д. Переверзев, санскритист, сотрудник Международного Центра Рерихов и помощник российского куратора ММТР, сделал короткий обзор публикаций по буддизму в собрании Мемориальной библиотеки Института «Урусвати». В библиотеке имеются работы таких выдающихся буддийских светил, как Анагарика Говинда и Анагарика Дхармапала; произведения западных буддологов и исследователей Центральной Азии, в том числе известного ученого-путешественника Аурела Стейна; такие фундаментальные буддийские тексты, как «Дхаммапада» и «Праджня Парамита. Сутра»; тибетские манускрипты, среди которых «Калачакра Тантра» и «Гухьясамаджа Тантра». Библиотека также содержит азиатские и европейские периодические издания 1920‑1940‑х годов, в том числе журналы «Буддист», «Махабодхи», «Буддийский Мир» и др.
| |
Выступает А.Д. Переверзев
|
Участники семинара «Ю.Н. Рерих – исследователь буддизма»
|
С интересом и восторгом гости посмотрели и полистали некоторые из этих изданий, а также подержали в руках труды самого Ю.Н. Рериха: оригинальное издание его перевода «Голубых Анналов» (1949) – средневекового трактата, описывающего развитие буддийских учений в Тибете; монографию «Тибетский диалект Лахуля» (1933) и статью «Обряд разбивания камня» (1932), опубликованные во 2-м и 3-м выпусках журнала «Урусвати».
|
|
|
За трибуной Йеше Церинг
|
Йеше Церинг, преподаватель тибетской живописи тханка в Тибетской школе искусств в Патликуле, познакомил слушателей с краткой историей буддизма и сделал обзор основных школ религиозной живописи, таких как Менри и Карма-гадри. Йеше Церинг также отметил, что буддийский ученый Гендун Чопел в течение нескольких лет близко сотрудничал с Ю.Н. Рерихом в переводе «Голубых Анналов» на английский язык.
|
|
Джурме Дордже
|
|
Досточтимый Джурме Дордже из монастыря Панганг рассказал об истории этого монастыря. В 1963 г. лама Кханпо Ринпоче, известный ученый традиции Ньингма, выбрал место на склоне выше Биаса для уединенной жизни и практики. Постепенно к нему притянулись ученики из ближайших буддийских регионов: Ладака, Лахуля, Спити и Киннора. Со временем здесь был построен монастырь, где в настоящее время живут несколько лам и около 40 монахинь. На месте кремации Ринпоче, который оставил этот мир около 20 лет назад, была возведена ступа. В монастыре закончено строительство школы, где юное поколение будет постигать глубокие философские знания буддизма.
| |
|
За трибуной Церинг Дордже
|
Известный ученый-буддолог из Лахуля Церинг Дордже, специалист по тибетскому языку и культуре, подробно остановился на вкладе Юрия Николаевича Рериха в исследования Лахуля. Рерих проводил здесь археологические раскопки, изучал местные диалекты, обряды и фольклор, включая архаические добуддийские ритуальные песни на древнем тибетском языке джанг-джунг, которые были затем опубликованы в одном из выпусков журнала «Урусвати». Ю.Н. Рерих также инициировал копирование манускрипта с тибетским эпосом о Гэсэр-хане, и позднее работал над ним. Тетради с переписанным из манускрипта текстом и по сей день хранятся в коллекции ММТР.
Благодаря стараниям и упорству Церинга Дордже, правительство штата выделило деньги на восстановление студии Н.К. Рериха в Лахуле, и докладчик с радостью рассказал собравшимся об успешно продвигающихся работах и о планах по созданию в студии музейной экспозиции. Нужно отметить, что уважаемый Церинг Дордже был одним из учеников Римпоче – основателя монастыря Панганг.
За научной частью последовало торжественное открытие в Конференц-зале ММТР выставки «Живая традиция буддийской живописи», в экспозиции которой представлены тханки, написанные студентами Тибетской школы искусств в Патликуле под руководством их старших наставников. Здесь можно увидеть образы Будды и Падма Самбхавы, Белой Тары, Манджушри и других представителей буддийского пантеона. «Наиболее характерные произведения тибетского изобразительного искусства, – пишет Ю.Н. Рерих в своей книге “Тибетская живопись”, – это так называемые тханки, что обычно переводится как “знамя”. Эти тханки в большом количестве можно найти в храмах и частных домах. Их всегда несут в религиозных процессиях и часто используют для иллюстрации религиозной церемонии. Странствующие ламы иногда возят с собой хорошую подборку этих картин, которые помогают им при проповеди, – поскольку искусство и в Тибете, и в других странах ламаизма было и остаётся тесно связанным с пропагандой учения Будды». Интересно, что, анализируя условия и технику создания тханок, Юрий Николаевич отмечает, что существует большое сходство между методами, применяемыми русскими и тибетскими иконописцами. «В самом деле, – пишет он, – кажется, что русская иконопись и тибетское изобразительное искусство позаимствовали свои методы работы из общего источника».
В продолжение праздника преподаватели и воспитанники детской Академии Искусств имени Е.И. Рерих, действующей под эгидой ММТР, представили гостям красивую музыкальную программу, начавшуюся, по традиции, песней-молитвой, обращенной к богине Сарасвати. Старшие девочки исполнили классический индийский танец Катхак, а младшие, наряженные в цвета индийского флага, показали танец, посвященный Дню независимости Индии, который отмечался накануне. По этому же случаю мальчики спели патриотическую песню «Воспрянь, Индия!» В заключение музыкальной программы прозвучало знаменитое буддийское песнопение «Буддам Шаранам Гаччхами», замечательно исполненное преподавателем пения Пушпой Деви.
| |
На выставке «Живая традиция буддийской живописи»
|
Воспитанники детской Академии Искусств имени Е.И. Рерих
|
Празднества завершились еще одним событием – открытием выставки детских рисунков в выставочной галерее имени Девики Рани в Культурно-образовательном Центре ММТР. Гости высоко оценили попытки юных художников – воспитанников детской Академии искусств – изобразить гималайские пейзажи, запечатлеть некоторые аспекты традиционной индийской культуры и создать оригинальные интерпретации картин Н.К. Рериха.
Торжественная программа, состоявшаяся в гималайском имении знаменитой русской семьи художников, мыслителей и ученых и посвященная юбилею Ю.Н.Рериха, стала значительным вкладом ММТР в укрепление российско-индийских культурных связей и еще одним событием, состоявшимся в рамках фестиваля «Россия – Индия – Рерихи», посвященного 70-летию российско-индийских отношений и 25‑летию Международного Мемориального Треста Рерихов.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов