Новости отделения

11.05.2017

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Восьмая лекция: «Одоевский Владимир Федорович – предтеча русского космизма»


Фоторепортаж

28 апреля 2017 года в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения  состоялась очередная лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Тема лекции «Одоевский Владимир Федорович – предтеча русского космизма». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Шестакова Л.И.

Последнего из древнего рода князей Рюриковичей князя Одоевского Владимира Федоровича, можно причислить к интереснейшей и выдающейся личности, в чьем творческом и духовном наследии мы находим истоки идей космизма. Его оригинальные идеи явно опередили свою эпоху. Это свидетельствует о прозорливости мыслителя, его устремленности в будущее, непреходящей ценности его идей. Он родился в Москве (1804-1869), получил образование в Московском университетском пансионе.

Природа щедро наградила князя обилием талантов. При широте своих интеллектуальных интересов он во многих отношениях явление уникальное. Жизнь и деятельность князя Одоевского настолько слились с историей русской общественной жизни и русской культуры середины 19 века, что его невозможно выделить из этой эпохи.

Даровитый литератор, философ, один из основоположников русского классического музыкознания, композитор, критик, публицист, общественный деятель, он получил также известность как учёный энциклопедист и просветитель, пытливый экспериментатор и изобретатель, популяризатор научных знаний. 

Одна удивительная черта - беспримерная работоспособность, подтверждающая древнюю, но вечно живую истину, что гений и труд - понятия нераздельные.

Одоевский возглавил в России первое философское «Общество любомудрия». Любомудры видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры. Они верили в создание абсолютной теории, посредством которой можно было бы удовлетворить все духовные потребности человека, выработать проект наиболее совершенного общества.

В размышлениях любомудров, дерзавших соединить мысль и поэзию, и создать «новую поэтическую философию», находим мы наброски тех идей, что десятилетиями позже лягут в основу учения Н.Ф. Федорова и его последователей космистов. Прежде всего, это идеал живого, «цельного знания» и управления природой. Одоевский считал, что природа, брошенная развиваться сама по себе, «вдруг явится человеку с новыми, неожиданными им силами, пересилит его и погребет его под развалинами его старого, обветшалого здания».

Цельное знание  синтезирует все силы и способности человека: научные, художественные, религиозные, собирает и сам объект исследования - человека и природу, разбросанные по многочисленным рубрикам специальных наук. Задача «новой науки» воспринимается Одоевским так, как затем она будет сформулирована Н.Ф. Федоровым: полнота «знания и управления» силами природы. В такой науке, по мысли Одоевского, словно оживает начальное, магическое отношение человека к миру, в котором сильна была роль интуиции, сокровенного, внутреннего видения. Только теперь эта глубина древнего целостного восприятия мира сочетается со всей полнотой и детальностью знания, добытого человечеством в течение столетий.

Одоевский был против специализации и высказывал это в своих теоретических рассуждениях и в произведениях… «Никакое отдельное знание, - говорит он, - ни химия, ни физика, ни психология (в отдельности) не дают понятия о предмете, ибо каждый предмет для разумения его требует всех наук, и сверх того, их разумного сопряжения... В каждом предмете природы являются все науки вместе». В романе «Русские ночи» Одоевский писал: «Мы все изучили, все описали и почти ничего не знаем».

В качестве некоего эталона познания выступает у Одоевского акт самопознания. Процесс познания здесь истекает как бы изнутри человека, поднимается из глубин души и в нем неразрывны разум и чувство. Самопознание «есть знание внутреннее, инстинктивное, не извне, но из собственной сущности души порожденное, таковы должны быть и все знания человека. Великое дело, - утверждает мыслитель, - понять свой инстинкт и чувствовать свой разум. В этом, может быть, вся задача человечества». «Новая наука» как раз и должна осуществить синтез инстинкта и разума, двух главных способностей человека - природной и сверхприродной. В ней все инстинктивное обращается в «знание ума», а «знание ума» становится внутренним, интимным, приобретает силу воздействовать на ход вещей. Эти мысли мы не раз встретим на страницах романа Одоевского «Русские ночи» (1844), первого русского философского романа, а также, мысль о человеке как активной, творческой силе.

У Одоевского был целый ряд идей, общих для всех деятелей русского космизма. Важное место занимает идея общего блага, благу всего человечества, идея духовности и всеединства, он был универсалистом, носителем синтеза в себе и понимания синтеза в науке.

Нельзя не признать, что пытливая и острая мысль Одоевского, его чуткость ко многим передовым явлениям современности во многом упреждала даже самых выдающихся ученых и мыслителей его времени.

Более чем 40 лет была отдана «труженическая», «чернорабочая» жизнь князя Владимира Федоровича Одоевского государственной службе на благо России. Был чиновником Комитета иностранной цензуры, исполняющим обязанности директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея в Петербурге, а затем и в Москве. Переходя из одного департамента в другой, князь Одоевский являлся всюду во всеоружии своих отменных дарований и глубокой эрудиции, прилагая везде свое образцовое трудолюбие, он всегда чувствовал себя на месте.

За свой труд князь Одоевский в 1845 г. князь был пожалован в  действительные статские советники, который соответствовал генерал-майору в армии и титуловался "Ваше превосходительство". Князь Одоевский чуждался чинов и почестей и искренно просил не награждать его чином тайного советника, к которому его хотели представить за доброе, беспорочное служение и "совершенное самоотвержение".

Одоевский принимал участие в создании Русского музыкального общества и консерватории в Москве, вообще чрезвычайно много сделал для развития музыкального образования и музыкальной критики в России.

В тридцатые годы и в начале сороковых князем Одоевским написаны все основные и лучшие произведения. Они разнородны по жанрам и тематике, но все это жанровое и тематическое многообразие было спаяно особым типом мышления, выработанным под влиянием философии Шеллинга и других немецких философов.

Его неоконченный фантастический роман «4338 год» созвучен русскому космизму не только картиной головокружительных успехов в освоении Земли и космического пространства, но и поставленным в нем вопросом о конечных целях развития, о принципах и границах регуляции, о ее этическом базисе.
           
Его мысли оставили в человечестве заветные зерна тех идей, которым суждено затем возрасти могучим древом в учениях русских космистов. Все это делает князя Одоевского предтечей русского космизма.
В Гранях Агни Йоги записано: «Провозвестники будущего обладали даром предвидения и предслышания. Они передавали людям беззвучные вести пространства, призывая человечество внимать зовам будущего. И они двигали эволюцию, ибо знали сущность грядущей ступени. Своим пониманием и прозрением будущего насыщали они ауру Земли, цементируя пространство, и продвижение человечества на новую ступень становилось возможным… Потому велика заслуга их, идущих впереди своего времени». 

Елена Ивановна Рерих пишет, что именно через космическое миропонимание наступит духовное единение: «… Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворечнике. Тогда наступит и духовное объединение».

 




 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2017 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов