Архив новостей отделения

19.02.2017

Открытие выставки картин Н.К. Рериха «Священные вершины»



Фоторепортаж

16 февраля в общественном Музее имени Н.К. Рериха состоялась презентация выставки картин Н.К. Рериха «Священные вершины». Лейтмотив выставки – горы Востока, которые художник изображал как во время своих странствий по просторам Центральной Азии, так и во время работы в уединенной гималайской долине Кулу. На картинах мастера перед взором зрителя предстают горные цепи Восточных и Западных Гималаев, пики и перевалы Каракорума, Куэнь-Луня, Ак-Тага, вершины Монголии и Цайдама, хребта Танг-ла и Тибетского нагорья.

Генеральный директор музея Наталья Николаевна Черкашина обратилась к собравшимся с приветственным словом. Она процитировала высказывание Н.К. Рериха о Гималаях: «Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к вершинам». Гималаи − это особое, святое место. Гималайские этюды выступили своеобразным живописным дневником духовного восхождения художника. Наши современники, россияне и граждане других стран, вдохновленные духовными поисками семьи Рерихов, стремятся к Гималайским вершинам, в Тибет и Индию. Подъем на горные вершины, который осуществляют альпинисты, требует от них таких качеств, как мужество, терпение, выдержка. Н.Н. Черкашина передала слово Ивану Трофимовичу Душарину, легендарному альпинисту, который совершил более 300 восхождений, в том числе, на Эверест, Чогори, Нанга Парбат, Чо Ойю и другие высочайшие вершины Гималаев.

И.Т. Душарин − Мастер спорта России международного класса, вице-президент Федерации альпинизма России, неоднократный призёр чемпионатов и первенств по альпинизму. В своем выступлении он подчеркнул, что горы − это действительно та атмосфера, которая завораживает и завлекает человека. Он отметил: «Николаю Константиновичу удалось, не будучи альпинистом, отобразить на своих картинах красоту Гималаев, причем, это не фотографическая точность в прорисовывании мелких деталей, а способность передать дух гор. Когда люди, не знакомые с горной природой, смотрят на картины Рериха, они не верят, что горы именно такие, но когда человек поднимается на пять, шесть, семь тысяч метров, то он видит очень большое сходство. Это качество восхищает. И, как мы восхищаемся Айвазовским, певцом моря, точно так же мы восхищаемся и Рерихом, певцом гор. Кроме внешней формы, Н.К. Рериху удается передать и духовное содержание того или иного района, той или иной вершины. В горах особая энергетика, особая атмосфера и, если согласиться с мнением многих ученых о том, что наша планета – это живое существо, то тогда горы – это мозг планеты. Наша энергетика созвучна энергетике гор, поэтому нет человека, которого они оставили бы равнодушным. Горы раскрывают внутреннюю сущность человека. Это замечательное их свойство я мог наблюдать, работая инструктором по альпинизму. Экспедиции, которые провел Рерих, говорят о его огромном мужестве как мужчины и как ученого. Изучение пути и творчества таких людей как Рерих духовно обогащает, и то, что сейчас делает музей Рериха – это благородное дело, которое необходимо поддерживать и развивать, идеи Рериха важны и для воспитания подрастающего поколения».

Иван Трофимович всегда с благодарностью вспоминает дружбу с Г.И. Кальжановой, которая многие годы возглавляла Тольяттинское рериховское общество. Он передал в дар МЦР две свои книги «Через горы к себе» и «Сталкеры высокогорья». Н.Н. Черкашина поблагодарила И.Т. Душарина, вручила ему издания МЦР и выразила надежду на дальнейшее плодотворное и тесное сотрудничество.

Деятельность Н.К. Рериха в Индии была направлена на сближение русского и индийского народов. В этой связи глубоко символично, что гостем презентации выставки стал господин Джейсундар, директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру в Москве. Он подчеркнул, что Гималаи захватывают дыхание, потрясают воображение. Г н Джейсундар в процессе путешествия по Гималаям познал для себя много нового, но еще непознанного осталось гораздо больше. Он сказал: «Гималаи имеют для разных людей разное значение. Так, для одних они − источник воды, жизни, для других же − источник чуда, вдохновения. Конечно же, Николай Константинович относится к последней категории людей, для которых Гималаи − вечный, неиссякаемый источник духовного вдохновения. Как говорил Николай Константинович, эти пики священны, и, действительно, Кайлаш почитается миллионами людей различных вероисповеданий. Когда вы стоите перед высокогорными пиками Гималаев, то они могут принять для вас образ благородного, седого отца, мудрого учителя, который как бы говорит: "Посмотри на меня, я был здесь много-много лет назад, видел твоих дедов и прадедов, и ты можешь получить знания от меня". В непрерывно меняющемся мире Гималаи являются вечным свидетелем происходящих вокруг них событий, и они могут служить символом постоянства в таком нестабильном окружении. Н.К. Рерих был сыном России, но в то же время он был и сыном Индии. В этом году исполняется 70 лет установлению дипломатических отношений между Россией и Индией, и в год юбилея особенно хотелось бы отметить вклад Н.К. Рериха и всей семьи Рерихов в укрепление культурных и духовных связей между нашими дружественными странами». Г-н Джейсундар пожелал гостям музея, чтобы от посещения выставки они получили такое же вдохновение, какое Н.К. Рерих получал от Гималаев.

Александр Титов, фотограф и путешественник, организатор и участник экспедиций во многие затерянные уголки Востока, в том числе, по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (Индия, Китай, Монголия, Алтай), сказал, что нам на пути духовного совершенствования даны ориентиры в виде старцев и мудрецов, таких как старшие и младшие Рерихи и, конечно же, Л.В. Шапошникова. Александр продемонстрировал собравшимся видеокомпозицию, где его авторские фотографии сопровождались музыкой композитора Китаро «Шелковый путь». Зрители получили возможность погрузиться в атмосферу красоты и чистоты высокогорья и потрясающих воображение снежных пиков.

Далее выступила Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР. Она отметила, что когда мы говорим о горных пейзажах в творчестве Н.К. Рериха, то необходимо помнить, что горы входят в тот великий «индийский путь», которым он прошел в 1923 1928 годах, организовав Центрально-Азиатскую экспедицию. Ирина Юрьевна сказала: «На этом маршруте Рерихам пришлось преодолеть 35 горных перевалов высотой от 4 до 6,5 км. Это были горные системы Каракорума, Кунь-Луня, Алтая, Гималаев. Конечно, путь экспедиции был физически очень тяжел, но в то же время богат впечатлениями и разными событиями. Как художник Н.К. Рерих не мог оставаться равнодушным к той красоте, которая ему открывалась на горных перевалах, на больших высотах, при сильном ветре и морозе он мог делать или беглые зарисовки карандашом, или запоминать по памяти, потому что рисовать красками было трудно. Особенно Рериха привлекал величественный массив Канченджанги – третьего по высоте восьмитысячника, с названием которого было связано много сокровенного. Рерих описывал в своих очерках праздник почитания Канченджанги, в ходе которого люди выражают в песнях, танцах и старинных обрядах молитвенное благоговение перед Красотой природы, и кажется, что сами боги участвуют в празднике вместе с людьми. В Гималаях Рерихам довелось прожить почти 20 лет. Они поселились в долине Кулу, и из окон их дома открывался вид на горы. Долина Кулу зовется "обителью 360 богов". Здесь в горах проходил Будда, жили герои древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Через перевалы Н.К. Рерих водил экспедиции в соседние долины, и исследователи собирали ботанические коллекции, лекарственные травы, изучали этнографический материал, космические лучи в высокогорных условиях. Гималаи дают ощущение приближения к божественному, и именно потому они – "священные"».

Петр Абрамов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, рассуждал о том, почему горы так привлекательны и что дает человеку восхождение в горы. Горы близки к небу, поэтому они представляют собой наиболее полное на Земле отображение Беспредельности, из которой произошли и в которой пребываем мы и все сущее. Недаром в горах удивительное, поражающее воображение звездное небо видно гораздо лучше, чем в низинах. Мир гор – это мир кристальной чистоты и духа, неслучайно мир высший, райский, мир преображенного бытия называется миром горним. Кроме того, считается, что в горах, в Гималаях, вдали от любопытных взглядов есть обители высшего знания. Рядом со священными вершинами хранится сокровенное знание Шамбалы. Сама Шамбала называется горной страной. Мудрецы сравниваются с мощными снежными вершинами, и обычные люди не могут судить об их качестве, но лишь способны восхищаться их великолепием. Активные путешествия по миру, в неизведанные страны расширяют жизненные горизонты человека, закаляют тело. На высотах меняется протекание многих физиологических процессов, на внешнем физическом уровне горы мощно воздействуют на человека. Горы – для сильных и стойких людей. При этом человек, находящийся на вершине, мыслит и чувствует иначе, чем тот, кто обитает в глубокой долине. Он способен сверху, синтетически обозреть все явления и оценить по достоинству их подлинное значение. В книге Мир «Огненный» говорится о том, что горы даны как спасение от золота, торгашеских, обывательских установок низин. Восхождение в горы способствует очищению, утончению сознания. Неэгоистическое устремление к вершинам вдохновит человека на подвиг добра и красоты, даст возможность воспринять сокровенную мудрость Востока.

Куратор выставки, сотрудник Международного Центра Рерихов Дмитрий Ревякин рассказал о том, что коллектив музея очень долго шел именно к этой выставке. В своем выступлении он отметил: «Эта экспозиция, пусть небольшая, но очень насыщенная. Ее дизайн выполнен Н.Н. Мякотой. Перед нашим взором предстают Канченджанга, Синиолчу, Кабру, Пандим, Нанга Парбат, Чогори, Музтаг Тауэр, пик Марбл, Кайлас, Чомульхари, Эверест, Гепанг и другие величественные пики Гималаев. Поскольку произведения, представленные на выставке "Священные вершины" более 25 лет экспонировались на передвижных выставках нашего музея, московскому зрителю они практически неизвестны.

Когда картины из серии "Гималаи" были привезены в Россию доверенным лицом С.Н. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, они были без авторских названий. Поэтому первоначально искусствовед МЦР Т.Г. Роттрет дала картинам условные, искусствоведческие названия. Н.К. Рерих кодировал свои произведения с 1935 года по 1947 й таким образом, что картины имеют на обороте авторский номер и геометрический знак. Эти данные можно расшифровать, если обратиться к авторским спискам художника за эти годы. Благодаря исследованиям питерского искусствоведа Государственного Русского музея В.П. Князевой, сделавшей большую работу по атрибуции картин Н.К. Рериха, поступивших от Ю.Н. Рериха в ГРМ, частично стали известны авторские списки. Также она смогла получить от З.Г. Фосдик данные, позволившие расшифровать авторские кодировки. При работе над научным каталогом МЦР часть недостающих авторских списков Н.К. Рериха была найдена в нашем отделе рукописей. После этой работы картины серии "Гималаи" из нашего собрания обрели свои подлинные названия. Вместе с тем, большинство произведений было обозначено в этих списках под общим названием "Гималаи".

В данном выставочном проекте мы постарались понять, что именно изображено на той или иной картине, для чего использовали ландшафтные фотографии из отдела рукописей МЦР, сделанные Н.К. Рерихом и членами его семьи во время Центрально-Азиатской экспедиции, а также во время пребывания в долине Кулу и Лахуль, фотографии английской экспедиции на Эверест 1924 года, находившиеся у Н.К. Рериха, фотографии известного итальянского альпиниста-фотографа Витторио Селла. Часть вышеназванных фотографий представлена в экспозиции выставки.

Структура выставки определяется историей знакомства Н.К. Рериха с Гималаями, от величественной Канченджанги до Гепанга. На выставке мы также постарались воспроизвести атмосферу художественной мастерской Николая Константиновича и представили темперные краски французской фирмы "Лефранк", карандаши, кисточки художника, а также авторский картон местного индийского производства, использовавшийся для создания картин серии "Гималаи". Особый интерес представляют две картины: "Шамбалей Лам" и "Вход в Шамбалу", свидетельствующие об интересе художника к теме Шамбалы, загадочной стране Мудрецов, затерянной где-то среди бескрайних Гималайских хребтов».

После торжественного открытия выставки Д.Ю. Ревякин провел гостям музея экскурсию по экспозиции выставки.

Петр Абрамов, Дмитрий Горный

См.также на сайте Международного Центра Рерихов

 

 






Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов