26 мая 2017 года в Библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, д.72), в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, состоялась девятая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» - «Невечерний свет Сергея Булгакова». Лекцию в сопровождении презентации представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Т.В. Александрова.
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) занимает в пантеоне выдающихся русских мыслителей конца XIX - первой половины XX века одно из наиболее заметных мест - экономист, социолог, общественный деятель, литературный и художественный критик, публицист, философ, богослов, один из основателей Свято-Сергиевского богословского института в Париже, профессор, протоиерей.
Благодаря тому, что С.Н. Булгаков совмещал в себе множество ярких дарований, высокую образованность и столь же высокий уровень нравственной ответственности, он сумел внести значительный, но, к сожалению, до сих пор еще не вполне оцененный вклад в отечественную и мировую культуру.
Современный публицист и богослов Д.И. Мажуко пишет о С.Н. Булгакове: «Если бы мне пришлось одним словом выразить впечатление от личности отца Сергия Булгакова, я без колебаний выбрал бы эпитет «невместимый»» - не всегда человеческий опыт можно втиснуть в какие бы то ни было классификаторские рамки, - всегда находятся «неудобные, некомфортные идеи, неуютные мысли, которые отказываются распределяться, не хотят занимать своих мест, потому что эти насиженные гнезда не вмещают их... Таков отец Сергий Булгаков. Невместимый мыслитель, неуместный богослов».
Он и сам чувствовал свою бесприютность и безместность. В своих «Автобиографических заметках» он неоднократно сетует на то, что всю жизнь был «чужой среди своих, свой среди чужих, а, в сущности, нигде не свой. Один в поле не воин, но всегда и везде один».
С.Н. Булгаков - явление в высшей степени значительное и симптоматичное для рубежа XIX-XX веков, когда в духовной и культурной сфере человечества, и прежде всего в России, проявилась и получила развитие тенденция, которая заключалась в прорыве человеческого сознания к новому, космическому мышлению. Этот прорыв готовили представители русского космизма - ученые, философы, деятели искусства, среди которых В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.Н. Бердяев, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, М.К. Чурленис, А.А. Блок, А.Н. Скрябин и др.
От экономики к богословию, в постоянном поиске единства между небом и землей, между божественным и человеческим - таков духовный путь Сергея Булгакова, одного из гениальных мыслителей России, в творчестве которых наиболее полнокровно бился пульс духовных исканий этого периода.
В 1896 году Булгаков опубликовал свой первый труд "О рынках при капиталистическом производстве", написанный с марксистских позиций. Увлечение марксизмом было тогда общим для многих молодых русских философов – Булгакова, Бердяева, Струве, Франка. Марксов анализ исторического движения через развитие средств производства подкупал их новизной, научностью и убедительностью выводов.
Но в какой-то момент для многих философов становится понятным, что марксистских теорий явно недостаточно. Они увидели, что научность марксизма была «с вынутым сердцем», с игнорированием всех духовных струй, которые призваны наполнять человеческое существо, с абстрактностью социальных выводов, однозначным политико-экономическим решением хозяйственных проблем, а также гипертрофированием роли классовой борьбы.
Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги "От марксизма к идеализму" (1903). Он участвовал в подготовке сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909), в религиозно-философских журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", работал в издательстве "Путь". В 1918 г. С.Н. Булгаков принимает священнический сан.
В своем творчестве Булгаков испытал влияние И. Канта, Ф.М. Достоевского, немецких философов Я. Беме, Ф. Шеллинга и др. Биографы неизменно отмечают важную дату в жизни Булгакова, знакомство в 1910 году с П.А. Флоренским. Взаимообогащающая дружба этих мыслителей многое дала русской философии.
Определяющее влияние на философию Булгакова оказали идеи Вл.С. Соловьева, в основе которых лежит концепция всеединства, идея о связи двух миров – идеального и земного, проблема божественного в мире, проблема о третьем начале – Софии как о преображении мира и человека, которое происходит под влиянием космических, Божественных энергий. Все эти идеи Булгаков глубоко воспринял, творчески переработал и дополнил новыми идеями в своем творчестве.
Принцип Всеединства Вл. Соловьева привел Булгакова к учению о Софии, которое в той или иной степени развивали многие русские философы: В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, И.П. Карсавин, А.А. Блок, В. Иванов, А. Белый и другие. Булгаков подошел к софиологии в высшей степени творчески. Это учение наиболее полно и систематично разработано именно в его наследии, пронизывая собой всю ткань философского творчества мыслителя. Учение о Софии строилось Булгаковым на протяжении 30 с лишним лет, и в полном объеме оно не осмыслено и не оценено исследователями до сих пор.
В представлении Булгакова космос как живое одухотворенное целое имеет своим источником высшее женское начало. Софию Булгаков рассматривал как «принцип мировоззрения и совокупность творческих энергий в Единстве», как «живую связь между Богом и миром». Бог и мир у философа не противопоставляются, как в официальной доктрине церкви, а связываются воедино.
Посредством Софии отпавший от своего божественного первообраза человек включается Булгаковым в энергетический обмен со всеми уровнями бытия и может становиться причастным Божеству. София - «мостик между небом и землей, движение по которому осуществляется в обоих направлениях».
Труды Булгакова можно разделить на три группы: экономические работы, философские и богословские. Это деление условно, так как Булгаков, как и все мыслители-космисты, был синтетичен в своем творчестве, экономические исследования у него непосредственно переходят в философию, философия неразрывно связана с религиозными темами, богословие – насквозь пронизано философской проблематикой.
Свою религиозно-метафизическую позицию Булгаков вполне последовательно выразил в двух сочинениях: "Философия хозяйства" (1912) и "Свет Невечерний" (1917). Предметом книги «Философия хозяйства» является анализ понятия хозяйства, понимаемого Булгаковым как богочеловеческий процесс осуществления во времени вневременного (философ подводит под понятие хозяйства религиозно-метафизические основания). Здесь у Булгакова впервые появляется идея духовного ядра мира - Софии Премудрости Божией.
Хозяйство, объясняет Булгаков, - это великое творческое предназначение человека, который внедрен в мироздание, для того, чтобы его очеловечивать. Булгаков первым вносит этот термин – «очеловечивание». Сам же хозяйственный процесс предстает как космогоническая битва между Хаосом и Космосом. В этой книге Булгаков выдвигает тезис, что экономика должна иметь духовные основы.
Выявляя в «Философии хозяйства» хозяйственную природу научного знания, С.Н. Булгаков показывает созидательную роль одухотворенной науки в процессе оживления бытия, становления и совершенствования личности: «Наука вносит в темный хаос косной материи, смешения космических сил и элементов свет различения и закономерности. Она идеально организует мир как объект, и хаос явлений пронизывает светом идей, всеобщих и разумных законов».
Логическим продолжением «Философии хозяйства» стала одна из наиболее известных книг Булгакова «Свет Невечерний: Созерцания и умозрения» (1917). Сам Булгаков определяет «Свет Невечерний» как «собранье пестрых глав», подчиненное единой универсальной задаче: поиск религиозного единства жизни. Основная интенция «Света Невечернего»: осознание недостаточности и, как следствие, отказ от «света вечернего», света рационального, рассудочного мышления, и стяжание Света Невечернего (Божественного), осуществимое, по Булгакову, прежде всего, в живом опыте церковной жизни.
В 1923 году Булгаков вместе с другими деятелями культуры был выслан за рубеж. После недолгого пребывания в Константинополе, в 1923 году занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института в Праге. Участвует в создании Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже. С его открытия в 1925 до ухода из жизни в 1944 году С.Н. Булгаков - его бессменный декан и профессор кафедры догматического богословия.
В эти годы расцвело богословское творчество Булгакова. Парижская школа богословия, созданная Булгаковым как проект «живой религии» является чрезвычайно ценным явлением в творчестве мыслителя.
Ему не суждено было вернуться на Родину. Более 20 лет Сергей Булгаков провел в эмиграции, как и многие его соотечественники. Вживаясь в чужеземный быт, они хранили Отечество в своем сердце, продолжали думать по-русски, чувствовать по-русски, иметь русский облик. Они были частью прежней России, вне Родины хранили и творили ее культуру, готовили бесценное наследие, предназначенное грядущей России, чтобы когда-нибудь два потока разделенной русской культуры слились в единое русло.
Творчество С.Н. Булгакова обладает редкой цельностью: всем его главным темам он сумел подвести итог и дать отчётливое завершение. В обширнейший круг интересов С.Н.Булгакова входили такие темы как: соотношение религии и философии, науки и религии, проблемы человека, хозяйства, исследование феноменов времени, вечности, материи, свободы, необходимости, построение философии Троичности и т.д.
Сергей Булгаков был носителем живой православной традиции, всегда искал в жизни умную (софийную) красоту, ей служил и её исповедовал, признавая за ней особую ценность, жил и творил, водимый неземным Невечерним Светом, и по мере своих сил способствовал преображению земного бытия.
Важно отметить, что этот русский мыслитель значительно опередил своё время. Во многом не понятый поначалу своими современниками, он стал чрезвычайно актуален в нашей сегодняшней российской реальности и интеллектуальной истории.
Жертвенно пройдя земной путь, С.Н. Булгаков и другие мыслители-космисты оставили после себя богатейшее наследие, до сих пор еще, к сожалению, не осмысленное и не оцененное по достоинству. Каждый из них, в той или иной мере, внес важный вклад в становление планетарного мышления, в представление об одухотворенном космосе, который живет по законам Вселенской гармонии, единой для всех форм жизни и различных сфер бытия.