Приходится констатировать, что среди многочисленных публицистических и научных публикаций, посвященных Живой Этике Рерихов, не часто встречаются работы, глубоко и всесторонне отражающие изучаемый предмет. Нередки случаи, когда авторы слабо разбираются в идеях Рерихов и используют информацию, не соответствующую действительности и вводящую читателей в заблуждение. При этом ряд крупных исследователей дают более глубокий анализ и объективную оценку научных и этико-философских идей Рерихов. В их числе академики РАН А.Л. Яншин, В.К. Шумный, А.А. Трофимук, В.А. Черешнев, академик Монгольской АН Монголии Ш. Бира и др. Так, к примеру, академик РАН, президент Российского философского общества В.С. Стёпин характеризует Живую Этику как квинтэссенцию русского космизма, содержащую общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
В 2017 году вышло новое издание книги Б.В. Емельянова «История русской философии. Космизм» (учебное пособие для бакалавриата и магистратуры)*. Это издание рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
Борис Владимирович Емельянов – доктор философских наук, Заслуженный профессор Института философии и права Уральского отделения РАН, почетный профессор Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Он является крупным историком русской философии, автором более 750 публикаций, среди которых монографии, статьи, учебные и методические пособия, хрестоматии, словари.
В учебном пособии рассматриваются четыре главных формы русского космизма – «культурно-философская, религиозно-философская, естественнонаучная, а также космическая педагогика, воплотившие миропонимание отечественными космистами единства человека, Земли и космоса как естественной природной гармонии, новизну и оригинальность идей». Приведем ряд цитат.
Из раздела «Культурно-философское воплощение идей русского космизма»:
«Выдающимся русским космистом, предложившим новый взгляд на синтез искусств, на культуру и космос, был Николай Константинович Рерих» [с. 48].
«Сильной стороной всеохватывающего эстетического пантеизма Рериха, как называют мировоззрение мыслителя некоторые исследователи, является гуманизм, стремление утвердить живую этику, т.е. такие человеческие отношения, которые покоятся на причастности человека к космосу <…>.
Живая Этика – одновременно прообраз той универсальной духовности, которая представляет собой сплав научного, философского, нравственного и поэтического осмысления мира, столь свойственного Николаю и Елене Рерихам. У Рериха есть немало работ и высказываний по живой этике, но специально этой проблемой занималась Елена Ивановна Рерих (1879-1955), которая была признана носительницей… синтетического гуманистического учения Агни-Йоги – живой этики» [с. 58].
«Необычное наследие Н.К. и Е.И. Рерих ждет и своего полного издания, и вдумчивого, основанного на современном знании тайн космоса и человеческой психики исследования. Н.К. и Е.И. Рерихи – духовные учителя и наставники человечества» [с. 61].
Из раздела «Космическая педагогика»:
«Педагогический потенциал "Агни-Йоги" чрезвычайно высок. Он включает в себя ряд принципов, законов и положений, главный из которых – непрерывная и бесконечная эволюция духовности человека в единстве и гармонии с космосом, обществом и самим собой. <…> Человек одновременно является жителем Земли и космоса, поэтому обладает запасами космической энергии, включен в энергетический обмен космоса» [с. 216].
«Человек как приемник и трансмутатор космической энергии преобразует ее своими органами и специальными центрами (их 49), и самым важным из них является сердце. "Агни-Йога" − это своеобразная философия, этика и педагогика сердца. О сердце как средоточии психодуховной жизни человека, аккумуляторе и синтезаторе всех энергий говорится в большинстве книг "Агни-Йоги" <…>.
Главным регулирующим фактором во взаимодействии человека и космоса выступает закон кармы, или Закон великой ответственности. Этот закон утверждает, что человек сам творит свою судьбу, поскольку следствия его поступков, мыслей, слов и желаний неизменно возвращаются к нему. Его дополняет Закон перевоплощения <…> Следующий закон – Закон свободной воли…».
«Эти законы реализуют себя в системе принципов духовного воспитания. Их несколько.
· Принцип совершенствования, т.е. устремленности к исканию истины, путей самосовершенствования на основе самопознания и саморазвития личности в гармонии с космосом.
· Принцип общего блага, т.е. единство общих интересов, гармония бесконечного разнообразия духовных индивидуальностей в их духовной эволюции, преодолении недостатков и умножении достоинств.
· Принцип сотрудничества, т.е. сознательное единение людей друг с другом в совместном осуществлении духовной эволюции.
· Принцип ритма, т.е. продуманная программа, организация, система жизнедеятельности не только отдельной личности, но и общества.
· Принцип красоты и гармонии во всем – в природе, в человеческих отношениях» [с. 217–218].
В заключение отметим, что книга профессора Б.В. Емельянова показывает, что Живая Этика содержит огромный духовно-нравственный, научный и гуманистический потенциал, т.к. она раскрывает подлинную природу человека, его взаимодействие с космосом на основе универсальных законов Мироздания. К числу универсальных законов, представленных в Живой Этике, относятся: закон взаимодействия духовного и материального при ведущей роли духовного, закон энергоинформационного обмена между человеком и Мирозданием, законы Иерархии, Учительства, единства и многие другие. При этом уникальным положением Живой Этики, которая была духовной основой всей деятельности семьи Рерихов, выступает выдвинутый Н.К. Рерихом призыв «Мир через Культуру». Такой взгляд Живой Этики на человека и мир, в котором он живет, не только раскрывает место человека в окружающей его реальности, но – что сегодня чрезвычайно важно − дает возможность по-новому подходить к проблемам современности (экологическим, народонаселения, войны и мира и т.д.) и решать их в конструктивном и созидательном ключе в пользу личности, семьи, страны и, в конечном итоге, на благо всего человечества.
П.Д. Абрамов, В.В. Фролов
_______________________________
* Емельянов Б.В. История русской философии. Космизм: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б.В. Емельянов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 220 с.
См. также на сайте Международного Центра Рерихов