15 апреля 2017 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха состоялся торжественный вечер, посвященный 82-й годовщине со дня подписания Пакта Рериха. В этот знаменательный день в 1935 году был подписан первый международный договор с целью сохранения объектов культурного достояния человеческого творческого гения. Пакт Рериха утверждал, что сохранение памятников культуры во время военных действий и в мирные дни – это первый шаг к гармонизации международной стабильности и будущего планеты. Именно этот правовой документ послужил прототипом Гаагской конвенции 1954 года и всемирно известной организации ЮНЕСКО, созданной с гуманитарной и миротворческой целью.
Открыл праздничную программу видеофильм, посвященный Пакту Рериха и защите культурного наследия. Кадры разрушений памятников мирового культурного наследия показаны в контексте угрозы сохранения человечества как вида живых разумных существ. Две Мировые войны, случившиеся в ХХ веке, привели культуру в упадок. Человеческая гордыня поставила материальные достижения выше духа и культуры. Отсюда трагическая история Фландрии, Бельгии, Нидерландов и всей Европы. Запущенные в военный период антагонистические механизмы носят уже хронический характер, они продолжают развиваться и в наши дни. В контексте мировых тревог и глобального неспокойствия набатом звучит идея Н.К. Рериха «Мир через Культуру».
В 19З1 году состоялось первое освящение символа Пакта Рериха – Знамени Мира в Соборе Святой Крови в европейском городе Брюгге. Представители около 100 государств участвовали в торжественном собрании и поддержали идею Рериха о создании нормативного международного документа, слышали колокола победы, звонящие в фландрийской ратуше в честь освещения стяга Триединства. В 1932 году в роскошном готическом зале г. Брюгге вновь прошла конференция, посвященная Пакту Рериха. К проведению форума была приурочена фотовыставка древнейших памятников архитектуры и древних городов мира. Было предложено признать города Брюгге, Рим и Венецию неприкосновенными и вывести с их территории все военные гарнизоны.
В 1935 году президент США Ф.Д. Рузвельт в Белом Доме Вашингтона произнёс торжественную речь о необходимости радения о культурном наследии человечества как гаранте сохранения современной цивилизации. Подобно тому, как Красный Крест охраняет раненых и мирное население на фронте, так и Знамя Мира должно маркировать и защищать уникальные объекты культуры.
Собравшимся продемонстрировали видеообращение генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой с воззванием немедленно остановить войну в Сирии. Она назвала сирийские события наших дней культурной трагедией. Разрешение этого конфликта сегодня является сохранением мира во всём мире завтра. Дипломат призвала: «Довольно разрушений! Давайте защищать мировое общее культурное наследие. Остановите войну немедленно!»
Среди почетных гостей на вечере в Музее имени Н.К. Рериха присутствовали посол Перу в Российской федерации господин Бенхамин Чимой, глава департамента культуры посольства Венесуэлы в РФ госпожа Мария Габриэла Руис Флорес. Они с интересом оценили экспозицию залов музея и выразили солидарность идеям Пакта Рериха, высказали пожелание, что целесообразнее отмечать Всемирный День Культуры не только на общественном, но и на государственном уровне.
|
|
А.В. Стеценко
|
|
Вице-президент МЦР А.В. Стеценко поздравил всех участников собрания с 82-й годовщиной празднования Пакта Рериха, договора, направленного на безусловную защиту всех объектов культурного наследия, как в военное, так и в мирное время, и не только самих объектов, но персонала, работающего в них. Договор был назван в честь своего основателя и вдохновителя.
Это событие определило развитие человечества на долгую перспективу. Пакт Рериха получил международное признание благодаря общественному движению. Это свидетельствует о значении и силе общественности, и о том, что участие общественных сил в культурном строительстве является панацеей решения многих социальных проблем.
Почему Культура и ее объекты играют такую важную роль? Культура в самом широком понимании ее значения, как утверждается в Живой Этике, является основой формирования человека и как личности, формирования его духа. В пространстве культуры происходит эволюция человека через раскрытие своих высших возможностей во благо человечества.
Объекты культуры – это хранилища энергетики красоты, без которой человечество просто одичает. Культовые объекты древности, религиозные храмы, лучшие образцы зодчества, классическая музыка, живопись, высшие образцы литературы и поэзии, научные открытия и многие другие объекты высокого творчества человечества хранят эту неуничтожимую энергетику. Соприкосновение с плодами высокой культуры облагораживает, духовно обогащает человека.
Картина, если написана великим мастером, несет в себе огромный потенциал красоты, и ее запас не зависит от срока ее создания. Визуальное общение зрителей с картиной необычайно нагружено смыслом. Значение Музеев чрезвычайно важно, это мощные энергетические центры Культуры. Вот почему на первом месте в названии Пакта стоят художественные учреждения. Их сохранение, развитие и приумножение служит залогом развития государства, которое должно заботиться и создавать все необходимые условия для музеев.
Высокая поэзия, классическая музыка соединяют нас с их творцами и с Высшим, откуда художники и музыканты черпали вдохновение, без этих шедевров невозможно будущее. Н.К. Рерих писал: «Разрушение Музея есть разрушение страны». Сегодня мы видим, как конфликты из локальных становятся масштабными, и существует опасность новой, Третьей, мировой войны.
|
|
Н.Н. Черкашина
|
|
Н.Н. Черкашина, и.о. директора общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, начала выступление с демонстрации слайдов о поступлении картин в музей. Показаны истории появления в МЦР всех картин, изъятых следственными органами 7‑8 марта 2017 года. Картины были вывезены из Музея имени Н.К. Рериха под покровом ночи. Теперь пытаются убедить общественность, что картины не являются подлинными. Возникает вопрос: с какой целью это делается – для того, чтобы оклеветать мецената, опорочить музей или для того, чтобы иметь возможность тайком продать эти картины за большие деньги? «Как защитить картины, – пишет Е.И. Рерих, – от продажи людям, ничего не знающим об их истинной ценности. Кроме того, являясь шедеврами искусства, многие из них воплощают прекрасную Идею, связанную с Заповедной страной. И эта чудесная Концепция Страны Заповедной, Обители Великих Учителей, может разрушиться, подобно распавшейся нитке жемчуга! Мое сердце разрывается от боли, когда я думаю об этой трагедии».
У всех, кто участвует в разрушении музея, свои интересы: кого-то интересует усадьба в центре Москвы, кто-то хочет отвести внимание от пропавших в Музее Востока картин, кого-то интересуют деньги, но за всем этим стоит самое главное – борьба с новым знанием, с новым космическим мировоззрением, которое принесли в мир Рерихи. Н.К. Рерих называл свои картины художественным комментарием к Живой Этике. Собранные вместе картины раскрывают важнейшие идеи нового мировоззрения. В них воплощены идеи единства человека, планеты и Космоса, победы Света над тьмой.
В своих письмах Е.И. Рерих указывала, что утверждение искусства Н.К. Рериха по всему миру дало бы возможность напитать души, ищущие и жаждущие красоты. И создание Музея стало бы Памятником такому исключительному Художнику, Мыслителю и представителю великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности. Этому плану следовал Ю.Н. Рерих, когда привез картины своего отца в Россию; этот план стал основой концепции С.Н. Рериха о создании общественного музея в центре Москвы; этому плану строго следовала Л.В. Шапошникова, когда создавала Музей, наполненный Красотой, Светом, Любовью. Музей как образец истинной Культуры, стал фокусом нового знания, нового космического мышления, и, как мы видим сейчас, фокусом борьбы Нового со старым.
|
|
| В.В. Фролов |
Руководитель ОНЦ КМ МЦР В.В. Фролов обосновал идею о том, что общественная форма культуры в России возникла в особых социальных условиях, когда государство продолжает использовать модель административного управления культурой, что затрудняет реализацию любых негосударственных проектов. Культура как энергетика Света необходима человеку для его эволюционного развития. Существование культуры в общественной форме не может быть подчинено государству – отсюда нападки и клевета на те структуры и тех людей, которые утверждают общественную форму культуры. Коллектив общественного Музея имени Н.К. Рериха, выполняя волю своего основателя С.Н. Рериха и заветы его создателя и Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой, сформировал в пространстве музея условия для развития и популяризации Культуры как почитания Света. Если посмотреть книгу отзывов музея, то можно увидеть, как тепло и сердечно пишут посетители об этом храме Культуры и его сотрудниках. В нормальном обществе государственные и общественные интересы должны были бы сойтись в едином поле Культуры.
|
|
П.М. Журавихин
|
|
Президент Благотворительного Фонда имени Е.И. РерихП.М. Журавихин сказал о том, что 12 февраля 2017 года, в День рождения Е.И. Рерих – автора удивительных философских трудов, жюри Международной Премии имени Елены Ивановны Рерих единодушно присудило Премию за 2016 год председателю Попечительского совета общественного музея Анатолию Евгеньевичу Карпову. Президент Фонда торжественно вручил лауреату золотую медаль за вклад в защиту наследия Рерихов. Рерихи мечтали создать музей в Москве. И только их младшему сыну удалось осуществить давнюю мечту родителей. С.Н. Рерих передал в Россию картины, вещи, рукописный архив и т.д. Музейный комплекс состоялся. В 1990‑е годы страшно было смотреть на руины усадьбы. Государство от помощи в финансировании отказалось, отреклось от своих обязательств перед дарителем. Советский Фонд Мира, тогда возглавляемый А.Е. Карповым, внес первый взнос 2 млн. руб. на реконструкцию этого здания и создание общественного Музея. До настоящего времени Анатолий Евгеньевич всегда приходил на помощь музею в труднейшие минуты его истории. Сегодня А.Е. Капров является председателем международной ассоциации фондов мира и прилагает мыслимые и немыслимые усилия, чтобы защитить Музей имени Н.К. Рериха от разрушения.
| |
| А.Е. Карпов |
А.Е. Карпов, советский и российский шахматист, многократный чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, сказал, что так получилось, что он – единственный свидетель воли С.Н. Рериха. С первого момента знакомства со Святославом Николаевичем они нашли общее понимание. Сразу же было принято коллективное решение помогать транспортировке и охране наследия. Б.Н. Ельцин, президент РФ, также откликнулся на призыв о помощи. Что сейчас хотят создать на месте общественного музея современные чиновники, мы точно не знаем, хотя заявлено о создании государственного музея. Но акты вандализма этих «деятелей от культуры» очевидны. Картины выдирались из рам, не было подобающего транспорта. Это крайний цинизм, и картины должны вернуть.
Будем верить в нашу победу и в то, что справедливость восторжествует. А нам надо быть едиными, чтобы исполнить заветы С.Н. Рериха.
|
|
Алина Гегамова
|
|
Выступила победительница конкурса в области международного права, выпускница высшей школы экономики, аспирант Алина Гегамова, которая в настоящее время работает над диссертацией, посвященной защите культурных ценностей. Знамя Мира, предложенное Н.К. Рерихом, в международной практике заменено знаком Голубого щита, согласно постановлению Гаагской конвенции 1954 г. По состоянию на 2004 год конвенция ратифицирована 108 странами. Вывоз культурных ценностей с оккупированной территории запрещен специальным протоколом к этой конвенции (ратифицирован 87 странами); протоколом также предусмотрены правила о возврате культурных ценностей по окончании военных действий, в случае, когда они были временно перемещены на территорию другого государства. Суд в Гааге признал исламского бойца Ахмеда аль-Махди виновным в разрушении культурных ценностей города Тимбукту в Мали и приговорил к девяти годам лишения свободы. Это дело получило широкий резонанс, так как стало первым прецедентом привлечения к уголовной ответственности за приказ разрушить объекты наследия. В марте 2017 года ООН приняла еще одну конвенцию в защиту культурных ценностей и спасения их от разрушения, поскольку не представляется возможным компенсировать ущерб хотя бы в приблизительной степени. Люди, живущие сегодня в Сирии, стараются своими силами защитить культурные памятники и возводят защитные стены в старинных храмах, чтобы спасти древние фрески.
| |
| И.Ю. Дьяченко |
Старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР И.Ю. Дьяченко сказала, что в Пакте Рериха содержатся принципиально новые подходы к сохранению культурного наследия. Это не просто юридический документ, это целое явление в истории мировой культуры. Он несет в себе новый подход к решению проблемы сохранения культурного наследия человечества, связанный с широким просвещением и пониманием духовной значимости этого наследия. Памятники искусства связанны с мирами более высокого измерения, которые воздействуют на душу человека, возвышают его дух, формируют нравственное начало и культуру, способствуя, таким образом, эволюционному развитию человечества в целом. Так, Пакт Рериха, укрепляя культурное поле планеты, сохраняет будущее человечества.
«Культура есть истинное просветленное познавание, – писал Н.К. Рерих в очерке «Оборона», – Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра – во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа».
Завершился торжественный вечер фортепьянным концертом. Прозвучали произведения Л. Бетховена, С. Франка в превосходном исполнении Минчжэна Яна – лауреата международных конкурсов, приехавшего из Республики Корея, который является студентом 5‑го курса Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс народной артистки России, профессора Элисо Вирсаладзе).
Анастасия Соколова